Из опыта работы « Использование современных форм обучения детей в процессе краеведческой деятельности»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: « Использование современных форм обучения детей
в процессе краеведческой деятельности»
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего города, уважаемых жителей, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Работая в детском саду, рассматривая одну из составных частей нравственно- патриотического воспитания – краеведение, столкнулась с тем, что материала для дошкольников очень мало. Именно тогда стала подбирать необходимый материал сотрудничая с Краеведческим музеем нашего города.
Главной целью в краеведение – является воспитание патриота, любящего и знающего свой край. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- Познакомить с историей и современностью нашего края.
- Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города.
- Развивать стремление как можно лучше знать свой край.
- Способствовать становлению, развитию, упрочению детского коллектива и семьи.
- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности, вдохновения и знаний. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям, используя современные формы обучения дошкольников.
Особое место в краеведческой работе занимает сотрудничество с музеем нашего города , которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего города , познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков , позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашего края .
Основной формой работы по ознакомлению с родным краем - является НОД по познавательному развитию, активизирующая мыслительные процессы. Используются приемы: вопросы поискового характера (например: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить наш город?», «Почему так называют наш край?»), индивидуальные задания, опыты и эксперименты(например: «Куда течет р. Алей ?». Познавательный рассказ, сопровождающий наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, видео просмотрами, схемами. Учитывая ведущую деятельность детей - игру, необходимо использовать дидактические игры по ознакомлению с городом («Где я нахожусь», «Узнай и расскажи об уголке своего города», «Когда это было», «Назови улицу на которой ты живешь»), подвижные и словесные игры.
Занятия-экскурсии в Краеведческий музей нашего города , которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего города , познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков , позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашего края . Мы знакомим детей с историей создания и развития предприятий города , выпускаемой продукцией, лучшими тружениками. Глубже познакомить детей с подвигами воинов позволяет посещение памятника погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны”.
Еще одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты детей оформляются в форме тематических выставок (например, на темы: «Город, в котором я живу», «Любимые места», «Дом, в котором я живу»).
Праздники и развлечения играют значительную роль в процессе краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста и являются одной из форм обучения (например: Народный праздник, тематическое развлечение - о труде или родной природе, «День города в д.с.», «Мир, спорт, дружба»).
Краеведческие викторины, КВН, игра «Что? Где? Когда?» для закрепления и выявления знаний детей о родном крае.
Целевые прогулки.
Беседы.
Чтение художественной и познавательной литературы.
Рассказы воспитателя.
Встречи с интересными людьми.
Плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, комбината, площади).
Игры «Город-мечта» (подумать, что могло бы здесь находиться и происходить).
Проектная деятельность «Родной дом», «Природа родных мест», «Наш город», «Народные традиции».
Проблемные ситуации («Что бы это значило? Попробуем разобраться…», «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?», «Как нам об этом узнать?», «Можно ли найти другое решение?»).
Данные формы работы применяются как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого с ребенком, в самостоятельной детской деятельности, в режимных моментах.
Важным условием эффективного осуществления краеведческой деятельности является - тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, а формой обучения являются рассказы старших членов семьи, рассматривание старых фотографий, «домашнее задание» (например: накануне выходных, или выезда семьи на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии). Важным условием эффективного осуществления краеведческой деятельности является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Я в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих выставок , создании мини-музеев, изготовлении русских костюмов.
Таким образом, с помощью современных форм обучения детей в процессе краеведческой деятельности в ДОУ, можно пробудить в сердце ребенка интерес к родному краю, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к малой родине.
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.
К. Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Использование разнообразных форм и методов в работе по познавательному развитию старших дошкольников"
Информация для педагогов и родителей....

Из педагогического опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений»
В опыте работы представлены современные формы работы по математическому развитию дошкольников....

Материал из опыта работы "Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОВЗ".
В данном материале представлен опыт работы по использованию интерактивного пола в условиях школы-интерната для детей с ОВЗ....

Выступление из опыта работы "Использование современных технологий в образовательной деятельности дошкольников"
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни....
Сообщение из опыта работы "Использование современных технологий в музыкальной деятельности"
Творческая работа музыкального руководителя невозможна без использования современных педагогических технологий. Автор делится опытом использования ряда инновационных технологий (ИКТ, моделирования муз...

Доклад из опыта работы "Использование инновационных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"
Искусство – это важнейший инструмент для развития личности, оно влияет на разум и психику человека, на его интеллект и эмоции. Именно поэтому мы должны использовать весь потенциал дошкольного во...

Доклад из опыта работы «Использование современных методов и приёмов в работе с детьми, направленных на воспитание у них бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей»
Трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:формировани...
