Из опыта работы « Использование современных форм обучения детей в процессе краеведческой деятельности»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: « Использование современных форм обучения детей
в процессе краеведческой деятельности»
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего города, уважаемых жителей, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Работая в детском саду, рассматривая одну из составных частей нравственно- патриотического воспитания – краеведение, столкнулась с тем, что материала для дошкольников очень мало. Именно тогда стала подбирать необходимый материал сотрудничая с Краеведческим музеем нашего города.
Главной целью в краеведение – является воспитание патриота, любящего и знающего свой край. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- Познакомить с историей и современностью нашего края.
- Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города.
- Развивать стремление как можно лучше знать свой край.
- Способствовать становлению, развитию, упрочению детского коллектива и семьи.
- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности, вдохновения и знаний. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям, используя современные формы обучения дошкольников.
Особое место в краеведческой работе занимает сотрудничество с музеем нашего города , которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего города , познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков , позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашего края .
Основной формой работы по ознакомлению с родным краем - является НОД по познавательному развитию, активизирующая мыслительные процессы. Используются приемы: вопросы поискового характера (например: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить наш город?», «Почему так называют наш край?»), индивидуальные задания, опыты и эксперименты(например: «Куда течет р. Алей ?». Познавательный рассказ, сопровождающий наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, видео просмотрами, схемами. Учитывая ведущую деятельность детей - игру, необходимо использовать дидактические игры по ознакомлению с городом («Где я нахожусь», «Узнай и расскажи об уголке своего города», «Когда это было», «Назови улицу на которой ты живешь»), подвижные и словесные игры.
Занятия-экскурсии в Краеведческий музей нашего города , которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего города , познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков , позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашего края . Мы знакомим детей с историей создания и развития предприятий города , выпускаемой продукцией, лучшими тружениками. Глубже познакомить детей с подвигами воинов позволяет посещение памятника погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны”.
Еще одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты детей оформляются в форме тематических выставок (например, на темы: «Город, в котором я живу», «Любимые места», «Дом, в котором я живу»).
Праздники и развлечения играют значительную роль в процессе краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста и являются одной из форм обучения (например: Народный праздник, тематическое развлечение - о труде или родной природе, «День города в д.с.», «Мир, спорт, дружба»).
Краеведческие викторины, КВН, игра «Что? Где? Когда?» для закрепления и выявления знаний детей о родном крае.
Целевые прогулки.
Беседы.
Чтение художественной и познавательной литературы.
Рассказы воспитателя.
Встречи с интересными людьми.
Плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, комбината, площади).
Игры «Город-мечта» (подумать, что могло бы здесь находиться и происходить).
Проектная деятельность «Родной дом», «Природа родных мест», «Наш город», «Народные традиции».
Проблемные ситуации («Что бы это значило? Попробуем разобраться…», «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?», «Как нам об этом узнать?», «Можно ли найти другое решение?»).
Данные формы работы применяются как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого с ребенком, в самостоятельной детской деятельности, в режимных моментах.
Важным условием эффективного осуществления краеведческой деятельности является - тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, а формой обучения являются рассказы старших членов семьи, рассматривание старых фотографий, «домашнее задание» (например: накануне выходных, или выезда семьи на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии). Важным условием эффективного осуществления краеведческой деятельности является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Я в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих выставок , создании мини-музеев, изготовлении русских костюмов.
Таким образом, с помощью современных форм обучения детей в процессе краеведческой деятельности в ДОУ, можно пробудить в сердце ребенка интерес к родному краю, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к малой родине.
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.
К. Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Использование разнообразных форм и методов в работе по познавательному развитию старших дошкольников"
Информация для педагогов и родителей....
Из педагогического опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений»
В опыте работы представлены современные формы работы по математическому развитию дошкольников....
Материал из опыта работы "Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОВЗ".
В данном материале представлен опыт работы по использованию интерактивного пола в условиях школы-интерната для детей с ОВЗ....
Выступление из опыта работы "Использование современных технологий в образовательной деятельности дошкольников"
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни....
Сообщение из опыта работы "Использование современных технологий в музыкальной деятельности"
Творческая работа музыкального руководителя невозможна без использования современных педагогических технологий. Автор делится опытом использования ряда инновационных технологий (ИКТ, моделирования муз...
Обобщение опыта работы "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оп...
Из опыта работы. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: ...