Материал из опыта работы "Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОВЗ".
учебно-методический материал (старшая группа)

Гимадиева Гульнара Замиловна

В данном материале представлен опыт работы по использованию интерактивного пола в условиях школы-интерната  для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennyh_gimadieva_.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Гимадиева Гульнара Замиловна

воспитатель

г.Альметьевск

ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ»

Использование современных

информационно-коммуникативных технологий

в работе с детьми с ОВЗ.

Сегодня основными задачами в области образования является реализация права на образование детей с ОВЗ и создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психологических особенностей, начиная с раннего возраста. Кроме того, в настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.

Развитие детей с ОВЗ имеет свои особенности. Задержка в развитии, нарушение коммуникативных функций и определяют коррекционную направленность образовательного процесса, использование особых методик и технологий. Двигательная активность и сенсорное восприятие помогают ребенку знакомиться с окружающим миром, а речевая активность дает возможность взаимодействия и общения.

Для того чтобы воспитать любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

В нашей школе-интернате в 2016 году был открыт кабинет с использованием специального оборудования: интерактивного пола. Интерактивный пол представляет собой напольную проекцию, которая мгновенно реагирует на движение человека, находящегося в зоне проекции. В комплект оборудования входят: проектор, который проецирует картинку на поверхность пола, камера, которая улавливает движение в зоне проекции и компьютер, который принимает сигналы с камеры и передает на проектор измененную картинку.

Использование компьютерных технологий и 3D графики делают возможность создавать яркие изображения, а дополнительные эффекты, звуковое оформление и воспроизведение движения объектов позволяют сделать изображение более реальным. Преимуществом такого оборудования является возможность свободного движения ребенка в зоне проекции. Именно реальная картинка, знакомые объекты, необычность ситуации привлекают внимание ребенка, создают атмосферу игрового интереса, вызывают яркие эмоции. Интерактивный пол действительно является мощным мотиватором, стимулирующим процесс обучения и общения и способствует решению задач широкого спектра.

На первом этапе был проведен отбор проекций, которые объединились в комплекс для одного занятия. Здесь учитывались тематика, доступность восприятия, чередование двигательных и расслабляющих проекций, нагрузка, сложность заданий, количество проекций.

Организуя работу с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната с использованием системы интерактивный пол, сразу обозначились два главных направления:

Во-первых, это воздействие и коррекция развития эмоционально-личностных качеств ребенка. И для каждого воспитанника это особая направленность:

- яркие эмоциональные впечатления с возможностью самовыражения;

- регулирование процесса возбуждения и расслабления;

- реализация потребности взаимодействия и общения;

- развитие познавательных навыков и творческих способностей.

Во-вторых, это стимулирование двигательной активности. Всё занятие предусматривает передвижение ребенка в зоне проекции, использование и тренировку всех двигательных навыков, что создает нагрузку, сопоставимую со значениями физкультурного занятия. Помимо созерцания и наблюдения за сменой изображения в момент занятий ребенка побуждают изложить словами происходящее действие. Это позволяет развивать у детей способности к ведению диалога, составлению сложных предложений, включению в свою речь новых слов. С детьми на интерактивном полу проводятся: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, ознакомлению с окружающим миром, занятия по развитию речи.

Но несомненным преимуществом использования интерактивного пола, особенно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ является эмоциональный фон, создаваемый реальным изображением, стимулирующий детей к действиям и движениям. А так же живые картинки побуждают детей воспроизводить движения не по схеме, а по личной мотивации, что делает их спонтанными. Достигая цели, ребенок принимает необычные позы, пользуется всеми возможностями своего тела, что в другой ситуации было бы невозможно. Творческий подход к использованию интерактивного пола раскрыл для нас новые возможности. Так, стало понятно, что используя фон и объекты изображения, мы можем планировать и включать дидактические задания. Это помогает не только поддерживать его внимание, но самое главное, воздействует на интеллектуальное развитие.

И здесь очень важным и гармоничным стало использование дополнительных атрибутов. Использование атрибутов значительно обогащает развитие сенсорного восприятия.  Конечно, к подбору атрибутов пришлось подойти с особым вниманием. Они не должны создавать опасности в передвижении, должны быть хорошо различимы, не создавать шума, хорошо соответствовать проекции. Очень удачным примером стало использование воздушных шаров. Для проекции «Рыбки в пруду» из шаров-трубочек мы готовим сачки. Замахиваясь, опуская сачок на рыбку, подтягивая петлей рыбку-игрушку, ребенок выполняет разнообразные движения. А в тематическом занятии «На зимней полянке» лопаточкой – рукавичкой из поролона ребенок не дает упасть белому шарику-снежинке.

С 2016 года занятия с использование интерактивного пола охватывают детей, воспитанников 1 класса. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Длительность – от 15 до 25 минут обусловлена индивидуальными особенностями ребенка. В планирование включены тематические занятия «Цветы», «Бабочки», «На зимней полянке», «Рыбки», «Веселые мячики» и т.д.

Каждое занятие включает 4-5 проекций. Занятия повторяются с элементами усложнения и новыми игровыми заданиями в течение 6 недель. Использование интерактивного пола в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста позволяет:

- активизировать познавательный интерес, развивать познавательные навыки, творческие способности, эмоциональную сферу;

- выработать уверенность пространственного движения;

- стимулировать речевую активность, предоставить возможность общения и взаимодействия в различных ситуациях;

- обеспечить наглядность, которая в совокупности с использованием предметов, способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;

- активизировать зрительные функции, глазомер, возможности ребенка;

- демонстрировать различные объекты в многократно увеличенном размере;

Создавать атмосферу успешности для каждого ребенка, поощряя уверенность и инициативу в самостоятельных проявлениях детей;

- способность общему развитию, используя двигательные упражнения, дидактические игры и задания;

- обогащать представления детей об окружающем мире, используя проекции, приближенные к реальности, преодолевая влияние пребывания в закрытом помещении.

Анализируя результаты работы с 2016 года, можно сделать вывод, что использование ИКТ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающую работу педагогов школы-интерната и повысить её эффективность, а также служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которая ведет к росту их достоинств, ключевых компетентностей. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

IMG-20170228-WA0033.jpg

IMG-20170228-WA0050.jpg

Список используемой литературы:

1. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Волгоград, 2010.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2003.

3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции// Дошкольная педагогика. – 2007. - №6

4. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М., Сфера, 2008.

5. Кочергина Т.Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"...

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...