Доклад из опыта работы «Использование современных методов и приёмов в работе с детьми, направленных на воспитание у них бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей»
материал

Каримова Инна Вячеславовна

Трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества;

 

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание - гармония трех начал:  надо, трудно и прекрасно. 

      

Надо... Еще как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность.

 Трудно... Конечно. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

 Прекрасно... Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута.

 Главной целью трудового воспитания в работе дошкольных учреждений, является формирование положительного отношения к труду

Во второй младшей группе по программе  выделяются следующие задачи развития ценностного отношения к труду:

  1. Приобщать детей к самообслуживанию (одеванию, раздеванию, умыванию), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки).
  2. Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно - бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.)
  3. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам труда взрослых.

Для успешного решения задач, я наметила план работы, изучила необходимую литературу, которая   помогла   мне    узнать опыт и наработки других педагогов и применить его на практике, составила перспективное планирование, создала картотеку  дидактических игр, направленную на развитие  трудовых навыков у детей, подобрала пособия, стимулирующие детскую трудовую активность - систематизировала работу по этим вопросам.

Важное условие осуществления трудового воспитания детей – это  организованная среда, поэтому большое внимание уделили подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы. Всё оборудование соответствует возрастным особенностям детей, удобное, безопасное.

Для организации хозяйственно-бытового труда в группе имеются фартучки, клеенки, тряпочки, губки, пуливизатор,  щётки, тазики.

Для труда в природе группа оснащена ведёрками, лейками, лопатами, граблями.

В центре сюжетно-ролевых игр есть атрибуты для игр «Кафе», «Магазин», «Парикмахерская»,  «Больница» и пр.

Таким образом, групповое пространство доступно детям, что   способствует   формированию устойчивого     интереса   к   трудовой    и   самостоятельной     деятельности.

 Помимо вышесказанного Для формирования положительного отношения к труду, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных методов и  подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В своей работе я использую следующие современные методы и приемы  организации трудовой деятельности детей:

Вербальные (беседа, объяснение, обсуждение, рассказывание, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы)

Наглядные методы (рассматривание предметных и сюжетных картинок, тематических альбомов о труде взрослых, о трудовых действиях детей, наблюдение, видеозаписи, схемы – модели, пооперационные карты, показ приёмов работы (показ выбора предметов труда, организации рабочего места, показ выполнения трудовых действий, уборки рабочего места).

Практические методы (совместное выполнение действия с ребенком, самостоятельная трудовая деятельность детей (выполнение трудового процесса по этапам).

Игровые приемы (сюжетно-ролевые игры, дидактические, создание игровых ситуаций).

Игровые технологии делают более доступным решение любых задач, мотивируют детей на предстоящую деятельность.  Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.

В связи с этим При формировании навыков самообслуживания   включаю в совместную деятельность игровые ситуации  со знакомыми детям куклами, такие как «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу Катю», «Причешем куклу».

Дополнительным стимулом в достижении результатов  действия  одевания,  является игрушка - грустного и растерянного  Жука Копуши. Показав его детям сказала, что он будет жить на шкафчике того ребенка, который последним будет одеваться. И посадила его на свой шкаф. Ни разу жук Копуша не покинул своего места. Дети смеялись и   старались быстро собираться на прогулку. А еще шутили надо мной: «Вы Копуше понравились!»  

Одним из эффективных наглядных материалов по воспитанию трудовых навыков у детей является использование информационно-коммуникационной технологии. Представление информации на экране вызывает у дошкольников большой интерес. Прослушивание аудио записей, просмотр  видеороликов и мультфильмов позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания. Совместный с ребенком анализ увиденного в мультфильме  становиться мощным воспитательным инструментом .

 Так же важно учить детей планировать свою деятельность. Для этого использую технологию проблемного обучения. Подводя детей к противоречию, я предлагаю им самим найти способ его разрешения.

  ( «Что будет, если…», «Как сделать лучше?»); Например, со столов «исчезли» салфетки;  перепутаны детские варежки и обувь, на полу обнаружена разлитая вода.  Как быть? Практические ситуации проблемного типа  пробуждают инициативу, самостоятельность, сообразительность,  готовность искать правильное решение.

Для формирования у детей потребности к порядку и чистоте, аккуратному приему пищи, умению мыть руки (умываться), исправлять неопрятности в одежде, я использую   легкие для запоминания стихи,   показ и объяснение действия,  схемы  алгоритмы, которые  помогают детям выделить главное, определить последовательность своих действий, найти взаимосвязь между ними.  Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом.  Что побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»). 

Для того чтобы сформировать умение детей наводить порядок, я использую      игровые упражнения, элемент соревнования по принципу «А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики!», который вносит необыкновенное оживление в обыденный процесс  соблюдения порядка при уборке игрушек, при раздевании на дневной сон (аккуратное складывание одежды), уборке рабочего места после продуктивных видов деятельности и.т.д

Такой прием, как волшебная палочка хорошо работает при организации первых элементарных трудовых действий. С  помощью волшебства превращаю ребят в цветочных эльфов и фей, в супер хозяек и лучших дежурных. Дети охотно включаются в выполнение простейших действий бытового труда.

 Ребята овладели простейшими практическими навыками обращения с инвентарем, получили много сведений о росте и развитии растений в центре природы, усвоили приемы ухода за растениями ( многие могут полить растение, протереть широкий лист влажной тряпочкой)  Ребята активно принимали  участие, в посадке «Огорода на окошке».. С помощью воспитателя отмечали в дневнике наблюдений, какие изменения происходят с растениями.  

При организации труда в природе я использовала различные формы организации труда. При обучении детей навыкам работы  использую личный пример, показ, объяснение, а потом привлекаю к элементарным поручениям.

   В  летний период совместно с детьми  ухаживали за растениями (поливали,   убирали сухие цветы с клумбы, очищали постройки от песка)

В осенне - зимний период  убирали сухие ветки и  листву,  вместе собрали и раскрасили кормушки для птиц, которые наполняем семечками, хлебными крошками для покормки пернатых,  очищаем постройки от снега. Большую радость детям приносят изготовление скульптур из снега.

При постановке задачи перед детьми добиваюсь понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, поиграть не утруждая себя какими-то делами. И для мотивации ребят, в группе был создан экран трудовой деятельности, с помощью игровых приемов презентую детям разные виды трудовых поручений. Дети  делают выбор и планируют на день свою трудовую деятельность. Отражая свой выбор на работающем экране «Доска выбора»

 Основная цель данного стенда  научить ребенка делать самостоятельный и осознанный  выбор: чем заниматься, с кем, где и как. В конце дня обсуждаем с детьми  качество выполненной работы, подводим итоги труда, оцениваем результат.  Все достижения фиксируем  в рубрике «Ладошки успеха», с помощью которой  родители могут ознакомиться с достижениями ребенка в трудовых навыках.  На ладошках из бумаги записываем достижение и прикрепляем рядом с фотографией. В конце недели подсчитываем, кто больше всех набрал призовых ладошек, и  отмечаем  самого трудолюбивого ребенка знаком отличия ( поощрительным призом). Помимо трудовых поручений, которые выполняют дети в детском саду, ребята получают задания на дом, которое так же выбирают самостоятельно по желанию с помощью панели «Главный помощник». Результат выполнения трудового поручения, родители фиксируют на фото и присылают нам на электронную почту или в мессенджеры. Из данного фотоматериала мы создали фотоальбом «Как я маме помогаю», который  рассматриваем  с ребятами, обговариваем трудовые ситуации хвалим за  работу.  При применении данной формы работы у детей происходит формирование предпосылок самоорганизации, дети учатся реализовывать свои замыслы. Получать результат, а так же оценивать, сознавать и отвечать за результаты своего труда.

Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением. Для этого важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей.

Для реализации данной задачи в детском саду работает  проект «Профессиональная мозаика». Где дети знакомятся  с профессиональной деятельностью взрослых людей. Полученные знания преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребѐнком присваиваются. Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств. Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, с семьёй. Совместная деятельность родителей и детей помогает сделать родителей равноправными участниками воспитательного процесса, сформировать у детей понятие «трудовая деятельность», показать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества.

Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы.

Я в своей работе с родителями по трудовому воспитанию использовала консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, анкетирование, поручения.

 При совместной деятельности с родителями воспитанников мне удалось достичь следующих результатов:

родители активно участвовали в жизни группы -это участие в акции «Чистый участок»; оформление групповых комнат к праздникам.

изготовление снежных построек на участке детского сада

оказывали помощь в создании предметно-развивающей среды в группе; приобретение инвентаря для организации трудовой деятельности (грабли, лопаты, ведра, леки); - пошив фартуков для трудовой деятельности; приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр

активно участвовали в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям.

Таким образом, систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников
В заключении хотелось бы отметить, что я планирую не останавливаться на достигнутых результатах. Я и дальше буду продолжать вести плодотворную работу по данному направлению, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего всестороннего воспитания дошкольника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в...

Выступление из опыта работы "Использование игровых методов и приёмов при обучении ФЭМП"

Использование игровых методов и приёмов при обучении ФЭМП в старшей и подготовительной к школе группах...

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

Материал поможет воспитателям организовать работу с детьми с развивающей игрой "Блоки Дьенеша"...

Материал из опыта работы "Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОВЗ".

В данном материале представлен опыт работы по использованию интерактивного пола в условиях школы-интерната  для детей с ОВЗ....

Опыт работы "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного...

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...

«Использование современных методов и приёмов в работе с детьми раннего возраста по художественно – эстетическому развитию»

Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира...