Главные вкладки

    Материалы из опыта работы "Использование разнообразных форм и методов в работе по познавательному развитию старших дошкольников"
    материал по теме

    Зиброва Елена Владимировна

    Информация для педагогов и родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В своей работе с детьми я систематически применяю игровые технологии для  развития элементарных математических представлений у дошкольников.

        Известный психолог Л.С Выготский говорил: «Научные понятия не устанавливаются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственно правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении игровых методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Игры и игровые упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей математических и творческих способностей.

          Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьёзная форма воспитания, способ познания окружающего мира. В игре ребенок делает открытие того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких – либо иных целей, чем играть. Я широко использую в своём опыте игровые технологии,  так как в игре происходят освоение детьми социальных ролей, самореализация, приобретение  опыта. Игра увлекает и вовлекает ребенка в новые для него отношения, выступает в качестве основного средства, социализирующего мышления ребёнка и имеющего огромное значение для формирования элементарных математических представлений.

    Цель моей работы - научить детей математическим представлениям,  необходимым для полноценного роста и развития с применением игровых технологий.

    Я ставлю перед собой следующие задачи:

    • развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память, воображение и речь;
    • учить применять приобретенные математические знания в игровых и жизненных ситуациях;
    • закреплять  и уточнять знания детей о количестве, величине, форме, ориентировке в пространстве и времени;
    • развивать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нём главное, обобщать его, сравнивать и делать выводы.

    Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Моя роль как педагога заключается в создании и организации предметно-развивающей математической  среды и умении заинтересовать ребёнка игрой с математическим содержанием.

    Я создала в группе образовательно - развивающую математическую среду, в которую входят материалы для дидактических и сюжетно-ролевых игр, головоломок, конструкторы, игрушки -заменители. Использую также пластилин, различный природно-бросовый материал, счётные палочки, семена растений, проволоку, нитки. Данные предметы позволяют творчески обыгрывать различные сюжеты, задания с математическим содержанием, помогают мыслить, анализировать, сравнивать, выявлять существенные признаки, устанавливать связь, моделировать объекты.

    В совместной работе с детьми я предлагаю  как можно чаще решать:

    -задания творческого характера (логические игровые задачи на совершенствование познавательных процессов: учить, сравнивать, обобщать, выделять, исключать, классифицировать и строить сериалы по определённым заданиям);

    -создаю комплексные проблемные математические ситуации на разных возрастных периодах.

        Организуя с детьми ролевые игры («Больница», «Столовая», «Почта», «Парикмахерская», обогащаю их математическим содержанием ( например, почтальон разнес 3 письма и 2 посылки и т.д.)…

         В дидактических играх формирую у детей новые знания, знакомлю их со способами действий, каждая из игр решает конкретную математическую задачу.

         При чтении сказок обращаю внимание детей  на определение числа, формы, размера ( « 3 медведя», «3 поросёнка», «Семеро козлят», «Репка», Теремок»). Сочиняем с детьми сказки с математические содержанием, изготавливаем для них декорации из природно - бросового материала(Проволоки, пробок, пластилина, семян…) .

       Провожу с детьми прогулки с математическим содержанием во время которых дети путешествуют по карте, ищут сокровища, определяют форму и размер предметов, классификацию их.

        Дети рисуют на асфальте предметы, состоящие разных геометрических фигур, лепят куличи из песка различного размера и формы, составляют изображения из камешков. Во время прогулки в огород обращаю внимание детей на различию овощей по форме, размеру, количеству, расположению. Во время игр стараюсь активизировать речь детей полученными понятиями.

    В работе с дошкольниками опираюсь на возрастные особенности, уровни развития, интереса и строю работу не по временным показателям, а учитываю развитие личности каждого ребёнка.

         Используя игровые технологии в работе с детьми по ФЭМП, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того , они способствуют развитию памяти, мышления, оказывая огромное влияние умственное развитие ребёнка.

            Кроме этого, нельзя недооценить происходящую в игровой деятельности социализацию ребёнка: желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной работы, умение вести игровой диалог, договариваясь о совместных действиях, то есть развитие социального партнёрства.



    Предварительный просмотр:

    Программное содержание: 

    - учить сравнивать природные объекты (семена овощей) по признакам сходства и различия;

    - обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

    - подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

    - обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

    - воспитывать у детей бережное отношение к природе.

    -развивать речевые навыки, обогащать словарь.

    Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

    Предварительная работа: чтение рассказов о весне, загадывание загадок об овощах; беседы о растениях; рассматривание картин о весне и растениях,  работа в огороде; наблюдение за ростом растений.

    Оборудование и материалы:

     мультимедийная установка,

    авторская мультимедийная презентация,

    овощи (муляжи),

    семена свеклы, кабачков, кукурузы, томатов,

    карточки с последовательностью появления побегов и корня растения,

     аудиозапись,

    грунт,

    лопатки,

     семена,

    фартуки,

    лейки,

    лоточки.

    Интеграция образовательных областей: «Труд», «Познание»,  «Социализация», «Коммуникация». «Чтение художественной литературы».

    Ход непосредственной образовательной деятельности

    Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадки. Если вы правильно их угадаете, то отгадки увидите на экране.

    Наши поросятки выросли на грядке, 

    К солнышку бочком, хвостики крючком.

    Эти поросятки играют с нами в прятки. (Слайд № 1 - огурцы)

    Дом зелёный тесноват: 
    Узкий длинный, гладкий. 
    В доме рядышком сидят 
    Круглые ребятки. 
    Осенью пришла беда - 
    Треснул домик гладкий, 
    Поскакали кто куда 
    Круглые ребятки.  (Слайд № 2 - горох)

    И зелен, и густ на грядке вырос куст. 
    Покопай немножко: под кустом ...  (Слайд № 3 - картошка)

    Как на нашей грядке 
    Выросли загадки 
    Сочные да крупные, 
    Вот такие круглые. 
    Летом зеленеют, 
    К осени краснеют. (Слайд № 4 - помидоры)

    Воспитатель :Ребята, а вы знаете ,что растения появляются из семян?

    Давайте рассмотрим семена и определим  их сходства и различия.

    Дети рассматривают семена, определяют, какие они на ощупь, какие по размеру, по форме, цвету (семена: помидора, огурца, кукурузы, свёклы, кабачка).

    Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру «Семена и плоды» (дети находят плоды (муляжи) к  семенам)

    Воспитатель: Посмотрите на экран. Что вы видите на этих слайдах?

    Дети: Как растение прорастает из семени.

    Показ слайдов № 5-9 (рост растения). Воспитатель с детьми разбирают последовательность прорастания (появление корешка, появление ростка, цветение, появление плодов)

    Воспитатель: Перед вами карточки, на которых изображено, как растение прорастает. Вам надо выложить эти карточки по порядку.

    Дети выкладывают карточки в соответствии с этапами роста растения.

                              Физминутка:

                           Как-то раз на нашей грядке
                          Репа, свекла, редька, лук
                          Поиграть решили в прятки,
                          Но сначала встали в круг.
                          Рассчитались четко тут же:
                          Раз, два, три, четыре, пять.
                          Прячься лучше, прячься глубже,
                          Ну а ты - иди искать!

       Дети ходят по залу,

      Встают в круг

             Останавливаются,

     «крутят»  водящего.                

     Разбегаются, приседают,
                    водящий их ищет.

    Воспитатель: Скажите,  что растению необходимо для роста? Правильные ответы появятся на слайдах.

    Дети: Вода, тепло, почва, уход.

    Воспитатель: Сейчас узнаем, правильно ли вы ответили (слайды № 10-13). Да, правильно. Скажите, почему весной семена сеют в горшочках,  а не высаживают в огород?

    Дети: Потому что на улице еще холодно.

             Воспитатель: У нас на столе лежат предметы, необходимые для посадки семян, вам надо выбрать нужные.

    Дети выбирают предметы и выкладывают на столе.

    Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас выберет семена тех овощей, которые он хотел бы вырастить (детям предоставляется возможность выбрать для посадки семена овощей).

    Посмотрите, как правильно надо сеять семена. Сначала кладём почву, делаем бороздки и через расстояние сеем семена, потом небольшим слоем почвы их посыпаем. Надевайте фартуки, берите необходимый инвентарь и будем сеять семена (обговаривает с детьми последовательность посадки).

    Дети под руководством воспитателя сеют семена.

    Воспитатель: Вот и посадили мы с вами семена, а теперь будем наблюдать за тем, как они будут прорастать, и будем ухаживать за ними.

    Вспомните, о чем мы сегодня говорили, что делали? Для чего? (отгадывали загадки, находили семена и их плоды, сеяли семена).

    Чему вы научились? (различать семена и плоды, ухаживать за растениями, сеять семена в почву).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Программное содержание

             Совершенствовать навыки количественного счета и порядкового счета, умение сравнивать две группы предметов разными способами.

            Уточнить представление о сменяемости суток.

              Закрепить знания о геометрических фигурах.

            Учить петь выразительно знакомые песни.        

              Закреплять навыки использования знакомых движений в

               танцевальной импровизации.

            Выражать свои эмоциональные ощущения и переживания.

              Воспитывать теплое, доброжелательное отношение к друзьям.

    Предварительная работа дидактические игры, наблюдение, разучивание песни, аппликация.

            Атрибуты 

            Декорация «Осенний лес», «кусты» с ягодами, «озеро» с кувшинками, игрушка козлик, игрушка солнышко, домик козлика, картинки с изображением коровы, собаки и козы, разноцветные кубики и шарики, «домики» жучков и лягушат, счетные палочки, геометрические фигуры, медальоны с изображением лягушат и жучков, желтый шарф, магнитная доска, пиктограммы.

             Репертуар.

    Песня «Про козленка» В. Семернина, Г. Струве.

    «Полька парами» Т. Попатенко

    «Звуки природы» (аудиозапись)

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    Воспитатель. Я приглашаю вас на прогулку в сказочный лес. На полянке лежат медальоны, надевайте их и превращайтесь в озорных лягушат и веселых жучков.

    Воспитатель. Посмотрите, солнышко поднимается. Когда солнце просыпается?

    Дети.        Утром.

    Воспитатель. Скажите, сколько у нас лягушат?

    Дети.        Пять.

    Воспитатель. Сколько у нас жучков?

    Дети.        Тоже пять.

    Воспитатель. Что можно сказать о жучках и лягушатах, если их по пять?

    Дети.        Поровну, одинаковое количество, по пять.

    Воспитатель. Один жучок убежал, сколько их осталось? Кого больше, кого меньше? Как сделать так, чтобы жучков и лягушат стало поровну? А другим способом?

    Дети уравнивают две группы двумя способами.

    Воспитатель. Теперь жучки и лягушата потанцуют парами.

            Танцевальная импровизация.

    Воспитатель. Отправимся дальше. На полянке стоят домики лягушат и жучков. Какие геометрические фигуры на них изображены?

    Дети.         На домике жучков – квадрат, на домике лягушат - круг.

    Воспитатель. Разложите шарики и кубики из обруча к домикам лягушат и жучков. Но брать их надо по два, то есть парами.

    Дети раскладывают парами кубики к домику, на котором изображен квадрат, а шарики – к домику, на котором изображен круг.        

    Воспитатель. Ребята, мы пришли к озеру. Какой оно формы? Сколько у него сторон? Сколько кувшинок плавает в озере? Сколько из них больших кувшинок? Маленьких? Белых кувшинок? Обойдем это озеро и сложим из счетных палочек фигуру такой же формы, как это озеро.

            Дети обходят квадратное озеро, выкладывают из палочек квадраты.

    Воспитатель. Пока мы с вами гуляли, солнце поднялось выше, стало жарко. Какое наступило время суток?

    Дети.        День.

    Воспитатель. На кустах выросли ягоды. Сосчитайте, сколько ягод на одном кустике, на другом и определите, на каком из кустов выросло больше ягод.

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель. Мы пришли к домику, кто же в нем живет?

    Дети.         Козленок.

    Воспитатель. Споем козленку песенку. Будем петь выразительно, дружно, чтобы козленку понравилось.

            Дети исполняют песенку «Про козленка» Г. Струве.

    Воспитатель. Я думаю, что козленку понравилась наша песенка.

    Скажите, ребята, кого козленок встретил первым? Кого вторым? Третьим?

    Дети.         (Ответы)

    Воспитатель. Расположите на магнитной доске по порядку изображения животных, которых встретил козленок.

            Воспитатель и дети идут дальше находят фигуры: треугольники и квадраты, круги и прямоугольники  

    Воспитатель. Ребята, какие фигуры мы нашли?

    Дети.        Треугольник, квадраты, круги, прямоугольники…        

    Воспитатель. Сколько фигур красного цвета? Сколько синих? Сколько зеленых? Сколько фигур маленьких? Сколько больших?

    Дети.        (Ответы)

    Воспитатель. Украсим  этот шарфик геометрическими фигурами и подарим козленку.

            Дети и воспитатель украшают шарф геометрическими фигурами.

    Воспитатель. Ребята, а где сейчас солнце?

    Дети.        Солнце опустилось ниже, село.

    Воспитатель. Что это значит?

    Дети.        Наступил вечер.

    Воспитатель. Наступил вечер, наше путешествие закончилось, жучкам и лягушатам пора домой. Снимайте медальоны, превращаемся в детей, возвращаемся в детский сад.

    Итог. Воспитатель предлагает с помощью пиктограмм вспомнить, чем занимались.



    Предварительный просмотр:

    Зиброва

    Елена Владимировна

    воспитатель

    Применение игровых технологий

    в развитии математических представлений  дошкольников

    G:\семинар по ФЭМП фото Новая папка\PB120255.JPG

    Цель: научить детей математическим представлениям, необходимым для полноценного роста и развития с применением игровых технологий.

    Задачи:

    • развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память, воображение и речь;
    • учить применять приобретенные математические знания в игровых и жизненных ситуациях;
    • закреплять  и уточнять знания детей о количестве, величине, форме, ориентировке в пространстве и времени;
    • развивать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нём главное, обобщать его, сравнивать и делать выводы.

    Применение технологий игрового обучения

    G:\семинар по ФЭМП фото Новая папка\Новая папка (2)\PB120260.JPG

    Составляем геометрические фигуры

    F:\DCIM\100OLYMP\P1010545.JPG

    Сочиняем математическую сказку

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\фото 21.03.13 Зиброва откр зан посадка семян\P1011280.JPG

    Сеем семена по счету

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\фото 21.03.13 Зиброва откр зан посадка семян\P1011277.JPG

    Что сначала, что потом?

    F:\PB120238.JPG

    P1200188.JPG

    Математика в игре

    Результативность опыта:

    • усвоение программного материала;
    • выполнение сложных заданий;
    • повышение уровня умственного развитие памяти, мышления;
    • социализация ребёнка: желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной работы, умение вести игровой диалог, договариваясь о совместных действиях, то есть развитие социального партнёрства.



    Предварительный просмотр:

    Цель: способствовать развитию у детей представлений о физических явлениях окружающего мира (звуках).

    Образовательные задачи:

    • актуализировать знания детей о звуках;
    • создать условия для получения детьми знаний о свойствах звука.

            Развивающие задачи:

    • развивать мышление, инициативу, сообразительность, пытливость;
    • способствовать накоплению познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность.

    Воспитательные задачи:

    • воспитывать у детей исследовательский интерес, любознательность.

    Материалы и  оборудование:

    • мультимедийная установка;
    • презентация «Что звучит?»;
    • мультфильм;
    • диктофон;
    • оборудование для проведения опытов: банка с натянутым на нее целлофаном, литавры, рисовая крупа, «необычный телефон» из двух леек и гибкой трубки;
    • оборудование для озвучивания сказки детьми: целлофановые пакеты, гофрированный картон, цветные карандаши, металлические ключи, грецкие орехи (набор материалов на каждого ребенка).

    Ход проведения мероприятия:

    Воспитатель: Здравствуйте! Я очень рада, что сегодня у вас в гостях. Ребята, я приглашаю вас посмотреть мультфильм (показ фрагмента мультфильма без звука)

    Почему мы ничего не слышим? Чего не хватает? Можем ли мы понять, что происходит в мультфильме? Почему?

    Ответы детей

    Воспитатель: Наш мир наполнен самыми разнообразными звуками - пением птиц, шелестом листвы, разговорами людей….  Какие звуки вы ещё можете назвать?

    Ответы детей

    Звуки - наши неизменные спутники. Каждый день мы слышим огромное количество звуков, порой не замечая их. А что было бы, если бы звуки исчезли?....Как изменилась  бы наша жизнь без звуков?....Чего бы мы не смогли делать?....

    Ответы детей

    Я предлагаю разобраться, нужны ли нам звуки, какие они бывают, как возникают. Мы с вами поиграем в игру «Узнай звук»

    Презентация «Чей звук?»

    Воспитатель: Что надо сделать, чтобы появился звук?....

    Воспитатель предлагает детям хлопнуть в ладоши тихо, затем погромче; назвать любое слово тихо, громче, еще громче. 

    Что вы услышали?...

    Ответы детей

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята,  можно ли звук записать?..Как это сделать?

    Ответы детей

    Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем записать звук на диктофон.  Повторяйте:

    Звук звучит, бренчит, шумит.

                    Звук со всеми говорит.

    Записывают на диктофон, прослушивают запись. 

    Воспитатель: А  можно ли передать звук друг другу на расстоянии? Как?

    Ответы детей

    Воспитатель: У меня есть  необычный телефон. Я что-то вам скажу, и мы проверим, слышите вы меня или нет. Повторяйте то, что услышали.

    Игра «Необычный телефон»

    Воспитатель: Почему вы приложили воронку именно к уху?

    Ответы детей

    Воспитатель: Мы с вами узнали, что звук можно записать, передать, услышать. А можно ли его потрогать? ... А можно ли  его увидеть? Как?

    Ответы детей

    Воспитатель: Да, звук увидеть нельзя.

    А сейчас я вам покажу интересный фокус.

    Опыт «Почему рис подпрыгнул?»

    Воспитатель: ребята, а вы поняли, что заставило рис подпрыгнуть? Звук. Хотя из-за сильного звука рис подпрыгивал, но увидеть звук мы не можем, а можем его только услышать.

    А сейчас я предлагаю вам прогуляться по лесу и прогулку озвучить  с помощью звуков речи.

    Физминутка «Прогулка»

    Как хорошо в лесу. Ребята, слышите - поёт птичка (чик-чирик).

    Смотрите,  под ногами болото! Идите аккуратно по кочкам (шлёп, шлёп).

    Тихо, за деревом сидит медведь, ест мёд и рычит (р, р, р).

    На дереве сидит филин (ух, ух).

    Мышка увидела филина и прячется в норку (пи, пи, пи).

    Кажется, пошёл дождь (стучат пальцем по ладошке – кап, кап).

     Дождь пошёл сильнее (стучат в ладошки, сильнее по коленям).

    Дождь стихает (стучат по ладошке), ну вот дождик и закончился!

    Вот и закончилась наша прогулка по лесу.

    Какие звуки вы услышали в лесу?

    А можно ли услышать тишину в лесу? Как?

    Ответы детей

    Воспитатель: Мы сегодня говорили о самых разных звуках, а сейчас с помощью звуков мы озвучим сказку.

    Мышиная история

    Жили-были мышки. Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

    Стучим пальчиками по пластиковой коробке.

     И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом

    Ударяем палочкой по металлофону или бокалу.

    Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды.

     Они грызли орешки,

    Стучим грецкими орехами друг о друга.

     Грызли зёрнышки

    Проводим палочкой по гофрированному картону

     И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

    Шуршим целлофановым пакетом

     Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

    Проводим палочкой по гофрированному картону.

     А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

    Дуем в бутылочку из-под йогурта.

     Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

    Пищат

    Вам понравилось озвучивать сказку?

    Ребята, какие предметы помогли нам озвучить историю про мышат?

    Что мы сегодня узнали о звуках?

    Какие бывают звуки?

    Что мы делали, чтобы звук услышать, записать, передать?

    Можно ли увидеть звук?

    Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

    Важно ли то, что мы сегодня узнали?

    Воспитатель: Ну, а мультфильм - то мы не посмотрели…Вот и звук появился! (смотрят мультфильм)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей.

    В статье автор постарался раскрыть формы воспитательной работы, направленные на раннее выявление и развитие творческих способностей. А также, попытался выявить методы, при помощи которых эти способнос...

    «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.

    laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение.  Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...

    РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

    РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".

    Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...

    Формы и методы воспитателя ДОУ по познавательному развитию

    Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и...

    «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»

       Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста  имеют речевые недостатки, ...