Главные вкладки

    «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»
    учебно-методический материал по развитию речи

    Гаан Анастасия Викторовна
         Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста  имеют речевые недостатки, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
         Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.
    На чистоту речи ребенка влияют такие факторы как, речевой слух, речевое внимание,  речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gotovaya_rabota_mo.docx40.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическое объединение воспитателей и специалистов ДОО                           на 2019-2020 учебный год 

    Теоретический семинар:

    ТЕМА:

    «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»

    Воспитатель:

    Гаан А.В.

    19.02.2020 уч.год.

    Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста  имеют речевые недостатки, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

    Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

    На чистоту речи ребенка влияют такие факторы как, речевой слух, речевое внимание,  речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

    Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОУ.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает в себя:

    • владение речью, как средством общения и культуры;
    • обогащение активного словаря;
    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    • развитие речевого творчества;
    • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

    Формы работы с детьми могут быть различны:

    • образовательная ситуация;
    • ситуация общения;
    • проектная деятельность;
    • игра.

    Одной из основных форм моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 человек. Количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие: книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.

    Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами общения в моей группе «Непоседы» на развитие коммуникативных умений являются следующие ситуации:

    «Что не так?»

    Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования:  каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком.

    «Улыбка»

     Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.

     «Рукопожатие»

    Цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия и т. д.

    В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

    А примерами специально планируемых ситуаций общения являются игры-викторины:

    «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок);

    «Кто лучше знает свой поселок Демянск?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей);

     «Кто лучше знает зиму?» (упражнение в развитии объяснительной речи).

    Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность.

     В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей. Основой этой формы работы является речевое развитие детей.

    В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность, которая ведет к достижению поставленной цели.

    Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДОУ.

     И, конечно, основной формой моей работы по развитию речи детей является игра. 

    Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами, которые я часто использую в своей работе с детьми:

    -Театрализованные игры.

     - Цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки.

    -Сюжетно-ролевые игры.

    Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

    - Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

    - Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

    Также для развития речи мы с детьми регулярно играем в речевые игры («Звуковая дорожка», «В кругу с мячом», «Где позвонили?»), выполняем логоритмические задания («Зимняя прогулка»), артикуляционную («Непослушный язычок», «Иголочка», «Киска сердится», «Хоботок»)  и дыхательную гимнастику («Забей мяч в ворота», «Жук», «Надуй шарик», «Листопад», «Снегопад»).

    В развитии речи, особенно, в развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группе организована «полочка умных книг», а в разработке книжный уголок «Библиотека».  

    Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

     - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

     - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

     - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

    Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

    Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).
    Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

    Выделяют три группы методов:

    - наглядные,

    - словесные,

    - практические.

    Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим, зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

    -Наглядные методы

    Наглядные методы используются в нашей группе чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

    • экскурсии,
    • осмотры помещения,
    • рассматривание натуральных предметов.

    Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

    Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

    -Словесные методы

    В нашей группе используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах я применяю и наглядные приемы обучения:

    - кратковременный показ предмета, игрушки;

    - рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей;

    - чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т.д.

    Также во время образовательной деятельности постоянно задаю вопросы: "А что дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?". Приходиться вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. Но  можно использовать модельные схемы (мнемотехнику) и тогда ребенок самостоятельно сможет рассказать или пересказать полученную информацию. Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события.

    Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес, мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок, запоминании и чтении стихов. Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели, пользуясь известными им символами кодирования информации. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы.

    -Практические методы

    Цель этого метода обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В моей работе практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. 

    Наша группа тесно сотрудничает с учителем-логопедом и все данные ею устные рекомендации и письменные в тетради «Взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателя» мы с детьми регулярно выполняем.

    Также в нашей группе организована работа с родителями, которая направлена на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребёнка в семье осуществляется через:

    •Оформление информационных стендов и папок - передвижек для родителей: «Здоровьесберегающие технологии: "Пальчиковая гимнастика"», «Здоровьесберегающие технологии. Дыхательная гимнастика», «Возрастные особенности детей»;

    •Групповые консультации: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста», «Как учить стихи с ребенком – дошкольником (рекомендации родителям)»;

    •Ознакомление с особенностями речевого развития детей данного возраста;

    •Индивидуальные беседы и консультации с родителями по итогам обследования речи детей, по запросу;

    •Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов, направление на ПМПК);

    • Практические советы родителям - показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала;

    • Проведение родительских собраний, с приглашением учителя-логопеда: "Путешествие в страну "Речевичок",  «Книга — лучший друг».

    Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование разнообразных форм и методов работы при обучении ребенка – грамотного пешехода(отчет из опыта работы)

    раскрыты использование различные форм и методов  работы дошкольного учреждения по профилактике дорожно- транспортного травматизма...

    «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.

    laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение.  Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".

    Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...

    Презентация из опыта работы «Использование разнообразных форм и методов физкультурно-оздоровительной направленности по формированию у детей навыков здорового образа жизни»

         Здоровьесберегающие образовательные технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоциональн...