Главные вкладки

    «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.
    методическая разработка на тему

    Складчикова Надежда Петровна

    «Использование

    разнообразных форм и методов

    в работе с детьми по развитию речи»

    методическое объединение. 

     

    Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod._obedinenie_2.docx23.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование

    разнообразных форм и методов

    в работе с детьми по развитию речи»

    методическое объединение. 

     

    Подготовил воспитатель

    МБДОУ №3
    Складчикова Н.П.

    Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

    И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

    На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание,  речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

    Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОУ.

    Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

    -  Речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения и культуры;

    -  обогащение активного словаря;

    -  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    - развитие речевого творчества;

    - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    -  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

    Формы работы с детьми могут быть различны:

    - образовательная ситуация;

    -  ситуация общения,

    - проектная деятельность,

    - игра.

    Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

    Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами общения на развитие коммуникативных умений могут быть ситуации:

    «Что не так?»

    Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования:

     каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком.

    «Улыбка».

     Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения:

    посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.

     «Рукопожатие».

    Цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия и т. д.

    В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины:

    «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок);

    «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей);

     «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи); «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

    Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность.

     В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

    В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

    Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДОУ.

     И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. 

    Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

    -Театрализованные игры.

     - Цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки.

    -Сюжетно-ролевые игры.

    Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

    - Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

    - Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

    «При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

     

    - во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,

     

    - во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей. 

    Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

     - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

     - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

     - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

     

    Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
    Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

    Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

    Выделяют три группы методов:

    - наглядные,

    - словесные,

    - практические.

    Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

     Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов кнаглядным, других к словесным или практическим, зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

     

    -НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.

    Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются какнепосредственные, так и опосредованные методы. Кнепосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

    экскурсии,

    осмотры помещения,

    рассматривание натуральных предметов.

    Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

    Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

    -СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ.

    В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения:

    - кратковременный показ предмета, игрушки;

    - рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей;

    - чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т.д.

    -ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД.

    Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развитияречи. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

    Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянн...

    Использование разнообразных форм и методов работы при обучении ребенка – грамотного пешехода(отчет из опыта работы)

    раскрыты использование различные форм и методов  работы дошкольного учреждения по профилактике дорожно- транспортного травматизма...

    Методические разработки «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство формирования креативности " сти»

    “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в ...

    Методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

    Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искуству, вызыв...

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".

    Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...

    Презентация из опыта работы «Использование разнообразных форм и методов физкультурно-оздоровительной направленности по формированию у детей навыков здорового образа жизни»

         Здоровьесберегающие образовательные технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоциональн...