«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»
методическая разработка по развитию речи

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_po_razvitiyu_rechi.docx221.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»

http://rcnyagan.ru/images/doc/1582270174_vt-0238_30kh21_5d1262b65caa5.jpg

                                                                                                                      Подготовили:

                                                                                                                      Воспитатели ВКК

                                                                                                     Первухина Л.В., Чепелева Е.А.

Барабинск 2023г.

     Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста  имеют речевые недостатки, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

     Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает в себя:

  • владение речью, как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

     Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны:

  • образовательная ситуация;
  • ситуация общения;
  • проектная деятельность;
  • игра.

Одной из основных форм моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 человек. Количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие: книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами общения в моей группе «Непоседы» на развитие коммуникативных умений являются следующие ситуации:

«Что не так?» Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования:  каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком.

«Улыбка»  Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.

 «Рукопожатие» Цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

А примерами специально планируемых ситуаций общения являются игры-викторины:

«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок);

«Кто лучше знает свой поселок Демянск?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей);

 «Кто лучше знает зиму?» (упражнение в развитии объяснительной речи).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность.

 В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей. Основой этой формы работы является речевое развитие детей.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность, которая ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДОУ.

 И, конечно, основной формой моей работы по развитию речи детей является игра.  Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами, которые я часто использую в своей работе с детьми:

-Театрализованные игры.

 - Цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки.

-Сюжетно-ролевые игры.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

- Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

- Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

Также для развития речи мы с детьми регулярно играем в речевые игры («Звуковая дорожка», «В кругу с мячом», «Где позвонили?»), выполняем логоритмические задания («Зимняя прогулка»), артикуляционную («Непослушный язычок», «Иголочка», «Киска сердится», «Хоботок»)  и дыхательную гимнастику («Забей мяч в ворота», «Жук», «Надуй шарик», «Листопад», «Снегопад»).

В развитии речи, особенно, в развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группе организована «полочка умных книг», а в разработке книжный уголок «Библиотека».  

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

 - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

 - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

 - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

Выделяют три группы методов:

- наглядные,

- словесные,

- практические.

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим, зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

                                            Наглядные методы

Наглядные методы используются в нашей группе чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

  • экскурсии,
  • осмотры помещения,
  • рассматривание натуральных предметов.

Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

                                              Словесные методы

В нашей группе используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах я применяю и наглядные приемы обучения:

- кратковременный показ предмета, игрушки;

- рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей;

- чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т.д.

Также во время образовательной деятельности постоянно задаю вопросы: "А что дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?". Приходиться вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. Но  можно использовать модельные схемы (мнемотехнику) и тогда ребенок самостоятельно сможет рассказать или пересказать полученную информацию. Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события.

Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес, мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок, запоминании и чтении стихов. Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели, пользуясь известными им символами кодирования информации. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы.

                         Практические методы

Цель этого метода обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В моей работе практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. 

Наша группа тесно сотрудничает с учителем-логопедом и все данные ею устные рекомендации и письменные в тетради «Взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателя» мы с детьми регулярно выполняем.

Для развития речи дошкольников воспитатели в ДОУ используют современные образовательные технологии:

Здоровье сберегающие технологии. К этому разделу относятся физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика.

]Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям, куда относятся настольно-печатные игры, сюжетные, игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками). Сюда же относятся дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.

Педагоги-новаторы в своей работе используют не только, привычные нам методы, но нетрадиционные методики. С некоторыми из них мы ознакомимся.

Метод наглядного моделирования (мнемотехника). Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации, структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать :

-зрительную и слуховую память

-зрительное и слуховое внимание

-воображение

-восприятие

-развивает кругозор

-развивает все стороны речи

В основном мнемотехника- это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны. В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны.

Составляющей мнемотехники являются мнемотаблицы. Они особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически

                                            Сказкотерапия

Для развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю.. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев (дети будят Буренку). В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.

                                                   Триз

Эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Её применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Целью опыта является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Следующий прием триза :»Да – нет». Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Метод Мозгового Штурма используется на занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное. Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей : умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

                     Синектика - это так называемый метод аналогий :

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий :

изобрази будильник, который забыли выключить;

покажи походку человека, которому жмут ботинки;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы ( нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т. д. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

       Также в нашей группе организована работа с родителями, которая направлена на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребёнка в семье осуществляется через:

•Оформление информационных стендов и папок - передвижек для родителей: «Здоровьесберегающие технологии: "Пальчиковая гимнастика"», «Здоровьесберегающие технологии. Дыхательная гимнастика», «Возрастные особенности детей»;

•Групповые консультации: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста», «Как учить стихи с ребенком – дошкольником (рекомендации родителям)»;

•Ознакомление с особенностями речевого развития детей данного возраста;

•Индивидуальные беседы и консультации с родителями по итогам обследования речи детей, по запросу;

•Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов, направление на ПМПК);

• Практические советы родителям - показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала;

• Проведение родительских собраний, с приглашением учителя-логопеда: "Путешествие в страну "Речевичок",  «Книга — лучший друг».

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.  

Вывод: в  работе воспитателей ДОУ используются такие методы как наглядный, практический, словесный, здоровье сберегающие и игровые технологии. Систематическая работа по развитию речи способствует : расширению словарного запаса и представлений об окружающем мире, формированию связной и грамотной речи дошкольников, развитию умений пересказа, словотворчества, составлению рассказа по картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.

laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение.  Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".

Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»

   Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста  имеют речевые недостатки, ...

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи.

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи....

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи».

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.В наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь ...