Главные вкладки

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".
    учебно-методический материал по развитию речи по теме

    Ткаченко Светлана Анатольевна

    Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи»

    Цель:

    •              Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ;

    •              Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

    .

    . Актуальность проблемы речевого развития

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

    Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

    Речь педагога четкая, ясная,  полная, грамматически правильная;

    Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

    Связная речь включает в себя:

    • Диалогическую форму речи;
    • Монологическую форму речи.

    Диалогическая форма речи (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения.

    Диалог – форма речи, живое общение, в результате которого его участники развиваются и обогащаются духовно и интеллектуально. Он опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.

    Диалогическую речь отличает краткость, преобладание простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики), а также средства интонационной выразительности.

    Диалог – это «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки» (Л.П. Якубинский).

    Развитие диалогической формы речи во многом определяется формированием всей системы языка, его фонетики, лексики, грамматики. Также характер диалога и его развитие теснейшим образом связано с формой мышления и ведущей деятельностью ребенка.

     Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

    В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

     В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

     В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

    Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

    В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

    . В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанных высказываний. Психологические исследования (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия) отмечают появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога – рассказа о пережитом и увиденном. связной речь дошкольник общение

    Затруднения в развитии монологической речи:

    • Трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления;
    • Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность;
    • Низкий уровень употребляемой фразовой речи (сложных синтаксических конструкций);
    • Трудности в формировании высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, логического мышления);
    • Различного рода недостатки отбора языковых средств;

     Метод наглядного моделирования.

     К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

    Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

    Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

    Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

     

     Мнемотехника помогает развивать:

    -    ассоциативное мышление

    -  зрительную и слуховую память

    -  зрительное и слуховое внимание

    -   воображение

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

    Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

    Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Мнемотехника помогает:

    - Обогащать словарный запас.

    - Обучать составлению рассказов.

    - Пересказывать художественную литературу.

    - Отгадывать и загадывать загадки.

      Синквейн – короткая  нерифмованная стихотворная форма из 5 строк. Появилась в 20 веке в США под влиянием японской поэзии

    .

     На тему любви:

    Любовь.

    Сказочная, фантастическая.

    Приходит, окрыляет, убегает.

    Удержать ее умеют единицы.

    Мечта.

    На тему чистоты:

    Мыло.

    Душистое, земляничное.

    Мылится, пахнет, моет.

    Перед едой моют руки.

    Запах сладкий. Вкус противный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проведение проблемного педагогического совета «Повышение эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми по развитию связной речи»

    Открытие педсовета-деление на 2 группы. Справка по результатам тематического контроля. Разминка. Дискуссионная часть. Практическая часть:Составление и анализ плана занятия. Ответить на вопросы. Творче...

    Буклет: Работа с детьми по развитию связной речи.

    Информация для родителей и воспитателей....

    Работа с детьми по развитию связной речи

    Связная речь - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно...

    Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство

    Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет я...

    Методическая разработка: «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»

                               Методическая разработка:«Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи....

    «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.

    laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение.  Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...

    Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

    Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...