Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы
материал (старшая группа) на тему

Требования государственного заказа, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в области социально-коммуникативного ориентирован на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Однако в современном обществе материальные ценности возвышаются над духовными. Сегодня в нравственном воспитании современных детей книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. Вместе с тем дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственных ценностей. Сформированные нравственные ценности помогают устоять перед напором негативных внешних воздействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_masterklassa.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

В.В.Николаева  МБДОУ детский сад №1 г. Велижа

Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы

Требования государственного заказа, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в области социально-коммуникативного ориентирован на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Однако в современном обществе материальные ценности возвышаются над духовными. Сегодня в нравственном воспитании современных детей книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. Вместе с тем дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственных ценностей. Сформированные нравственные ценности помогают устоять перед напором негативных внешних воздействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе.

В основу авторской концепции изменений положены теоретические основы социального становления личности дошкольника «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Роза Семеновна Буре;  авторские разработки:  Елены Владимировны Бариновой методическое пособие по детскому этикету «Уроки вежливости и доброты»;  Веры Ивановны Петровой, Татьяны Дмитриевны Стульник, пособие по проведению этических бесед с дошкольниками.

Цель: формирование нравственных ценностей  у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Составить календарно-тематическое планирование с учетом, углубленной работы по формированию нравственных ценностей.

2.Составить перспективный план ознакомления с литературными произведениями, способствующими развитию способности, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

3.Составить цикл бесед по художественным произведениям, способствующих формированию умения обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.

4.Разработать программу кружка, направленную на формирование представлений о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь, образы художественной литературы.

5.Составить план взаимодействия с семьей  по повышению уровня компетентности родителей в вопросе формирования нравственных ценностей у детей.

Принципы работы: субъективности, ценностного отношения к Человеку, организации совместной деятельности в коллективе, актуализации ситуации успеха, акцентуации нравственного начала в образцах для подражания.

Условия реализации: заинтересованность педагога, осознание необходимости работы над темой; изучение нормативно-правовых документов и методической литературы по социально-нравственному воспитанию дошкольников; использование методического и педагогического опыта современных авторов по данной проблеме; учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; использование индивидуальной и групповой формы организации детской деятельности; создание личностно-значимой для ребенка мотивации; сотрудничество с родителями и социальными партнерами.

Система работы включает в себя  работу с детьми и  родителями .

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса составлено с учетом особенностей форм, методов работы связанной с формированием нравственных ценностей у дошкольников.

Составлен перспективный план ознакомления с литературными произведениями;

Составлен цикл бесед по художественным произведениям. Разработана программа кружка «Расту добрым», программа содержит следующие разделы: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость

Методы работы с детьми:

Восприятие произведений художественной литературы, беседа, обсуждения с детьми поступков героев сказки, использование примеров родителей, сверстников, героев художественной литературы, создание воспитывающих (проблемных) ситуаций, Полученный опыт проявления добрых чувств поддерживаю в различных видах детской деятельности: игровой, изобразительной, трудовой. Этический фон этим занятиям создают стихи, загадки, песни, пословицы и поговорки, пальчиковые гимнастики.  Использование различных видов детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.

В образовательной деятельности использование игр и упражнений, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др.  Работа с родителями ведется согласно план взаимодействия с семьей  по следующим направлениям взаимодействия

Изучение семьи (запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей), через беседы, наблюдение, анкетирование. Информирование родителей, через информационные стенды, объявления, памятки, стенгазеты. Консультирование родителей по различным вопросам. Просвещение и обучение, проведение родительских собраний. Совместная деятельность, проведение дней открытых дверей, организация совместных тематических праздников, выставок совместного творчества.

Результативность:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Уровень освоения программы

низкий

средний

высокий

2014год

50%

50%

0%

2016 год

20%

60%

20%

Кроме того по результатам наблюдения отмечаю, что дошкольники овладели следующими умениями:  могут  учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;  обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей; стараются соблюдать нравственные нормы поведения;

могут  видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

 Практическая часть

Тема: «Самый дорогой на свете человек»

 (слушание и обсуждение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»)

Беседа: Вам понравилось стихотворение? О ком оно? Почему девочка сидела в тишине и не играла? В какую книгу можно записать поступок ребенка? Почему?

А когда вы видите уставшую маму (папу), как вы им помогаете? Закончите предложение «Когда я вижу уставшую маму, то….»  убираем за собой игрушки, поливаем цветы, протираем пыль, моем посуду,  ухаживаем за животными…) 

Игровое упражнение «Мама устала»

Рефлексия

Вы сегодня в ходе  мастер класса,  узнали что-то новое для себя, вам было интересно, уютно и у вас хорошее настроение – выбираем пиктограмму веселье.

Вы не узнали ничего нового, вам было скучно, не интересно – выбираем пиктограмму грусть.

Библиография:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.:УЦ Перспектива, 2014. – 32с.

2.Буре Р.С.

Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.

3.Петрова В.И., Стульник Т.Д.

Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.

4.Семенака С.И.

  Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2014. – 80с. (Растем гражданами и патриотами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр драматизации

"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации"...

Проблемы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, стан...

«Проблемы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с проблемами у дошкольников с нравственными ценостями....

Статья: " Формирование нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы."

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского районаСанкт-Петербурга.Воспитатель Любимова И.Г.СтатьяФормирование  нравств...

Формирование речи у детей двух-трех лет средствами художественной литературы

Цель темы- создание условий способствующих формированию речи у детей 2-3 лет....

Формирование речи у детей двух-трех лет средствами художественной литературы

Цель темы- создание условий способствующих формированию речи у детей 2-3 лет....