Статья: " Формирование нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы."
статья (старшая группа) на тему

Любимова Инна Геннадьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга.

Воспитатель Любимова И.Г.

Статья

Формирование  нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы.

Мотивы нравственного поведения, как известно, формируются в процессе игры, непосредственной образовательной деятельности, общения ребенка со сверстниками и взрослыми.  Мы в своей практической деятельности убедились, разговор о нравственных категориях с ребенком нужно начинать  не  с  поучения,  а с образца поведения. В системе воспитательных средств, воздействующих на формирование нравственных чувств детей, огромное значение имеют произведения литературы.  Мы стремимся показать детям образец поведения на основе  поступков литературных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivy_nravstvennogo_povedeni1.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга.

Воспитатель Любимова И.Г.

Статья

Формирование  нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы.

Мотивы нравственного поведения, как известно, формируются в процессе игры, непосредственной образовательной деятельности, общения ребенка со сверстниками и взрослыми.  Мы в своей практической деятельности убедились, разговор о нравственных категориях с ребенком нужно начинать  не  с  поучения,  а с образца поведения. В системе воспитательных средств, воздействующих на формирование нравственных чувств детей, огромное значение имеют произведения литературы.  Мы стремимся показать детям образец поведения на основе  поступков литературных героев.

С  помощью художественной литературы происходит формирование  нравственных ценностей у детей: товарищества, честности, ответственности за свои поступки, уважение к труду, уважение к старшим.  

Многолетний опыт убеждает в том, что нравственные идеи, заложенные в произведениях о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии, становятся достоянием человека при условии,  когда эти произведения прочитаны в детском возрасте.

В детском саду ребенок знакомится с разными видами детской литературы не только по тематике (проза, поэзия, драматургия),  но и  в жанровом отношении: рассказы, авторские сказки, стихи, повести; фольклорные жанры – народные сказки, потешки, считалки, загадки и др.

Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.. Она оказывает сильное воздействие на восприятие ребенка, развивает его воображение, без которого  невозможна никакая творческая деятельность.

Свою  практическую работу с детьми мы  выстраиваем поэтапно. На первом познавательно-мотивационном этапе с авторскими сказками большое внимание мы уделяем приобретению детьми базисных  представлений  о нравственных ценностях через сказки. Дети знакомятся с первыми представлениями о справедливости, честности, доброте, отзывчивости.  Сказка настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие, проходя с героем весь путь. Мы подбираем художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач.

Произведения В. Сутеева остаются весьма популярными для детского чтения, так как они утверждают общечеловеческие непреходящие ценности: сострадание, доброту, заботу о ближнем, любовь, взаимопомощь, щедрость. Воспитание чувства дружбы, товарищества.

Сказки Ханса Кристьяна Андерсена уже много лет, помогают детям быть внимательными к миру, в котором мы живем, учат видеть волшебное и особенное во всем, что нас окружает.

Второй этап - эмоционально-оценочный.  Этот метод  позволяет реализовать свои знания в оценочных суждениях.  Беседы с детьми  строим так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое и  живое, содержание. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести.    На этом этапе применяются методы работы: беседа с детьми по содержанию сказки, обсуждение героев, сами ситуации, придумывание продолжения сказки.

Третий этап – деятельностный. На этом этапе предусматриваются разные направления работы с детьми.  Например, драматизированное изображение событий в сказке,  способствует тому, что ребенок  мысленно содействует   героям произведения, эмоционально переживая новые для него чувства.  Детям предлагается игра-драматизация.

Посредством изобразительной деятельности ребенок  передает свои  чувства и эмоции, впечатления от прочитанного, волнующие его  душу образы.

  Методы работы на этом этапе: рисунки по мотивам сказки, поделки из природного материала, разыгрывание эпизодов из сказок с помощью кукол,  обыгрывание состояния, чтобы лучше их понять, проигрывание и решения разных вариантов ситуации и др.

В анализируя  данные проектов  находит  подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами социального и нравственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

У детей повысился уровень представлений о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность.

Сформировываются умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Особую роль в своей педагогической работе  мы отводили родителям, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснили  им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа направлена  на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного нравственного, речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

Нравственное воспитание  детей средствами авторских сказок  обеспечивает  усвоение детьми основных нравственных ценностей, способствует созданию условий для свободного саморазвития личности каждого ребенка, развитию его творческих способностей, а также дает возможность воспитателям формировать у них нравственное поведение.

Список литературы:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, пословицах,загадках, народном языке: очерки / В. П. Аникин. – М.: Дет. лит. 1988. – 175 с.
  2. Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина - М., 2011.    
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., 2012    
  4. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л.Д. Костелова - М., 2012
  5. Гербова В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010                                                                                                                                                                                                              
  6. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М., 2011-160 c
  7. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил.
  8. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М., 2011
  9. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"

Конспект Совета педагогов на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"...

Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....

Формирование речи у детей раннего возраста средствами художественной литературы

Художественная литература раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, о...

Формирование временных представлений у детей с ОНР средствами художественной литературы.

Презентация из  опыта работы, где временные представления соединялись с художественной литературой, театрализованной деятельностью, дидактическими и словесными играми....

Статья «Формирование личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы»

В статье показано влияние художественной литературы на развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы

Требования государственного заказа, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в области социально-коммуникативного ориентирован на усвоение норм и...