план по самообразованию "Формирование нравственных ценностей средствами художественной литературы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Саух Елена Андреевна

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

Подменный  воспитатель Саух  Елена  Андреевна                                                                  подготовительной группы «Колокольчики» МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»

 

Тема: «Формирование нравственных ценностей, чуткости и дружеских взаимоотношений у детей подготовительной  группы средствами художественной литературы».

Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, компьютерных играх – очень часто мы видим  жестокость и насилие, которые пагубно влияют на  психику ребенка. Как результат – ухудшение духовно-нравственного состояния общества, растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие значения на формирование характера и модели поведения растущего человека. Содержанием духовно- нравственного воспитания является тот опыт, который приобретается ребенком в процессе взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками под присмотром педагога.

Я решила для успешного достижения цели использовать детскую   художественную литературу. Ведь детская художественная литература  является активным средством воздействия на чувства и разум  ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где   главные герои в разных ситуациях проявляются все нравственные качества человека. Во все времена в каждом доме существовала своя библиотека с детской и взрослой литературой.  В нашей группе имеется небольшая, но постоянно пополняющаяся библиотека с замечательными русскими народными сказками, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», с рассказами о дружбе, честности, справедливости, с произведениями Н. Носова, К. Чуковского, С. Маршака, Л.Толстого, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, со стихами А. Барто о доброте и взаимовыручке,  с рассказами В. Осеевой, сказками В. Сутеева и многое другое. Красочные  иллюстрации  к книгам позволяет более полно представить  смысл сюжета и его героев.

Цель: через художественную литературу помочь своим воспитанникам сформировать опыт морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитывать доброжелательные отношения к товарищам; к родным и близким членам семьи, систематизировать и обобщить правила культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. Сформировать умение у детей давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников через художественные образы и сюжеты.

3. Воспитывать культуру речи, умение вежливо общаться в процессе игры со сверстниками, правильно выражать свои мысли.

4. Формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их желаниями и интересами, у

 5. Способствовать развитию интереса к художественной литературе.

 

                                        План работы:

Срок

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

1.Изучение научной литературы и методических пособий по данной теме.

2.Проведение этических бесед: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вежливая просьба».

Консультации для родителей на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?», «Семья и родной дом».                    Анкетирование «Насколько я знаю своего ребенка»

Октябрь

1Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость»                       2.Чтение произведений авторов: А.Барто «Вовка –добрая душа», «Спасибо», «Любочка», «Медвежонок–невежа»; О. Дриз «Добрые слова»; В.Юсупов «Простите»; В.Липанович «Вежливая лошадь», С. Маршак «Ежели вы вежливы»;              М.Дружиннина «Что такое здравствуй»; О.Емельянова «Вежливые слова».

 

Конкурс чтецов «Стихотворения о родном крае»

Ноябрь

1.Беседа: «Что такое щедрость и гостеприимство?                         2. Чтение сказок «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»

Инсценировка сказки «Лиса и журавль» для детей подготовительной группы

Декабрь

1.Беседа с детьми «Дружба, добро и зло». 2.Чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», Мороз-Иванович»

Консультация для родителей                            « Сказкотерапия для детей?»

Январь

Чтение сказок В. Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кораблик», «Дядя Миша»

Краткосрочный проект «Чему учат сказки В. Сутеева?»

Февраль

1.Беседа: «Какие слова называют волшебными?»  2.Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»

Проведение образовательной деятельности «Учимся вежливости»

Март

1.Беседы «Добрые поступки» и «Плохие поступки». Раскраски литературных героев.                          2. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Театрализованная деятельность «Лиса и заяц»

Апрель

1.Беседа: «Что такое милосердие?»                    2.Чтение стихотворения В. Павлова «Милосердие» и  сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Коллективная работа «Цветок желаний»

Май

1.Беседа: «Какими дружными и вежливыми мы стали!»                    Подведение итогов

Проведение итогового мероприятия «Путешествие на остров «Дружба»

 

                                          

                                                    Литература:

1.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

2.Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

3.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

4.Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

5. Н. Иванова «Воспитание добрых чувств» - 2009.

6.В.И. Петрова, Т.Д. Стульчак «Этические беседы с детьми 4-7 лет» - 2013.

7.В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию22.07 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

Подменный  воспитатель Саух  Елена  Андреевна                                                                  подготовительной группы «Колокольчики» МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»

 

Тема: «Формирование нравственных ценностей, чуткости и дружеских взаимоотношений у детей подготовительной  группы средствами художественной литературы».

Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, компьютерных играх – очень часто мы видим  жестокость и насилие, которые пагубно влияют на  психику ребенка. Как результат – ухудшение духовно-нравственного состояния общества, растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие значения на формирование характера и модели поведения растущего человека. Содержанием духовно- нравственного воспитания является тот опыт, который приобретается ребенком в процессе взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками под присмотром педагога.

Я решила для успешного достижения цели использовать детскую   художественную литературу. Ведь детская художественная литература  является активным средством воздействия на чувства и разум  ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где   главные герои в разных ситуациях проявляются все нравственные качества человека. Во все времена в каждом доме существовала своя библиотека с детской и взрослой литературой.  В нашей группе имеется небольшая, но постоянно пополняющаяся библиотека с замечательными русскими народными сказками, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», с рассказами о дружбе, честности, справедливости, с произведениями Н. Носова, К. Чуковского, С. Маршака, Л.Толстого, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, со стихами А. Барто о доброте и взаимовыручке,  с рассказами В. Осеевой, сказками В. Сутеева и многое другое. Красочные  иллюстрации  к книгам позволяет более полно представить  смысл сюжета и его героев.

Цель: через художественную литературу помочь своим воспитанникам сформировать опыт морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитывать доброжелательные отношения к товарищам; к родным и близким членам семьи, систематизировать и обобщить правила культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. Сформировать умение у детей давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников через художественные образы и сюжеты.

3. Воспитывать культуру речи, умение вежливо общаться в процессе игры со сверстниками, правильно выражать свои мысли.

4. Формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их желаниями и интересами, у

 5. Способствовать развитию интереса к художественной литературе.

                                        План работы:

Срок

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

1.Изучение научной литературы и методических пособий по данной теме.

2.Проведение этических бесед: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вежливая просьба».

Консультации для родителей на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?», «Семья и родной дом».                    Анкетирование «Насколько я знаю своего ребенка»

Октябрь

1Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость»                       2.Чтение произведений авторов: А.Барто «Вовка –добрая душа», «Спасибо», «Любочка», «Медвежонок–невежа»; О. Дриз «Добрые слова»; В.Юсупов «Простите»; В.Липанович «Вежливая лошадь», С. Маршак «Ежели вы вежливы»;              М.Дружиннина «Что такое здравствуй»; О.Емельянова «Вежливые слова».

Конкурс чтецов «Стихотворения о родном крае»

Ноябрь

1.Беседа: «Что такое щедрость и гостеприимство?                         2. Чтение сказок «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»

Инсценировка сказки «Лиса и журавль» для детей подготовительной группы

Декабрь

1.Беседа с детьми «Дружба, добро и зло». 2.Чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», Мороз-Иванович»

Консультация для родителей                            « Сказкотерапия для детей?»

Январь

Чтение сказок В. Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кораблик», «Дядя Миша»

Краткосрочный проект «Чему учат сказки В. Сутеева?»

Февраль

1.Беседа: «Какие слова называют волшебными?»  2.Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»

Проведение образовательной деятельности «Учимся вежливости»

Март

1.Беседы «Добрые поступки» и «Плохие поступки». Раскраски литературных героев.                          2. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Театрализованная деятельность «Лиса и заяц»

Апрель

1.Беседа: «Что такое милосердие?»                    2.Чтение стихотворения В. Павлова «Милосердие» и  сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Коллективная работа «Цветок желаний»

Май

1.Беседа: «Какими дружными и вежливыми мы стали!»                    Подведение итогов

Проведение итогового мероприятия «Путешествие на остров «Дружба»

                                   

                                                    Литература:

1.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

2.Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

3.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

4.Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

5. Н. Иванова «Воспитание добрых чувств» - 2009.

6.В.И. Петрова, Т.Д. Стульчак «Этические беседы с детьми 4-7 лет» - 2013.

7.В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"

Конспект Совета педагогов на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"...

из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"

Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в  том числе гуманных качеств личности....

Выступление на педсовете на тему: "Формирование у старших дошкольников нравственных качеств средствами художественной литературы"

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и н...

Буклет :"НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в дет...

«Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»

laquo;Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе  взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»...

Проект "Формирование семейных ценностей средствами художественной литературы"

Данный проект, реализуемый для воспитанников старшей, подготовительной групп. За основу взято произведение А.К.Вестли "Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик".Взаимоотношения в семье н...