«Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»
методическая разработка

Золоторева Тамара Александровна

«Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе  взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе  взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»

Слайд 5   (цели, задачи проекта)

На наш взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений в работе со «сложными» детьми, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является художественная литература, а именно - сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. Сказка не дает прямых наставлений детям (таких как «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Слайд  6-10  (фото центров в каждой группе)

Работа по формированию нравственных качеств у  детей с асоциальным поведением предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных. В каждой группе нашего дошкольного учреждения создана при участии родителей своя театральная мини-студия: построены подиумы с «театральным занавесом», организованы «театральные костюмерные», постоянно обновляются декорации, атрибуты, маски, художественная литература.  

Идея театральных постановок по сказкам возникла именно тогда, когда мы начали традиционно работать со «сложными» детьми по театрализованной деятельности. В начале, это были обычные куклы, вырезанные из бумаги - картинки, герои сказок,  

Слайд 11

позже пришла идея использовать свою тень, фитбол – мячи, дидактические игры, в которых мы учили детей узнавать «плохих» (отрицательных) и «хороших» (положительных) героев сказки, анализировать их поступки и расставлять на лесенке «по высоте» совершения ими добрых дел и положительных нравственных качеств, с помощью

Слайд 12- дополнительных атрибутов ( в нашем случае «Волшебные очки», мы меняем злых (отрицательных) героев на добрых (положительных). Слайд 13 И сочиняли свои сказки на новый лад, где «плохие» герои сразу были добрыми. Ребята очень быстро, с огромным удовольствием, радостью стали артистами. В процессе работы с театром, взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом и детьми.

Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают асоциальные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты  в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

 Слайд 14 “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

 Слайд 15-16 Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.   В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Слайд 17-18 Кроме того, театрализованная деятельность повышает нравственную культуру не только воспитанников, но и педагогов, родителей, служит укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Введите в мир театра малыша, и он узнает, как сказка хороша, проникнется и мудростью и добротой, и с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

Слайд 19

Но прежде чем приступить к обыгрыванию того или иного сюжета, мы работаем над содержанием прочитанного, увиденного или «прожитого» момента, ребенком.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма, в котором вы увидите формы, методы, средства в процессе работы с  художественной литературой.

Видео фильм  (вырезки из хода занятий при работе с художественной литературой. Сказки «Цветик – семицветик»( подготовительная к школе группа), «Заюшкина избушка»(средняя группа), «Теневой театр»( подготовительная к школе группа), «Сказка  на фитболах»(старшая группа).  

Художественная литература это отличное средство развития человечности, гуманных качеств личности: чувства гражданственности, добра и справедливости,. В связи с этим воспитатель должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью социально-нравственного воспитания дошкольников, на перенос этих знаний и умений в жизнь и деятельность детей.

Необходимо только помнить, что силу художественного образа не могут заменить рассуждения о нем, важно соблюдать необходимое чувство меры и педагогического такта.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей....

Духовно-нравственно воспитание посредствам художественной литературы

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...

Программа дополнительного образования по нравственному воспитанию посредством художественной литературы в средней группе

В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, поэтому нео...

Буклет :"НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в дет...

консультация для родителей "Формирование речи детей 2-3 лет посредством художественной литературы".

Третий год жизни ребенка очень важный год. Его называют «судьбоносный». Это год завершения раннего детства, детства ясельного. В жизни малыша начинается новый – младший дошкольный пе...

план по самообразованию "Формирование нравственных ценностей средствами художественной литературы"

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годПодменный  воспитатель Саух  Елена  Андреевна...