Главные вкладки

    Педсовет на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"
    план-конспект по теме

    Конспект Совета педагогов на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы" 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы».

    Цель.  Направить усилия педагогов на воспитание у детей общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы. Воспитывать культуру речевого общения.

    Форма проведения – педагогическое лукошко.

    Вступительное слово старшего воспитателя.

    Наверно не найдется такого человека, которого бы не трогали строчки о любви, о красоте. Все возвышенные чувства человека можно легко облачить в стихотворные формы, и именно они дойдут до ума каждого слушателя, дотронуться до самых глубинных чувств его души.

    «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка». В.Г. Белинский.

    Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал в.Г. Белинский, «Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове» включение поэзии в процесс воспитания,  обучения и развития детей необходимо еще и потому, что современный человек любого возраста, как правило, испытывает дискомфорт от своего существования. За основу  педагогической деятельности  можно взять положение В.А. Сухомлинского о том,  что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость и грусть.

    Анализируя современные педагогические исследования  можно выделить основную задачу воспитания: формирование у детей эмоционального отношения к действительности как основу развития нравственных чувств путем приобщения их к художественному слову. Что подразумевается под фразой общечеловеческие ценности? Какие общечеловеческие ценности формируются средствами художественной литературы? Какие жанры встречаются в детской литературе? Что такое детский фольклор? На эти и другие вопросы, которые нам приготовило педагогическое лукошко и  предстоит ответить сегодня на заседании Совета педагогов.

    Вопросы и задания педагогического лукошка.

    1. Какие общечеловеческие ценности формируются средствами художественной литературы?
    2. Каких детских писателей вы знаете?
    3. Как художники иллюстраторы помогают писателям довести до детей данное произведение?
    4. Какие жанры встречаются в детской литературе?
    5. Что входит в понятие «детский фольклор»?
    6. Какие методы и приемы работы с художественной литературой  вы используете на занятиях и вне их?
    7. Какие произведения художественной литературы можно использовать с детьми на занятиях по художественно-продуктивной деятельности?
    8. Как используется художественное слово на музыкальных и физкультурных занятиях?
    9. Какие художественные произведения способствуют развитию фантазии, юмора? Чем ценны эти произведения в работе с дошкольниками?

    Предлагаю разделиться участникам на три подгруппы:

    Матвеева Н.А.

    Маркова С.Н.

    Киселева Н.В.

    Кузовенкова Е.Е.

    Шугурова О.Н.

    Шишканова Л.В.

    Родионова В.Н.

    Губаева Н.Ю.

    Лазарева О.В.

    Кириллова Е. И.

    Дмитриева А.В.

    Кларькова О.А.

    Глебычева Н.Н.

    Воронкова В.А.

    Ларькина В.Аю.

    Шлягина О.Е.

    Задания подгруппам:

    1. Прочитайте по две потешки: о животных, на воспитание КГН, о природных явлениях.

    О животных

    На воспитание КГН

    О природных явлениях

    Пошел котик на Торжок

    Купил котик пирожок

    Самому ли съесть

    Или Машеньке снесть

    Я и сам укушу,

    Я и Машу угощу.

    С гуся вода,

    С лебедя вода

    А с моего дитятки

    Вся худоба –

    На пустой лес,

    На большую воду,

    Под гнилую колоду!

    Прилетели ласточки-касаточки

    Принесли с заморья подарочки

    Всем весну теплую, красную

    А Пахомке ноченьку тихую, ясную.

    Идет коза рогатая

    За малыми ребятами

    Ножками топ-топ

    Рожками хлоп-хлоп

    Кто кашу не ест

    Молока не пьет

    Забодаю, забодаю.

    Расти коса до пояса

    Не вырони ни волоса

    Заливной частый дождичек,

    Не лей, не лей,

    По окошечкам не стучи, не стучи

    Легкий, тоненький ветерок не вей, не вей,

    У воротиков не гуди, не гуди.

    Вольный темненький лесок, не шуми, не шуми,

    Мою Машеньку не буди, не буди.

    1. Назовите по одной волшебной,  по одной бытовой и по одной авторской сказке.

    Волшебные сказки

    Бытовые

    Авторские

    *«Финист ясный сокол» рнс.

    * «Царевна – лягушка» рнс.

    * «Сивка – бурка» рнс.

    *«Курочка Ряба» рнс

    *«Заяц- хваста» рнс

    *«Лисичка-сестричка и серый волк» рнс

    *«Краденое солнце» К. Чуковский.

    *С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

    *К. Чуковский «Муха-цототуха».

    1. Назовите пять произведений на воспитание нравственных черт характера.

    *Н.Носов «Огурцы»

    *Л. Толстой «Косточка».

    *В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

    *М. Родина «Мамины руки».

    *К. Чуковский «Айболит».

    *Б. Иовлев «Некогда».

    *П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».

    *Л. Воронкова «Маша – растеряша».

    *В. Сутеев «Умелые руки».

    *унс «Колосок».

    *Е. Благинина «Посидим в тишине».

    *М. Майн «Пуговица».

    *ненецкая сказка «Кукушка».

    *англ песенка в обр. С. Маршака «Котята».

    * «Два жадных медвежонка» сказка

    1. Прочитайте по три загадки: о животных, о спорте, о наших помощниках.

    О животных

    Наши помощники

    О спорте

    Лесом катится клубок

    У него колючий бок

    Он охотится ночами

    За жуками и мышами

    (ЕЖ)

    Хлопотун Егорка

    Взялся за уборку:

    В пляс по комнате пошел

    Оглянулся – чистый пол.

    (ВЕНИК)

    Он с тобою и со мною

    Шел лесными стежками

    Друг походный за спиною

    На ремнях с застежками.

    (РЮКЗАК)

    У косого нет берлоги

    Не нужна ему нора

    От врагов спасают ноги

    А от голода – кора

    (ЗАЯЦ)

    Бьют парнишку по фуражке

    Чтоб пожил он в деревяшке

    (ГВОЗДЬ)

    Зеленый луг

    Сто скамеек вокруг,

    От ворот до ворот,

    Бойко бегает народ.

    На воротах этих

    Рыбацкие сети.

    (СТАДИОН)

    Голодная мычит

    Сытая жует

    Всем ребятам молоко дает.

    (КОРОВА)

    Тонконогая Ненила

    Всех одела, нарядила.

    На самой бедняжке

    Даже нет рубашки.

    (ИГЛА)

    И от ветра, и от зноя

    От дождя тебя укроет

    А как спать в ней сладко

    Что это?

    (ПАЛАТКА)

    1. Поработайте над художественным произведением: выведите его идею, обоснуйте его название, расскажите, как и когда  будете объяснять детям непонятные слова, если такие есть в тексте. Е. Пермяк «Как Маша стала большой»,  В. Осеева «Волшебное слово», В. Осеева «Просто старушка».
    2. Предлагаю педагогам разгадать кроссворды.

    Заключительное слово заведующей Е.В. Бутырской.

    II.  Подведение  итогов мониторинга качества воспитания у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы.

    Проект решений:

    1. В занятиях по художественно-продуктивной деятельности регулярно использовать произведения художественной литературы.

    Срок: систематически.

    Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

    1. Пополнить книжные уголки в группах произведениями советских, русских и зарубежных поэтов и  писателей.

    Срок: май 2009г.

    Ответственные: воспитатели.

    1. Воспитателям всех возрастных групп в совместной деятельности  с детьми и самостоятельной деятельности детей применять разные методы и приемы работы с художественной литературой, шире практиковать моделирование художественных произведений.

    Срок: в течение года.

    Ответственные: воспитатели.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    По горизонтали:

    2. Гуманность, любовь к людям.

    3. Так говорят о хорошем коллективе (прилагательное).

    5. Настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле. Важное качество педагога.

    6. Мягкий и незлобливый по характеру человек (прилагательное).

    7. Умение легко откликаться на чужие нужды.

    9. Отзывчивое отношение к переживаниям других людей.

    10. Правила нравственности, сама нравственность.

    По вертикали:

    1. Не знающий страха человек (прилагательное).
    2. «Береги … с молоду».

    4. Честность, неспособность к аморальным поступкам.

    8. Слух о чем-то или о ком-то основанный на неверных сведениях.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    По горизонтали:

    2.Гумманость, любовь к людям.

    4.Присутствие духа в опасности.

    6. Отзывчивость, душевное расположение к людям.

    7. Человек, проявляющий настойчивость к каком-либо деле (прилагательное).

    8. Правила нравственности, сама нравственность.

    9. Жалость, сочувствие вызванное чужим горем.

    По вертикали:

    1. Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью.
    2. Добросовестность, искренность.
    3. Умение легко откликаться на чужие нужды.

    5. Решимость.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    По горизонтали:

    2.  Присутствие духа в опасности.

    3. Слух о ком-то или о чем-то, основанный на неверных сведениях.

    4. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

    6. Взять на себя … (решимость).

    7. Умение легко откликаться на чужие нужды.

    8. Правила нравственности, сама нравственность.

    9. Честность, неспособность к низким аморальным поступкам.

    По вертикали:

    1. Жалость, сочувствие, вызванное чужим горем.

    3. Отзывчивое отношение к переживаниям других людей.

    4. Ласковый, участливый человек, обладающий добрым сердцем (прилагательное).

    5. Достойное уважение и гордости моральное качество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание дошкольников 4-5лет средствами художественной литературы.

    Нравственное воспитание дошкольников 4-5лет средствами художественной литературы.         Актуальность нравственного воспитания определяется социально- эко...

    Доклад на педсовете.Развитие связной речи детей старшей группы дошкольного возраста средствами художественной литературы.

    Как ведётся работа по этому вопросу в нащей группе.Какая проводится работа с детьми,с родителями,что планируем в перспективе....

    План по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников 4-5лет средствами художественной литературы»

    -Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бер...

    Выступление на педсовете на тему: "Формирование у старших дошкольников нравственных качеств средствами художественной литературы"

    Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и н...

    Конспект педагогического совета на тему «Формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»

    В материале представлен сценарий педсовета в форме игры "Слабое звено"  с  предложением решить педагогические ситуации по теме педсовета....

    Статья: " Формирование нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы."

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского районаСанкт-Петербурга.Воспитатель Любимова И.Г.СтатьяФормирование  нравств...

    Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы

    Требования государственного заказа, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в области социально-коммуникативного ориентирован на усвоение норм и...