Педсовет на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"
план-конспект по теме
Конспект Совета педагогов на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_no_4_vospitanie_obshchechelovecheskih_cennostey_sredstvivami_hud.lit_..doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы».
Цель. Направить усилия педагогов на воспитание у детей общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы. Воспитывать культуру речевого общения.
Форма проведения – педагогическое лукошко.
Вступительное слово старшего воспитателя.
Наверно не найдется такого человека, которого бы не трогали строчки о любви, о красоте. Все возвышенные чувства человека можно легко облачить в стихотворные формы, и именно они дойдут до ума каждого слушателя, дотронуться до самых глубинных чувств его души.
«Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка». В.Г. Белинский.
Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал в.Г. Белинский, «Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове» включение поэзии в процесс воспитания, обучения и развития детей необходимо еще и потому, что современный человек любого возраста, как правило, испытывает дискомфорт от своего существования. За основу педагогической деятельности можно взять положение В.А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость и грусть.
Анализируя современные педагогические исследования можно выделить основную задачу воспитания: формирование у детей эмоционального отношения к действительности как основу развития нравственных чувств путем приобщения их к художественному слову. Что подразумевается под фразой общечеловеческие ценности? Какие общечеловеческие ценности формируются средствами художественной литературы? Какие жанры встречаются в детской литературе? Что такое детский фольклор? На эти и другие вопросы, которые нам приготовило педагогическое лукошко и предстоит ответить сегодня на заседании Совета педагогов.
Вопросы и задания педагогического лукошка.
- Какие общечеловеческие ценности формируются средствами художественной литературы?
- Каких детских писателей вы знаете?
- Как художники иллюстраторы помогают писателям довести до детей данное произведение?
- Какие жанры встречаются в детской литературе?
- Что входит в понятие «детский фольклор»?
- Какие методы и приемы работы с художественной литературой вы используете на занятиях и вне их?
- Какие произведения художественной литературы можно использовать с детьми на занятиях по художественно-продуктивной деятельности?
- Как используется художественное слово на музыкальных и физкультурных занятиях?
- Какие художественные произведения способствуют развитию фантазии, юмора? Чем ценны эти произведения в работе с дошкольниками?
Предлагаю разделиться участникам на три подгруппы:
Матвеева Н.А. Маркова С.Н. Киселева Н.В. Кузовенкова Е.Е. Шугурова О.Н. Шишканова Л.В. | Родионова В.Н. Губаева Н.Ю. Лазарева О.В. Кириллова Е. И. Дмитриева А.В. | Кларькова О.А. Глебычева Н.Н. Воронкова В.А. Ларькина В.Аю. Шлягина О.Е. |
Задания подгруппам:
- Прочитайте по две потешки: о животных, на воспитание КГН, о природных явлениях.
О животных | На воспитание КГН | О природных явлениях |
Пошел котик на Торжок Купил котик пирожок Самому ли съесть Или Машеньке снесть Я и сам укушу, Я и Машу угощу. | С гуся вода, С лебедя вода А с моего дитятки Вся худоба – На пустой лес, На большую воду, Под гнилую колоду! | Прилетели ласточки-касаточки Принесли с заморья подарочки Всем весну теплую, красную А Пахомке ноченьку тихую, ясную. |
Идет коза рогатая За малыми ребятами Ножками топ-топ Рожками хлоп-хлоп Кто кашу не ест Молока не пьет Забодаю, забодаю. | Расти коса до пояса Не вырони ни волоса | Заливной частый дождичек, Не лей, не лей, По окошечкам не стучи, не стучи Легкий, тоненький ветерок не вей, не вей, У воротиков не гуди, не гуди. Вольный темненький лесок, не шуми, не шуми, Мою Машеньку не буди, не буди. |
- Назовите по одной волшебной, по одной бытовой и по одной авторской сказке.
Волшебные сказки | Бытовые | Авторские |
*«Финист ясный сокол» рнс. * «Царевна – лягушка» рнс. * «Сивка – бурка» рнс. | *«Курочка Ряба» рнс *«Заяц- хваста» рнс *«Лисичка-сестричка и серый волк» рнс | *«Краденое солнце» К. Чуковский. *С. Маршак «Сказка о глупом мышонке». *К. Чуковский «Муха-цототуха». |
- Назовите пять произведений на воспитание нравственных черт характера.
*Н.Носов «Огурцы» *Л. Толстой «Косточка». *В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». *М. Родина «Мамины руки». *К. Чуковский «Айболит». | *Б. Иовлев «Некогда». *П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата». *Л. Воронкова «Маша – растеряша». *В. Сутеев «Умелые руки». *унс «Колосок». | *Е. Благинина «Посидим в тишине». *М. Майн «Пуговица». *ненецкая сказка «Кукушка». *англ песенка в обр. С. Маршака «Котята». * «Два жадных медвежонка» сказка |
- Прочитайте по три загадки: о животных, о спорте, о наших помощниках.
О животных | Наши помощники | О спорте |
Лесом катится клубок У него колючий бок Он охотится ночами За жуками и мышами (ЕЖ) | Хлопотун Егорка Взялся за уборку: В пляс по комнате пошел Оглянулся – чистый пол. (ВЕНИК) | Он с тобою и со мною Шел лесными стежками Друг походный за спиною На ремнях с застежками. (РЮКЗАК) |
У косого нет берлоги Не нужна ему нора От врагов спасают ноги А от голода – кора (ЗАЯЦ) | Бьют парнишку по фуражке Чтоб пожил он в деревяшке (ГВОЗДЬ) | Зеленый луг Сто скамеек вокруг, От ворот до ворот, Бойко бегает народ. На воротах этих Рыбацкие сети. (СТАДИОН) |
Голодная мычит Сытая жует Всем ребятам молоко дает. (КОРОВА) | Тонконогая Ненила Всех одела, нарядила. На самой бедняжке Даже нет рубашки. (ИГЛА) | И от ветра, и от зноя От дождя тебя укроет А как спать в ней сладко Что это? (ПАЛАТКА) |
- Поработайте над художественным произведением: выведите его идею, обоснуйте его название, расскажите, как и когда будете объяснять детям непонятные слова, если такие есть в тексте. Е. Пермяк «Как Маша стала большой», В. Осеева «Волшебное слово», В. Осеева «Просто старушка».
- Предлагаю педагогам разгадать кроссворды.
Заключительное слово заведующей Е.В. Бутырской.
II. Подведение итогов мониторинга качества воспитания у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы.
Проект решений:
- В занятиях по художественно-продуктивной деятельности регулярно использовать произведения художественной литературы.
Срок: систематически.
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.
- Пополнить книжные уголки в группах произведениями советских, русских и зарубежных поэтов и писателей.
Срок: май 2009г.
Ответственные: воспитатели.
- Воспитателям всех возрастных групп в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей применять разные методы и приемы работы с художественной литературой, шире практиковать моделирование художественных произведений.
Срок: в течение года.
Ответственные: воспитатели.
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | 4 | ||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | 8 | ||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
По горизонтали:
2. Гуманность, любовь к людям.
3. Так говорят о хорошем коллективе (прилагательное).
5. Настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле. Важное качество педагога.
6. Мягкий и незлобливый по характеру человек (прилагательное).
7. Умение легко откликаться на чужие нужды.
9. Отзывчивое отношение к переживаниям других людей.
10. Правила нравственности, сама нравственность.
По вертикали:
- Не знающий страха человек (прилагательное).
- «Береги … с молоду».
4. Честность, неспособность к аморальным поступкам.
8. Слух о чем-то или о ком-то основанный на неверных сведениях.
1 | ||||||||||||||||||||
2 | 3 | |||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
По горизонтали:
2.Гумманость, любовь к людям.
4.Присутствие духа в опасности.
6. Отзывчивость, душевное расположение к людям.
7. Человек, проявляющий настойчивость к каком-либо деле (прилагательное).
8. Правила нравственности, сама нравственность.
9. Жалость, сочувствие вызванное чужим горем.
По вертикали:
- Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью.
- Добросовестность, искренность.
- Умение легко откликаться на чужие нужды.
5. Решимость.
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
По горизонтали:
2. Присутствие духа в опасности.
3. Слух о ком-то или о чем-то, основанный на неверных сведениях.
4. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.
6. Взять на себя … (решимость).
7. Умение легко откликаться на чужие нужды.
8. Правила нравственности, сама нравственность.
9. Честность, неспособность к низким аморальным поступкам.
По вертикали:
- Жалость, сочувствие, вызванное чужим горем.
3. Отзывчивое отношение к переживаниям других людей.
4. Ласковый, участливый человек, обладающий добрым сердцем (прилагательное).
5. Достойное уважение и гордости моральное качество.