Главные вкладки

    Конспект педагогического совета на тему «Формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»
    методическая разработка на тему

    В материале представлен сценарий педсовета в форме игры "Слабое звено"  с  предложением решить педагогические ситуации по теме педсовета.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 10 «Сказка»

    города Алатыря Чувашской Республики

       

    Конспект педагогического совета на тему

    «Формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей

     через знакомство с историей, культурой родного края»

            

                                                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                                                      старший воспитатель

                                                                                                            Вечканова И.Е.

                                                                 Алатырь 2017г.

    форма проведения игра «Слабое звено»

    Цель педсовета: обобщить опыт работы педагогов по воспитанию общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста. Распространить данный опыт среди педагогов детского сада.

    Задачи педагогического совета:

    1. Проанализировать  готовность воспитателей к работе по проблеме воспитания общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края;
    2. Создать предпосылки формирования средовых условий для решения данной проблемы.
    3. Сформировать методическое обеспечение.

    4. Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по решению данной проблемы

    План проведения игры:

    1. Обозначение темы педсовета и вступительное слово старшего воспитателя.
    2. Деловая игра «Слабое звено»
    3. Решение педагогических ситуаций.
    4. Составление плана-конспекта по теме педсовета.
    5. Изготовление плана-макета предметно-развивающей среды для реализации задач формирования у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края.
    6. Игра «Ромашка» «Литературные произведения»
    7. Проект решений.

    Ход игры.

    Вступительное слово старшего воспитателя:

     Уважаемые коллеги, все вы знаете, что сегодня мы с вами будем вести разговор о формировании у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с культурой, историей родного края, но прежде давайте выясним, что же такое общечеловеческие ценности? (высказывания педагогов)

    Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для всех людей . Представление о таких ценностях существует достаточно давно. Одной из первых известных записей, содержащих перечень правил морали, являются  «Заповеди Моисея». Сама же фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали». Президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета 26 декабря 2006 года особо отметил, что

    идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии, заполняется и он обязательно будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями.

     Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

     • Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали»:

    «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» является примером общечеловеческой ценности.

     

    Ценности и система этики вырабатываются людьми самостоятельно, применительно к собственному обществу, опираясь на опыт и характер взаимодействия людей внутри этого сообщества. Конечно,   у каждой культуры есть свои уникальные ценности  но все же  существуют некие общечеловеческие ценности, единые для всех культур.

    Итак, мы выяснили,  что же такое общечеловеческие ценности: любовь, сострадание, сочувствие, взаимовыручка, либерализм, толерантность и т.д.

     Вот о том, как сформировать эти ценности у дошкольников через знакомство с культурой и историей родного края и пойдет сегодня у нас с вами речь.

    Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».

    Сегодня мы будем, выявлять свои знания по разделам: краеведение, история России, народно-прикладное искусство, ФГОС ДО.

    Правила игры:

    Игра состоит из 3 раундов. В каждом раунде команды будут отвечать на вопросы ведущего. Задача каждой команды: как можно быстрее поднять руку, чтобы получить право на ответ. За правильный ответ начисляется один балл. Если одновременно  подняли руки несколько команд, то право ответа дается всем и выбирается правильный ответ, если правы все, баллы начисляются каждой команде. Победит та команда, которая  с наименьшим количеством ошибок или без них  пройдет все 3 раунда и покажет свои знания на более высоком уровне. При этом после каждого раунда вам  будет предоставлена возможность объективно оценить себя в 100% -ной системе

    Наша игра будет проходить с 4 командами (распределение участников игры по командам при помощи жеребьевки). Задача каждой команды проявить свою эрудицию и набрать наибольшее количество баллов.

    Выберите командира, и в течение 3 минут придумайте название и девиз своей команды.

    Представление команд.

    Представление жюри  Заведующий ДОУ, музыкальный руководитель и для объективности в каждом раунде (выбранный при помощи считалочки) член команды.

    Раунд 1

    - Земля, где ты родился? (Родина.)

    - Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)

    - Древнее название России? (Русь.)

    - Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

    - Определение толкового словаря Ожогова  «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Что это? (Патриотизм.)

    - Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

    - Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)

    - Официальная эмблема государства? (Герб.)

    - Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)

    - Название музыкального инструмента, который оповещал о приближении врага, и отгонял нечистую силу. (Колокол.)

     -  В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр)

    -  Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл назывались первые гвардейские полки Петра I?
    (Семёновский и Преображенский)

    - Сын конюха, друг Петра I, ставший впоследствии генералиссимусом. (А. Меншиков)

    - Что изображено на гербе Алатыря? Что это обозначает? (колчан со стрелами) ( Три колчана со стрелами отражают историческую связь времён, в то же время они олицетворяют единство и сплочённость народа, проживающего на древней Алатырской земле, готовность служить защите Родины.)

    - По чьему указу  был пожалован  Герб нашему городу?  ( по указу императрицы Екатерины второй в  1780году)

    - Как в начале 20 века называлась улица Жуковского?(Водопроводная)

    - Что во время Великой Отечественной Войны называли «Катюшами»?
    (Ракетные установки)

    - Что открыли союзники во время Второй мировой войны?
    (Второй тыл, второй фронт, границы, военную тайну)

    - Какое учреждение находилось до недавнего времени в школе искусств? (образовательная школа №8)

    - В какую реку впадает река Сура? (В Волгу) 

    - Как называется место, откуда берет начало река? (Исток)

    - Назовите место, на котором началось строительство нашего города? (на крутом берегу реки Суры)

    - Назовите дату рождения нашего города? (1552г.)

    - Какими видами труда занимались наши предки в 17 веке? (хлебопашеством, скотоводством и лесными промыслами)

    Кто отдал приказ о сооружении укрепительных сооружений, впоследствии переросших в наш город (Иван Грозный)

     Как называлась в советское время улиц Горшенина? (Октябрьская)

     Что долгое время находилось в здании церкви Иоанна Предтечи? (Краеведческий музей)

    Героям какой войны установлен памятник на улице Горшенина? ( М.П. Боронину и В.Ф. Ветвинскому) (Великой отечественной)

    - Назовите правильное название женского монастыря (Киево -Николаевский Новодевичий монастырь)

    - Что пережили ленинградцы в течение 900 дней во время Великой Отечественной войны? (блокаду)

    - Как называется первый музей России? (Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого)

    - Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

    - Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

    - Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)

    - Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)

    - Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

    - То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

    - Как по-другому можно назвать мелкое ручное производство? (Ремесло.)

    - Как называется сырьё, которое используется для выделки коробов, корзин, посуды, для изоляции строений от сырости, для обшивки речных лодок? (Береста.)

    - Перечислите виды народной росписи? (Городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская.)

    - Как называется широко распространенная техника декоративно-прикладного искусства, разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, меха, соломки нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки? (Аппликация.)

    - Как называется инструмент, используемый для вышивания? (пяльцы)

    - Как называется самобытный вид русского народного искусства — декоративная роспись деревянных изделий? (Хохлома.)

    - Что такое орнамент? (узор, построенный на ритмическом чередовании элементов)

    - Перечислите разновидности русской глиняной игрушки? (Абашевская, дымковская, каргопольская, филимоновская, тульская, скопинская.)

    - Как называлась слобода, где изготовляли глиняные лепные игрушки? После обжига готовые фигурки людей, зверей, птиц расписывались по белому грунту яркими красками. (Дымково.)

    - Город Загорск  Московской области считается родиной русской расписной матрешки. Перечислите разновидности русской матрешки. (Загорская,  Семеновская, Полховмайданская,  Кировская.)

    - Кто самый популярный герой богородской игрушки? (Медведь.)

    - Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

    Итак, 1 раунд подошел к концу. Командам предлагается оценить свою игру в 100% -ной системе, далее слово предоставляется жюри.

    Раунд 2 (во 2 раунде меняется один член жюри из числа педагогов)

    - Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (29.12.2012 ФЗ-273.)

    - Назовите программу, в которой представлено в разных формулировках гражданское, патриотическое воспитание? (Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).

    - Укажите соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений? (не менее 60 и не более 40)

    - Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в ДОУ, а ток же комплекс требований к педагогическим работникам? (ФГОС ДО)

    - Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

    - Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)

    - Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)

    - Что первично? Умения или навыки? (Умения.)

    - Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

    - Чем являются следующие определения:

    -формирование любви к родному краю,

    -воспитание чувства гордости  за своих земляков,

    -умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)

    - Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)

    - Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

    - Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага России, начиная сверху? (белый, синий, красный)

    - Какой документ определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ? (ООП ДО).

    - Сколько образовательных областей содержит в себе ООП ДО? Назовите их. (5 образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие).

    - Основной документ, провозглашающий права ребенка? (Декларация прав ребёнка – ООН, 1959)

    - В каком направлении развития и образования детей ставится задача: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы? (речевом)

    - В каком направлении развития и образования детей ставится задача: формирование начальных представлений  о некоторых видах спорта? (физическом)

    - В какие образовательные области по ФГОС ДО вошли бывшие ранее образовательные области «Здоровье» (физическое развитие), «Безопасность» (социально-коммуникативное развитие), «Труд» (социально-коммуникативное развитие), «Музыка» (художественно-эстетическое развитие).

    - В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы? (целевых ориентиров).

    - Участие ребёнка в психолого – педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия кого? (родителей).

    - Сопровождается ли освоение ООП проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников? (нет).

    - Имеет ли право педагогический работник проводить оценку индивидуального развития детей? (да)

    Второй раунд закончен, ответьте себе на вопрос: на сколько процентов вопросов данного раунда вы смогли правильно ответить, и слово жюри

    Раунд 3 (в 3 раунде меняется один член жюри из числа педагогов)

    –- Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)

    - На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)

    - Какие разделы должна иметь ООПДО? (Целевой, содержательный, организационный.)

    - Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.)

    - Назовите возможные ситуации применения результатов педагогической диагностики. (Для индивидуализации образования: в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; для оптимизации работы с группой детей).

    - Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

    - Какой документ включает в себя три группы требований: к структуре, к условиям реализации ООП ДО и к результатам освоения ООП ДО? (ФГОС ДО)

    - Этот документ обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса. (Конвенция ООН о правах ребёнка).

    – Ну, вот, наша игра завершилась. Я надеюсь, что все участники педсовета  уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания.

     Слово жюри для подведения итогов игры по наибольшему количеству набранных баллов.

    1. Решение педагогических ситуаций.

     Педагогам предлагается разобрать педагогическую ситуацию (1 в каждой команде) и дать педагогическую оценку.

    Галя нехотя ест апельсин. Когда остается всего две дольки, мать предлагает:

    — Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.

    — А-а-а, ишь ты какая... Я лучше сама съем!

    И ест. Морщится, но ест, лишь бы не дать другому.

    — Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! — хвалит мама дочь.

     Вопросы: 1.Как вы расцениваете этот эпизод? 2.Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? 3.Что она закрепляет у ребенка? 4.О каких сформировавшихся качествах свидетельствует поступок ребенка?

     Совет: Присмотритесь к своему ребенку: умеет ли он делиться тем, что у него есть, с близкими, друзьями, сестрами?

    Проанализируйте свои действия по отношению к ребенку: не содействуют ли они формированию чувства жадности? Не случается ли, что первый кусок выделяется только ребенку?

    Алик всегда любил быть первым: когда строились на зарядку, когда  собирались на прогулку. Он первым выбегал из-за стола,  и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.

    Вопросы: 1. Каким растет Алик? Что бы вы ему посоветовали?

    2. Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашей группы ? Как вы боретесь с ними?

    Я знаю одного мальчика, который часто поступает так: попросит мама сходить в магазин — он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол — он накроет, но за это его сводят в кино. И так рос этот мальчик. Что не попросят, он все сделает.

    Вопросы: 1.Что вы можете о нем сказать? 2. Какими методами можно искоренить такое поведение?

    Сереже не везло. Играл с ребятами «в прятки» и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут еще Димка нет-нет да и закричит из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого «кона» говорят: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа!» Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! — закричали ребята.— Ты нарушаешь правила игры».

    Вопросы: 1.Как вы относитесь к предложению Марины?

    2. Чем оно было вызвано?

    1. Составление плана-конспекта НОД с использованием литературного произведения по теме педсовета

    За десять минут команда должна составить план – конспект НОД.

    1. Изготовление схемы - макета предметно-развивающей среды для реализации задач формирования у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края.
    2. Игра «Ромашка» «Литературные произведения». Командам предлагается составить ромашку, на лепестках которой будут написаны литературные произведения, воспитывающие общечеловеческие ценности.
    3. Проект решений.

    Мы с вами вели разговор о формировании общечеловеческих ценностей у дошкольников. По итогам педсовета предлагаю следующий проект решений:

    1. Пополнить предметно-развивающую среду групп материалами, пособиями, литературой, способствующей формированию  общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста.

    Срок: до мая 2017года.

    Ответственные: воспитатели возрастных групп

    2. Включать  литературу по воспитанию общечеловеческих ценностей во всех возрастных группах  в образовательный процесс.

    Срок: постоянно.

    Ответственные: воспитатели возрастных групп.

    3.Создать картотеку материалов, литературы, пособий, имеющих большой спрос, для воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста.

    Срок: до мая 2017года.

    Ответственный: старший воспитатель.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".

    Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....

    Конспект педагогического совета на тему "Формирование привычки к здоровому образу жизни"

    Конспект педагогического совета на тему "Формирование привычки к здоровому образу жизни"...

    Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

    Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...

    Деловая игра для педагогов «Формирование дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»

    Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи:- повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотич...

    Деловая игра для педагогов «Формирование дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»

    Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи:- повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотич...

    Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

    Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»...