Конспект педагогического совета на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
методическая разработка

Авраменко Ирина Викторовна

Развитие  компетентности, профессионализма педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  общеобразовательное учреждение

«Малиновский детский сад»

Красноярский край, Ачинский р-н, п.Малиновка

Методические разработки на тему:

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование"

В деле воспитания процессу саморазвития должно быть

 отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее

 развивалось только путем самообразования.

 Г. Спенсер

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века  - это:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;

Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

 Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  

 Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я,  как заместитель руководителя по ВМР  пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  я попыталась их структурировать и применить  в работе с педагогами.  

Инновационные направления методической работы:

  • маркетинговое: изучение спроса педагогов
  • информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;  
  • социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры;  
  • научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ
  • психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов
  • управленческое: повышение компетентности педколлектива

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы  в образовательном учреждении  определенные условия.  Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа   каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с  научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности  наших педагогов  на городском, региональном и международном уровне. Педагоги ДОУ систематически принимают участие в городских, региональных и международных  конкурсах педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; старшим воспитателем разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; администрация ДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом  коллективе.

 Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования

 Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Условия профессионального роста:

  • самообразовательная  работа над рефератом по теме;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по теме;
  • посещение семинаров,  конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете;
  • участие в конкурсах в Интернете;
  • помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете.

Получение новой информации помогает нашим педагогам  решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной  подготовки.

 Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.  Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная ДОУ "Школа педагога- дошкольника", целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:

  • стажировка у опытного коллеги;
  • лекции по заявкам педагогов;
  • тренинги;
  • практикумы;

 Направления деятельности "Школы педагога - дошкольника": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.

 Формы самообразования педагогов:

  • индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
  • коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.

Обучение начинается с формирования  мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых.  

Результативность:

  • молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
  • у педагогов  будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал;
  • педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь   возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

 "Школа начинающего педагога" поможет более успешно адаптироваться  начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

 При организации  обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического совета по теме "Профессиональная компетентность педагога ДОУ"

Педагогический совет проходил под девизом: «Работать по-старому нельзя,поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит ...

Педагогический совет «Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

- повысить уровень профессионального  мастерства  педагогов в вопросах  реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»   - формировать творческий подход в...

Педагогическая культура как явление профессиональной компетентности педагога

Общая и профессиональная культура педагога – совокупность главных и второстепенных требований к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для...

Консультация на педагогическом совете Тема: «Формирование профессиональных компетенций педагога ДОО, их влияние на взаимоотношение с детьми»

Мы с Вами на наших занятиях, создаем детям проблемную ситуацию даем имвозможность решить ее самим, а если они затрудняются, то подсказываем пути еерешения....

Педагогический совет на тему : "Профессиональный стандарт педагога ДОУ"

Данную презентацию можно использовать для педагогического совета на тему " Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО"...