Педагогический совет на тему: «Коммуниативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Тебякина Инна Петровна

Каждый человек уникален и неповторим, но пол­ноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и пре­образуются. Вначале развитие ребенка обусловлено об­щением с близкими взрослыми (родителями). Затем круг его общения постепенно расширяется — в его мире появ­ляются незнакомые люди. Способность к общению не яв­ляется врожденной, она формируется в процессе приоб­ретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Одна­ко очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со взрослыми; у него появляется, а затем все бо­лее усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сфе­ру контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро ощу­щают и всячески выражают.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах - общечеловеческие способы выразительного поведения.

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:

  • умение вести диалог, беседу;
  • развивается готовность сочувствовать,
  • сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;
  • независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.
  • элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.

Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития и необходимым условием успешной учебной деятельности.

Чтобы направить развитие коммуникативных навыков в нужное русло, необходимо регулярно и последовательно обучать детей навыкам оптимального общения. Формирование таких навыков - это обучение умелой, а точнее искусной речи.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает игровая деятельность. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, а так же с помощью различных видов игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых. С этими видами игр вы все очень хорошо знакомы, мне бы хотелось остановиться более подробно на нетрадиционных формах организации игровой деятельности с детьми. В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, а так же с помощью различных видов игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых.

Для детей 6-7 лет характерно содержательное общение с воспитателем по инициативе ребенка. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог — ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о летнем отдыхе, о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т.п.

У детей 3-5 лет пользуются популярностью игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

 В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различие предметов.

 Настольно-печатные игры Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино (пример, «Подбери по ассоциации», «Назови животных» и др.). Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже в тех случаях, когда кто-то из них ошибается.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах; самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; находят признаки сходства и различия.

Возникают игры с мячом типа «Съедобное — не съедобное». Дети импровизируют, называя слова из разных тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т.п.). В игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными вокализациями, речевыми высказываниями.

Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа.

Некоторые дети, перемещаясь, могут прогуливаться по группе парами, тройками, ведут диалоги, развивая сюжет в воображаемом плане.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Разыгрываются импровизированные диалоги. Мотив театрализованной деятельности может включаться в традиционные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Часто дети разыгрывают бытовые темы («Дочки-матери, «Поликлиника», «Магазин» «Перекресток»» и др.). Они легко воспроизводят профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер взаимоотношений. Дети свободно ведут диалог друг с другом (ролевой и по поводу игры).

Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые — родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем. И это обсуждение происходит как полностью самостоятельная нерегламентированная деятельность. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций и ведения диалога. Формируется культура дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым.

Такая культура ведения содержательной беседы возникает не на пустом месте. Дети приобретают опыт совместного рассматривания иллюстраций в более раннем возрасте, когда содержание картинок задается целью отработки правильного звукопроизношения, усвоения лексических групп и другими дидактическими задачами, т.е. при самостоятельной работе с развивающими дидактическими материалами.

Соревновательная тематика также находит отражение в самостоятельной деятельности детей. Между детьми возникают разговоры по поводу игры-соревнования. Идет обсуждение вопроса, кто выиграл и почему? Возникает спор между сверстниками, в котором, по мысли Л.С. Выготского, происходит становление продуктивного мышления детей.

Использование в работе различных методов и приёмов в игровой деятельности помогут сформировать у дошкольников не только правильную речь, но и способствуют развитию коммуникативно-речевых умений. Также положительным результатом считаются снятие эмоционального напряжения при общении, уверенность детей в себе, активность в жизни группы.  

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

Используя такую форму работы с детьми как "Утро радостных встреч" предлагаем игру "Давайте поздороваемся". Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом ...). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.

Упражнение "Ласковое имя", дети ласково называют друг друга по имени.

Игра "Вежливые слова" помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

     Игра "Прогулка с завязанными глазами" помогает испытывать положительные чувства друг к другу, способствует доверию и формируют ответственность за другого человека. Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берёт ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

Игра "Клубочек" поможет "изолированным" детям влиться в коллектив. У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

     -Как тебя зовут?

     -Хочешь со мной общаться?

     -Чего ты боишься?

     Эти нити связывают нас. На что похожа фигура?

 Игра "Сороконожка", которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки, а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперёд. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др.), главное оставаться целостной.

"Поменяйтесь местами те, кто...". Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, больше трех раз смотрел фильм "Служебный роман", пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом и многое другое)". Преимущество данного варианта, в сравнении с вышеприведенными, состоит в том, что, во-первых, в данной игре невозможно предугадать то, сколько человек в той или иной ситуации пожелает поменять место (ведь невозможно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными людьми), что делает игру более напряженной и интересной, а, во-вторых, участники игры или наблюдающие за ней, могут узнать друг о друге много интересного.

Подвижные игры для развития коммуникативных навыков типа: "ниточка - иголочка", "Хвост дракона" помогут детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.

Упражнение "Рисуем всей группой" научит детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому даётся один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами друг с другом (в вежливой форме). Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

Игра "Пирамида любви" воспитывает уважительное, заботливое отношение к людям, умение выражать позитивные эмоции, развивает навыки взаимодействия. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: "Каждый из нас что-то или кто-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, детей, свой город и т. д. Расскажите и вы, кого и что любите. А сейчас давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руки свою. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Какая высокая пирамида у нас получилась, а всё потому, что мы умеем любить и быть любимы.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без взаимодействия и сотрудничества с родителями. При этом формы взаимодействия с родителями самые разнообразные: традиционные – родительские собрания-практикумы, беседы и консультации, оформление буклетов и папок-передвижек, так и нетрадиционные: мастер-классы по теме «Я дарю тебе словечко», семейные гостиные и игротеки «Играем в сказку», «Поговори со мною мама», совместные праздники и развлечения «В гостях у Буквоежки», «Путешествие в страну сказок», памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».

Безусловно, коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Задачи формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста должны быть в центре внимания педагогов и родителей, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. И еще, общаясь с детьми, надо учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. В руководстве детской деятельности приемлем лишь демократический путь общения. Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения, а основа обучения – игровая деятельность.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете: «Этикет общения между воспитателями и родителями»

Отношения воспитатель-родитель, являются очень значимым критерием успешной адаптации как ребенка, так и родителя к новым условиям. Современный воспитатель обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Воспитатель- педагог первопроходец, в самом широком смысле слова. Он первый налаживает контакт не только с воспитанником, но и с его родителями.

  Профессионализм воспитателя предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

 Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпелив. В речи воспитателя, не должны быть частыми  слова-паразиты, как «вот», «между прочим», «понимаешь». Так же стоит уделить больше внимания на правильное произношение слов, особенно правильность расстановки ударений. Важны тон и интонация.

 Голос - профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей может привести к аномалиям связок. Характерная ошибка многих педагогов - стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А« секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы, а иногда совсем тихо, а при необходимости( как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и взрослого, и детей.

   К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения. В. Солоухин писал: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка нужна другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

«Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения».

-Обосновать просьбу, указать причину её возникновения, подчеркнуть необходимость и значимость её выполнения. И всё это сделать кратко. («Мне это нужно, чтобы....», «Вы меня очень выручите, если сделаете.....», «Это необходимо, потому что...» и т. д.).

-Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только вы можете мне помочь!», «Я так на вас надеюсь!», «Что бы я без вас делала!» и т. п.) и отметить его любезность, отзывчивость, доброжелательность («Вы всегда мне помогаете!», «Умница, молодец, никогда не отказываетесь выполнить просьбу!»)

-Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу («Спасибо за то, что согласились мне помочь!», «Буду вам благодарна!», «Заранее спасибо!»)

В повседневной практике встречаются и противоположные ситуации, предполагающие вежливо отказать в просьбе.

«Как вежливо отказать?».

-Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.

-Необходимо объяснять причину отказа («Я не могу это сделать, потому что..», «Не могу выполнить просьбу по причине...»).

-Использование дополнительных смягчающих этикетных формул: извинения, сожаления, обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях и т. п. («Извините, пожалуйста, но я никак не могу», «К сожалению, не могу», «Мне очень жаль, но...», «Сожалею, но...», «Завтра обязательно помогу!», «С радостью сделаю это, если...»).

Речевой этикет устанавливает правила и в конфликтных ситуациях. Так, всегда ли мы приносим извинения за резкое замечание, ошибочную оценку?

«Как извиниться?».

Извиниться — значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своём неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.

Глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьёзностью совершённого поступка. Так, «извините» говорят в ситуациях, когда речь идёт о незначительном проступке (например, вы кого — то задели в транспорте. «Простите» используется в случаях, когда речь идёт о существенном проступке (например, вы оскорбили, публично осмеяли человека).

Таким образом речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета.

 Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

-Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

-Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

-Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

-Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Образец памятки воспитателю.

  1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам тематического контроля в МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» 
«Система работы ДОУ развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста »

 Цель:

Совершенствование работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Задачи:

1. Изучить условия, созданные в группах для формирования коммуникативных навыков;

2.Определить эффективность работы педагогов по развитию речи и развитию коммуникативных навыков;

3. Проанализировать условия, созданные для  формирования коммуникативной компетенции

Сроки  проведения:

с 30.01.2023  по 03.02.2023 г.

План тематического  контроля.

№ п/п

Вопросы контроля

Цель и содержание контроля

   Методы     контроля

1

Создание условий в группах

для проведения работы

Изучение условий, созданных в группах для формирования коммуникативных навыков;

Изучение развивающей предметно-пространственной среды

Анализ программно-методического обеспечения процесса

2

Планирование

-системность и целенаправленность планирования совместной деятельности педагога с детьми

-индивидуальная работа  с детьми.

-самостоятельная деятельность детей.

Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми

3

Работа  с педагогами

- знание программы по указанным разделам,

методика проведения ОД.

-использование нетрадиционных методов и приемов  в работе.

-руководство самостоятельной деятельностью  детей.

 Беседы с педагогами

 Наблюдения за деятельностью педагогов в рамках ОД.

Наблюдение и анализ совместной деятельности педагога с детьми во 2 половину дня.

4

Работа с родителями

-система работы с родителями,

-разнообразие применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность

Изучение документации по работе с родителями в группах.

    

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются. Вначале развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми (родителями). Затем круг его общения постепенно расширяется — в его мире появляются незнакомые люди. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со взрослыми; у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро ощущают и всячески выражают. В ходе тематической проверки было выявлено следующее: 

1. При наблюдении за детьми в свободной и самостоятельной деятельности, тон общения между детьми, педагогом и ребенком в группах доброжелательный и спокойный. В основном, у детей наблюдается в общении друг с другом, сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя, или детей не перебивая, ожидая очереди. Хотя наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя. Это слова приветствия, благодарности, просьбы,         извинения.
Дети общаются по разному поводу: в основном по какой-либо деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности. 
Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала).
Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье. 
Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей         жизни.
Анализ коммуникативных умений детей показал, что не у всех детей сформированы умения владеть речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи. У большего количества воспитанников 

Вместе с результатами обследования коммуникативной компетенции детей, необходимо отметить профессионализм         воспитателей.
Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Вместе с тем, в редких случаях встречается строгость в позе, мимике и         жестах.

Вывод: Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми). Эти два повода общения очень тесно переплетаются между         собой.
Дисциплинарный повод общения также присутствует во всех группах, но менее часто (по поводу дисциплины отдельных детей).

2. Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка.

Анализ взаимодействия педагогов с детьми во время  проведения образовательных ситуаций показал, что преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных коммуникативных ситуаций недостаточна. Но, тем не менее, воспитатели пытаются побуждать детей к речевой активности с помощью разнообразных вопросов. Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.

3. Анализ плана воспитательно-образовательной работы показал, что воспитатели планируют работу по развитию коммуникативной компетенции через разные виды деятельности (игры, ОД, самостоятельной и совместной деятельности).
Недостаточно планируется индивидуальная работа по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок, консультаций для родителей.

4. Для проведения анализа условий организации развивающей предметно-пространственной среды, был организован смотр-конкурс центров речевого развития. Речевые центры оборудованы и наполняются в соответствии с возрастом воспитанников. Ежегодно они трансформируются и обогащаются, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Речевой центр предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания центра речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых и коммуникативных способностей воспитанников.

Во всех возрастных группах дошкольного учреждения отмечаются разнообразные подходы воспитателей к организации РППС в соответствии с ФГОС и ООП. Педагогами проведена большая творческая работа по оформлению игрового пространства и обеспечению надлежащих условий для развития речи и коммуникативных способностей.

Для детей раннего возраста и младших дошкольников центр речевого развития включает зону сенсорики - место для развития мелкой моторики. Это столик с развивающими играми: пирамидки, игры вкладыши, книжки-малышки и игрушки с кнопками. Это фланелеграф на стене с картинками из фетра, лентами, липучками. На фланелеграфе обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды, которые присутствовали в группах раннего возраста, различные виды театра.

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!», «Взлетай ракета». В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформлено место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

  • «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
  • «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
  • «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
  • «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.
  • «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформлена небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В каждой группе есть пособие по развитию речи сделанное своими руками, это настоящая методическая копилка. 

Вывод по тематическому         контролю.
Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через ОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения         прогулок.
В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, групповые и индивидуальные беседы.
Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
Предложения:

1.Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2.Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу  по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок.

3. Включить, в план работы с родителями  мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.



Предварительный просмотр:

Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации с учетом активного приобщения к информационно-коммуникационным технологиям.

Дошкольный возраст представляет собой период овладения социальным пространством человеческих отношений в ходе общения с близкими взрослыми, а также в процессе игровых и реальных отношений с другими детьми. В этом возрасте получают такие фундаментальные для детского развития виды активности, как общение с взрослым и творческая игра. Личностное, умственное, эмоциональное развитие младших дошкольников происходит в процессе и благодаря развитию коммуникативной сферы. Благодаря коммуникативной сфере мир младшего дошкольника из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Было выявлено, что более половины респондентов указывают на наличие у детей опыта взаимодействия с компьютером. Средний возраст дошкольников, использующих компьютер, составляет три с половиной года, а к моменту поступления в школу активными пользователями ИКТ являются более 70%; детей. Большая часть родителей допускают взаимодействие дошкольников, с компьютером начиная с трёх лет, при этом контролируют данный процесс единицы. Взаимодействие триады

«ребёнок – компьютер – взрослый» характерно только для развивающих и обучающих игр, в то время как в других видах компьютерной активности ребёнку предоставляется самостоятельность. Также следует отметить, что мальчики, по сравнению с девочками, являются более опытными и активными пользователями ИКТ, проводят за компьютером больше времени и посвящают его, как правило, играм, а не обучению. ИКТ заняли важное место в жизни дошкольников, причём и присутствие продолжает быстро возрастать. На сегодняшний момент они обладают такой значимостью, что принципиально важной задачей становится грамотное сопровождение данного взаимодействия родителями. Раннее начало ис- пользования дошкольниками компьютеров оказывает существенное влияние на становление их индивидуальноличностных особенностей.

Сведения об изменениях в развитии личностных качеств дошкольника встречаются во многих исследованиях, основанных на данных конкретных наблюдений, материалах экспериментов, хотя теоретически обоснованных объяснений явно не достаточно.

Так указывается на повышение тревожности дошкольников (особенно старших), на уменьшение активности в главной для дошкольников ролевой игре, в которой происходит децентрализация и формирование позиции «Я» в системе общественных отношений, более раннее проявление кризиса трех лет (ближе к двум годам), связанного с развитием феномена самостоятельности «Я сам». Во многом указанные особенности обусловлены изменением социальной ситуации развития: новыми ритмами и скоростями в организации жизни, отказом от традиционных норм поведения, новыми целями и потребностями окружающих ребёнка людей, а также существенно возросшим влиянием телевидения и интернета. У современных дошкольников существенно видоизменилось понимание сущности игры, что обусловливается, прежде всего, их увлечением не реальными, ролевыми, а компьютерными играми. Они изменяют характер и структуру общения ребенка, прежде всего, со сверстниками, ставя его в рамки особой индивидуальной игры. Но индивидуальная игра не требует согласования собственной позиции с позицией другого человека, следовательно, способствует утверждению личной, единственно верной точки зрения дошкольника на всё происходящее, поддерживает детский эгоцентризм. Такая игра способствует уходу от реального мира, погружению в замкнутый мир индивидуальных желаний, ограниченных рамками узкосемейных отношений.  Характеризуя сюжетно-ролевую игру детей, воспитатели отмечают частую потерю детьми инициативы, заниженные показатели воображения, что требует активизации позиции педагога. Сказывается в какой-то степени загруженность, плотность программы занятий детей, когда для раскованной самостоятельной игры остается мало времени. Организация игры и развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте становится сложной и важной проблемой. Решение этой проблемы предполагает не только поиск путей развертывания игровой деятельности, но и более глубокий анализ структуры и ее особенностей на этапе дошкольного детства в контексте процессов социализации и индивидуализации в новых условиях. Исследователи отмечают, что современные дети, подобно их сверстникам прошлого века, усваивают такие нормы взаимоотношений, как взаимопомощь, готовность помочь товарищу. Отличие заключается в том, что современные дошкольники высказывают новые суждения: помогать, конечно, нужно, но, во-первых, только тогда, когда об этом тебя попросят. Выявились различия и в проявлении доброты и бескорыстия. Подобные изменения в детях, в их оценках поступков сверстников, в определении собственной линии поведения объясняются, в первую очередь, социальными изменениями. В 90-е годы прошлого века, в период пересмотра жизненных ориентиров и ценностей, преобладающей стала ориентация на индивидуальность, на независимость людей друг от друга, на сосредоточенность на себе, своих успехах. Дети, как известно, отражают все особенности мира взрослых, они активно присваивают их формы взаимодействия с окружающим миром, с людьми. Было проведено исследование, посвящённое выявлению черт современного дошкольника путём интервьюирования и анкетирования педагогов-практиков. Согласно полученным результатам, в описаниях детей прошлого века прослеживались характеристики, отражающие застенчивость детей, скромность, незащищенность, самостоятельность, ответственность, отзывчивость, взаимовыручку и взаимоподдержку в коллективе, признание непоколебимости авторитета взрослого. К положительным чертам современных детей были отнесены: 1) большая информированность и эрудированность современного ребенка, способность «делать недетские умозаключения», «рассуждать на взрослые темы»; 2)умение размышлять над смыслом своих действий и действий партнера – ребенка, взрослого; 3) раскрепощенность, свобода от условностей, смелость, общительность; 4) высокая познавательная активность, интерес к разным сторонам действительности. Педагоги связывают наличие данных черт у детей с влиянием общества, ориентированного на индивидуализацию, с появлением, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, знакомству с большим, постоянно растущим объемом информации, расширением возможностей для семейных путешествий в разные страны.

С другой стороны, были выявлены следующие негативные характеристики современного дошкольника: повышенная тревожность, агрессивность, драчливость (педагоги связывают данные проявления с влиянием телевидения и компьютерных игр в больших объемах, недопустимых для возраста); 2) низкий уровень концентрации внимания, рассеянность; 3) низкие навыки самообслуживания (даже в старшем дошкольном возрасте не все дети могут правильно одеться, зашнуровать ботинки и т.п.); 4) зависимость от компьютера и гаджетов, интерес к компьютерным играм зачастую в ущерб сюжетно-ролевым; 5) сниженная дисциплинированность, трудности в выполнении общих для коллектива правил; 6) концентрация на собственных интересах, желаниях, стремлениях, неумение слушать и слышать партнера по общению; 7) сниженная творческая активность; 8) выраженный ориентир на наглядность часто в ущерб слуховому восприятию; 9) низкие физические показатели, слабое здоровье; 10) размытость ценностных ориентиров; 11) неумение играть в сюжетно-ролевые игры; 12) проблемы в речевом развитии (звукопроизношение, «скудность» словарного запаса, неразвитость коммуникативных навыков). По уровню развития общения с взрослым современные дети в целом несколько отстают от возрастной нормы. У большинства пятилетних дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, которая соответствует младшему дошкольному возрасту (3–4 года). Их интересы ограничены предметными действиями и не выходят за пределы конкретной ситуации. Соответствующая возрасту внеситуативно-познавательная форма общения зафиксирована только у трети обследованных детей, причем у многих из них снижена инициативность в общении – познавательные интересы детей развиты недостаточно. Ребенок предпочитает следовать за предложениями и

указаниями взрослого. Только около 20% обследованных пятилеток обнаружили достаточно высокий уровень развития общения с взрослым. Данные о коммуникативной компетентности в общении со сверстниками свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности у 25% детей, об их беспомощности в отношениях со сверстниками и неспособности разрешать простейшие конфликты. Более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имели выраженный агрессивный характер. Полученные результаты свидетельствуют, что агрессивность стала нормой жизни для значительной части дошкольников. Это достаточно опасная тенденция, которая должна вызывать тревогу взрослых, общества. Только около четверти детей продемонстрировали достаточно высокую социальную компетентность и оказались способны к конструктивным и самостоятельным решениям предложенных проблемных ситуаций. Причины формирования негативных личностных черт современного дошкольника во многом обоснованы не только влиянием социально-экономических факторов в целом, но и большой занятостью современных взрослых, которые много времени проводят на работе, а в домашних условиях часто не общаются со своими детьми, взамен предлагая им посмотреть мультфильмы, найти себе занятие в планшете, компьютере. Проблема сегодняшних родителей состоит также в низком уровне игровой культуры. Они не умеют и не знают, как играть с детьми в традиционные сюжетно-ролевые игры, не осознают их ценности для гармоничного развития ребенка, и поэтому крайне важной задачей является организация просветительской деятельности педагога с семьей по данной проблеме.



Предварительный просмотр:

,

Условия развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

  Коммуникативная компетентность обусловлена  индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевого общения.

Для  развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

1. создавать ситуации коммуникативной успешности;

2. стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

3. устранять коммуникативные трудности;

4. ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

5. проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;

6. мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

7. обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

8. моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

9. в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

10. признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

Развитие коммуникативной компетентности,  происходит в контексте ведущей деятельности, в игре.

Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулируемой и планируемой функций речи. Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры, выдвигая на первый план методический вывод: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь.

Полезно общение детей разного возраста. Участие старших дошкольников в играх с младшими, рассказывание им сказок, показ драматизаций, рассказывание из своего опыта, придумывание рассказов, разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности, связности, выразительности речи, творческих речевых способностей. Но следует отметить, что положительное влияние такого объединения детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого.

Культура языковой среды, подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родного языка. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование «чувства языка», которое способствует усвоению культуры речи. Подражая окружающим, дети перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и несовершенства и ошибки. К речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования. В процессе речевого общения с детьми воспитатель также использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют ряд функций, такие как: объяснение и запоминание значение слов; уточнение значение слов, связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); создания на занятиях естественного общения; выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию.

Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; - формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; - совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Эффективное развитие коммуникативной компетентности дошкольников обеспечивается совокупностью педагогических условий:

-развитие коммуникативной компетентности дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;

-развитие коммуникативной компетентности дошкольников организуется в условиях совместной деятельности педагога и ребенка с учетом индивидуально-возрастных особенностей, специфики речевого развития;

-разработана система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его оптимизации.



Предварительный просмотр:

Формы, методы, средства формирования коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

- желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

- умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В структуре коммуникативной компетентности дошкольника можно выделить внешние и внутренние составляющие.

1. Внешние характеристики:

- общение со взрослым,

- формирование коммуникативных навыков,

- формирование мотивационной включенности в речевое высказывание.

2. Внутренние характеристики:

- развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;

- развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности, формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. Осуществляя общение, ребенок должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие. Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений. Направления работы воспитателя по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников будут зависеть не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего развития речи.

С целью оптимизации работы педагогов детского сада по воспитанию коммуникативной компетентности дошкольников важно проводить психолого-педагогическое просвещение персонала, в частности, работа по изучению:

- возрастных особенностей дошкольников;

- оптимальных путей организации общения между детьми;

- принципов коммуникации детских групп;

- методов работы с родителями.

С этой целью используются такие формы работы как:

- лекции,

- беседы,

- групповые консультации,

- анкетирование,

- подбор психолого-педагогической литературы,

- тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения. Помимо проведения специально подобранных и организованных развивающих занятий с дошкольниками, проводимых воспитателями дошкольных учреждений, с учетом разработанных рекомендаций в общении и взаимодействии с ребенком в тех же целях, необходимо выполнение еще одной важной части системы работы - сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника.

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:

- умение вести диалог, беседу;

- развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;

- независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций. Выделяют две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. 

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности дошкольников состоит в том, что воспитание рассматривается воздействие со стороны компетентного лица (воспитателя или родителя), а диагностика компетентности должна стать отправной точкой организации воспитательной работы.

Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения.

Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность «тренировки» приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми воспитатель организует взаимодействие детей, выясняет, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением детей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения их компетентности.

Групповой тренинг является эффективным, но далеко не единственным средством развития коммуникативной компетентности. Дошкольник овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие.

Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:

- диалог,

- создание сюжетных ситуаций,

- дидактические игры,

- лексические упражнения.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника - игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку.

Система воспитания коммуникативной компетентности старших дошкольников в включает в себя:

- разработанный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка);

- комплексную программу развития коммуникативной компетентности дошкольников (речевое развитие, включение дошкольников в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками);

- отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации;

- повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры). Важным направлением воспитания коммуникативной компетентности также является целенаправленная работа с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая включает в себя следующие этапы работы:

- изучение семей детей;

- привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения,

- изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей,

- просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников,

- учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

Таким образом, педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников и способна выполнить свою развивающую функцию в рассматриваемом аспекте при разработке и осуществлении воспитателями дошкольного учреждения системы целенаправленной работы по развитию коммуникативной компетентности с дошкольников, включающей в себя:

- рассмотрение развития коммуникативной компетентности дошкольников в качестве цели педагогической деятельности;

- проведение системы развивающих занятий;

- осуществление сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью развития коммуникативной компетентности дошкольников;

- учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

Таким образом, коммуникативная компетентность дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»

13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...

Педагогический совет Тема «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Педагогический совет Тема «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»Форма проведения: круглый столУчастники: педагоги ДОУ.Цель: С...

Семинар-практикум на педагогическом совете "Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП"

Семинар-практикум  на педагогическом совете от 12.10.2023г.Подготовила:  Канакаева  Марина Маевна –воспитатель .Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП....

Доклад на педагогическом совете "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что колличество детей имеющих отклонения  в речевом развитии, неуклонно...

Педагогический совет на тему: «Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста»

Цель педагогического совета: Обновление и актуализация знаний воспитателей в организации речевого развития детей дошкольного возраста».   Задачи:  • сформирова...