Педагогический совет "Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников"
презентация

Дудина Светлана Борисовна

Презентация и материал к педагогическому совету 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir-e-soc-komunik-kompetentnosti_i4f9h.pptx465.08 КБ
Microsoft Office document icon pedsovet3.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «Формирование социально – коммуникативной компетентности у дошкольников»

Слайд 2

«Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.» Петровская Л.А .

Слайд 3

Согласно ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе , включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками , формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Слайд 4

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» включает 3 раздела: - социализация, развитие общения, нравственное воспитание, - ребенок в семье и обществе, - самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Слайд 5

Результаты освоения образовательной программы ДОО (целевые ориентиры) : обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладать чувством собственного достоинства; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх; уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя; стараться разрешать конфликты.

Слайд 6

Актуальность данной темы вызвана следующими факторами. У детей наблюдается: недостаточный опыт общения со взрослыми в раннем возрасте, общение заменили информационно – коммуникативные технологии, агрессия с экранов телевизоров, в компьютерных играх, недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим, проблемы в речевом развитии, замкнутость, застенчивость, несформированность навыков ведения диалога, умения задавать вопросы .

Слайд 7

Виды детской деятельности трудовая продуктивная проектная опытно – экспериментальная, исследовательская чтение и обсуждение худож . лит-ры игровая досуговая

Слайд 8

Методы и приемы работы в коллективной деятельности: метод проектов поисково – исследовательские технология ТРИЗ беседа, этическая беседа рассматривание иллюстраций, репродукций все виды рассказывания (пересказ, описательный рассказ, рассказ по схеме, по картине, от лица героя) литературное творчество

Слайд 9

Методы и приемы работы в повседневной деятельности: сюжетно – ролевые игры режиссерские игры игры с правилами игры – драматизации словесные игры коммуникативные игры игровые и проблемные ситуации

Слайд 10

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей. «Утро радостных встреч», «Давайте поздороваемся» Игра «Вежливые слова» Игра «Прогулка с завязанными глазами» Игра «Сороконожка» Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» Упражнение «Рисуем всей группой» Игра «Десять секунд» Игра «Разговор через стекло» Ритуалы и традиции в группе

Слайд 11

«Рекомендации для педагогов по формированию взаимоотношений с детьми». 1. Обязательно установите личный контакт с детьми. 2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребёнка. Проанализируйте своё поведение. 3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь. 4. Помните, что ребёнок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. 5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. 6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой. 7. Учитесь видеть себя со стороны. 8. Общаясь с детьми, используйте такие приёмы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо: быть самому убеждённым в том, о чём вы говорите; ясно и понятно излагать доводы детям; проявлять выдержку и терпение. 9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность. 10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Теремок пгт Свеча Кировской области

Педсовет:

на тему  «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества

Составила: старший воспитатель

Дудина С.Б.

Данный педсовет предназначен:

- для молодых специалистов: изучение содержания социально-коммуникативного развития дошкольников как одной из образовательных областей согласно ФГОС ДО;

- для педагогов-стажистов: повторение и закрепление содержания работы по данному направлению.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

     Задачи: 

    -  развивать аналитические, конструктивные и  коммуникативные умения педагогов;

    -  способствовать благоприятной адаптации  молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы  творчества.

Методы и приемы: беседа, обсуждение, показ слайдов, практические задания,

Ход:

Чтобы психологически настроится на нашу работу, проведем

с вами упражнение «Ассоциация».

Цель:

настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог –это цвет, то какой?

Если педагог –это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог –это настроение, то какое?

Если представить, что педагог –это сказочный герой, то кто?

Если педагог – время года, то какое?

Если педагог –это вид спорта, то какой?

Если педагог –это цветок, то это...

Если педагог –это драгоценный камень, то какой?

Если педагог –игра, то какая?

Если педагог –это планета?

Слайд 1        Презентация: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

(старший воспитатель)

Что такое коммуникативная компетентность?  Слайд2

По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников неразрывно связано с требованиями государственного стандарта.

Согласно ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие» направлено слайд 3  на * усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

* развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

* становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

* развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

* формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» включает 3 раздела: слайд 4

- социализация, развитие общения, нравственное воспитание,

- ребенок в семье и обществе,

- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

На этапе завершения дошкольного образования согласно требованиям к результатам освоения образовательной программы ДОО ребенок должен: слайд 5

 • обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

• обладать чувством собственного достоинства;

• активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

• уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя;

• стараться разрешать конфликты.

Вместе с тем в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками.

Вопрос для педагогов:

Как вы думаете, что мешает общению детей?

(педагогам дается 5 минут на обсуждение вопроса в микрогруппах)

Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, мешают образовательному процессу в целом, влияют на безопасность детей и их здоровье.       Слайд 6

Актуальность данной темы вызвана следующими факторами.

У детей наблюдается:

- недостаточный опыт общения со взрослыми в раннем возрасте

- общение заменили информационно - коммуникативные технологии

- агрессия с экранов телевизоров, в компьютерных играх

- недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим

- проблемы в речевом развитии

- замкнутость, застенчивость ребенка

- несформированность навыков ведения диалога, общения, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;

Первые шаги в развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.

2. «Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной жизни, на занятиях, в режимных моментах, в разных видах детской деятельности.

Виды детской деятельности, в которых формируется коммуникативная компетентность дошкольников:  слайд 7

• трудовая

• продуктивная

• проектная

• опытно – экспериментальная, исследовательская

• чтение и обсуждение худож. лит-ры

• игровая

• досуговая

Методы и приемы работы в коллективной деятельности:

• метод проектов

• поисково – исследовательские

• технология ТРИЗ

• беседа, этическая беседа

• рассматривание иллюстраций, репродукций. Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые — родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем.

• все виды рассказывания (пересказ, описательный рассказ, рассказ по схеме, по картине, от лица героя)

• литературное творчество

3. Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка, закрепляются навыки социального поведения.слайд8

Методы и приемы работы в повседневной деятельности:

• сюжетно – ролевые игры. Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т. д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

• режиссерские игры

• игры с правилами

• игры – драматизации

• словесные игры

• коммуникативные игры

• игровые и проблемные ситуации

разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр-драматизаций различного содержания, такие как: «Отнял игрушку», «Толкнул»,

«Долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища»,

«В группу пришел новенький»…

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.  Слайд 9

Используя такую форму работы с детьми как "Утро радостных встреч" предлагаем игру "Давайте поздороваемся",. Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом.). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.

Упражнение "Ласковое имя", дети ласково называют друг друга по имени.

Игра "Вежливые слова" помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра "Прогулка с завязанными глазами" помогает испытывать положительные чувства друг к другу, способствует доверию и формируют ответственность за другого человека. Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берёт ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

Игра "Клубочек" поможет "изолированным" детям влиться в коллектив. У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

-Как тебя зовут?

-Хочешь со мной общаться?

-Чего ты боишься?

Эти нити связывают нас. На что похожа фигура?

Игра "Сороконожка", которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки, а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперёд. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др., главное оставаться целостной.

"Поменяйтесь местами те, кто. ". Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, больше трех раз смотрел фильм "Служебный роман", пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом и многое другое)". Преимущество данного варианта, в сравнении с вышеприведенными, состоит в том, что, во-первых, в данной игре невозможно предугадать то, сколько человек в той или иной ситуации пожелает поменять место (ведь невозможно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными людьми, что делает игру более напряженной и интересной, а, во-вторых, участники игры или наблюдающие за ней, могут узнать друг о друге много интересного.

Подвижные игры для развития коммуникативных навыков типа: "ниточка - иголочка", "Хвост дракона" помогут детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.

Упражнение "Рисуем всей группой" научит детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому даётся один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами друг с другом (в вежливой форме). Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

Игра «Десять секунд».

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

по наличию часов на руках;

по стилю обуви;

по длине волос;

по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;

по цвету брюк и юбок;

по цвету глаз;

по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Игра «Разговор через стекло»

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков — по одной салфетке.

Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру» Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

- А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Вопросы для обсуждения:

-Кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Слайд 10

4. «Рекомендации для педагогов по формированию взаимоотношений с детьми».

1. Обязательно установите личный контакт с детьми.

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребёнка. Проанализируйте своё поведение.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.

4. Помните, что ребёнок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность.

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой.

7. Учитесь видеть себя со стороны.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приёмы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

быть самому убеждённым в том, о чём вы говорите;

ясно и понятно излагать доводы детям;

проявлять выдержку и терпение.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей.

Избегайте следующих приёмов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");

наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну, я так и знала, что это сделал опять Петров");

возмущения ("вы только посмотрите, что наделали!");

предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождёшься!");

вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос.

Используйте следующие приёмы:

предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");

ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");

выяснение мотива несправедливого отношения ребёнка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");

разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми.

Решение педсовета

• Изучить технологию сотрудничества и использовать ее в работе с детьми.

Срок: постоянно.

• Сместить акценты с фронтальных форм организации детей на подгрупповые в ходе образовательной деятельности.

Срок: постоянно.

• Создать банк методических разработок педагогов, которые эффективно используют технологию сотрудничества в работе с детьми.

Ответственные: старший воспитатель, педагоги.

• Оформить рекомендации для родителей по формированию умений и навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми.

Практические задания.

Вопросы - ответы

1.В каких областях знаний должен быть компетентен педагог  для полноценной работы  по реализации  образовательной  области «Социально-коммуникативной   развитие» ?

(медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика)

2.Необходимо определить  основные направления  по задачам, реализуемых в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»  

 Развитие игровой деятельности;

Патриотическое воспитание;

Формирование основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе;

Трудовое воспитание 

3.Какие  игры, на ваш взгляд, позволяют реализовать  данную  образовательную область?  

 Сюжетно-ролевые; Подвижные, Дидактические ; Игры- драматизации; Словесные; Строительные ; Игры-забавы; Настольно-печатные; Театрализованные,  режиссерские

4.Какие задачи патриотического воспитания решаются в каждой возрастной группе: младшей, средней, старшей, подготовительной

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Развивать интерес к  традициям и промыслам;

Формировать элементарные знания о правах человека;

Расширять представления о городах России;

Знакомить детей с символами государства, родного края (герб, флаг, гимн);

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;  

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

5.На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в нравственном воспитании, детей на воспитателе, который вводит элементы нравственного  воспитания во все виды деятельности детей или родителях? Докажите свою точку зрения .

6.Назовите формы работы с детьми, позволяющие  решать задачи по трудовому  воспитанию.

Дежурство: по столовой;

По подготовке к занятиям;

 по уголку природы.

Поручения: Индивидуальные; Коллективные.

Коллективный труд:

7.Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания

 объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок,  положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек  «Кукла Катя умывается»; решение проблемных ситуаций ,  личный пример, рассказы на этические темы, поощрение успехов, взаимопомощь, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми

8. Какие  виды труда  вы используете  в работе с детьми?

 Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной труд

9. Какие формы работы с детьми по формированию основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе используете в работе с детьми?

 Непосредственно организованная  деятельность детей,  совместная деятельность взрослых и детей,  свободная  самостоятельная   деятельность детей .

10.Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости?

 НОД,  сюжетно-ролевые игры, игры на развитие  коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы,   пословицы, поговорки, игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные ;  игры  настольно-печатные; театрализованные,  режиссерские,  …

11.Какие   виды деятельности позволяют реализовать   процесс социально-коммуникативного  развития дошкольников?

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов,  закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.  

12.Назовите формы работы с семьей по данному направлению. Приведите  примеры из практики:

собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, день открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок,   проведение совместных праздников, досугов с приглашением родителей, участие родителей в акциях…

Разбери ситуацию   «Дай ответ »  разделится на две команды.

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.

1 часть ситуации. (1команда)

«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли.  Почему?

2  часть ситуации -  « Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей,  уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило  развитию  игры?

1 часть ситуации: (2 команда)

«Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала.  Почему?»

2 часть ситуации:  

Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи. Что послужило  развитию  игры?

Игра «Тренируем эмоции»

Задание для воспитателей 1 команды.

 Попросите ребенка нахмуриться - как:

  - осенняя туча

-   злая волшебница.

улыбнуться, как:

-   кот на солнце,

-   как хитрая лиса,

-   как радостный ребенок,

-  как будто ты увидел чудо.                                   

позлись, как:

-  ребенок, у которого отняли мороженое,

-  два барана на мосту,

задание воспитателей 2 команды

испугайся, как:

-         ребенок, потерявшийся в лесу,

-         заяц, увидевший волка,

-         котенок, на которого лает собака.

устань, как:

-         папа после работы,

-         муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

-         турист, снявший тяжелый рюкзак,

-         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

-         как уставший воин после победы.

Упражнение «Дружественная ладошка». 

 Участникам раздаются листки бумаги.

-  Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из  пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры» Выполнила: Балахонкина Наталья Илларионовна, воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Введение.Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых краскахи трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творч...

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

Одно из основных направлений  работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности через разв...

материалы педагогического совета "Социально-коммуникативное развитие в детском саду"

педсовет "Социально-коммуникативное развитие в детском саду"...

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, спосо...

Выступление на педагогическом совете "Социально-коммуникативное развитие"

Выступление на педагогическом совете "Социально-коммуникативное развитие"...

Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования определяет,  важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников...