Экологическое воспитание как составляющая формирования чувств гражданственности и патриотизма
статья (старшая группа) на тему

     Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка - дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание как составляющая формирования чувств гражданственности и патриотизма

     Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка - дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ.

     Задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив являются:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах, знакомство детей с символиками государства;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в том числе в труде, в быту и повседневной жизни.

     Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране.

     В воспитании патриотических чувств огромная роль принадлежит природе. Она присутствует с ребенком постоянно, близка ему, а взрослые помогают ребенку увидеть ее красоту и неповторимость. Находясь вблизи нее, малыш здоров и счастлив, она неисчерпаемый источник познания мира, его ближайший друг и его Родина, ведь без нее эти ассоциации невозможны.

    Для реализации цели и задач воспитателям нужно создавать взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

  • знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости
  • тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников

        Именно с воспитания любви к родной природе необходимо  начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

     Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

    При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе необходимо, прежде всего, учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). А в нашей стране  белая березка – символ красоты русской природы, она прекрасна в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг неё  хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки.

     Поэтому именно она выступает в качестве символа России и изображение ее дошкольниками, разучивание стихотворений о ней, наилучшим образом подходит для патриотического воспитания.

 

Березка 
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин

«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
А. Прокофьев

«Береза, моя березонька…»
Береза моя, березонька, 
Береза моя белая, 
Береза моя кудреватая! 
Стоишь ты, березонька, 
Осередь долинушки, 
На тебе, березонька, 
Листья бумажные, 
Под тобой, березонька, 
Трава шелковая, 
Близ тебя, березонька, 
Красны девушки 
В Семик поют, 
Под тобой, березонька, 
Красны девушки
Венок плетут. 
(Русская народная песня)


Можно о березке детям загадать загадки, попросить их объяснить отгадки. 

На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены.

В белом сарафане встала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы.

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. 

Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"

Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...

Сотрудничество ДОУ и семьи в использовании краеведческого материала как средства формирования чувства гражданственности и патриотизма старших дошкольников.

Опыт взаимодействия семьи и ДОУ по формированию чувств гражданственности и патриотизма у старших дошкольников посредством использования краеведческог оматериала....

Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.Ш.Л. Монтескье Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период формирования всех ...

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у дошкольников"

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогра...

Программа по формированию основ гражданственности и патриотизма "Моя малая родина - Нижневартовск"

Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинае...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....