СОД "Широкая Масленица"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Антонова Екатерина Фягимовна

Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СОД "Широкая Масленица"32.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект СОД

Образовательная область

«Социально - коммуникативное развитие»

Тема: «Широкая Масленица»

в подготовительной группе

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Воспитатель: Христофорова Ж.Н.

                                                           Антонова Е.Ф.

Дата проведения:  2017г

1.Совместная образовательная деятельность

Воспитатель: Зельман Н.Е. Антонова Е.Ф.

2.Возрастная группа: подготовительная

3. Образоваельная область:  «Познавательное развитие»

4. Тема: «Широкая Масленица».

5.Тип деятельности: тематическое, творческое.

6. Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, вопросы, проблемы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные  технологии, ИКТ,  здоровьесберегающие  технологии.

7. Новизна: развитие детей на основе коллективной деятельности с использованием элементов народного творчества.

8.Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

9. Форма обучения на занятии: игра, инсценировка.

10.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

11.Задачи:

Образовательные  – обобщить представления о празднике «Масленица»; познакомиться с содержанием притчи о блудном сыне; способствовать формированию у детей представлений о русской культуре.

Развивающие - расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках; формировать навыки практического применения информации в игровой, трудовой деятельности.

Воспитательные – воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа; любовь и уважение к народным традициям,  культуру поведения на массовых мероприятиях; доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.

12. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, двигательная, музыкальная, познавательная, речевая.

13.Методы: наглядные ( просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера , беседа, обсуждение), практические (изготовление чучела Зимы, приготовление теста для блинов).

14. Средство обучения для воспитателя: презентация по теме, костюмы Хозяюшки, Петрушки. Молоко, яйцо, мука, сода, соль, сахар, венчик, салфетки, емкость для теста, фартук, косынка.

15. Средство обучения для детей: заготовка чучела Зимы, вата, веревка; народные инструменты; сарафан и косынка; презентация.

16. Словарная работа: Масленица, встреча,  заигрыш,  лакомка, прощенное воскресенье.

17. Предшествующая работа.

Беседы о русских народных традициях, о предстоящем празднике Масленица. Заучивание закличек, песен, игр к празднику Масленица. Создание заготовки чучела Зимы.

18. Предполагаемый  результат:

- формирование знаний детей о русских народных традициях и праздниках;

- знакомство с евангельской притчей о блудном сыне и ее толкованием;

- формирование интеллектуальных впечатлений;

- формирование  навыков  практического применения информации в игровой, трудовой деятельности;

- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно.

Ход:

Дети под русскую народную музыку входят в зал, где их встречает Петрушка.

Слайд№

Петрушка :  Собирайся народ, в гости Масленица ждёт!

Масленица блинная, сытная, старинная,

с самоваром, с огоньком, солнцем, снегом, ветерком!

Мы зовём к себе тех, кто любит веселье и смех!

Ждут вас игры, забавы и шутки!

Скучать не дадим ни минутки!

Петрушка : Ребята, а вы знаете, что это за праздник Масленица?

Ответы детей.

Беседа о старинном празднике Масленице.

Слайд№  

Петрушка : Бывает праздник  Масленица – проводы зимы. С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его, в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось строго по расписанному распорядку.

Слайд №

Петрушка : Итак, начинается Масленица в понедельник.

Понедельник «встреча». Девушки и парни делали соломенное чучело – Зиму – и ходили с ним по деревне, распевая такую песню: (Два ребенка)

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Петрушка : В этот день обходили избы, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блинов.

Дети показывают пальчиковую игру: 

Тетушка, тетушка, подай блинчика, оладышка (дети вперед протягивают левую руку, затем правую).

Масляный кусок (ладони соединяют вместе).

Тетушка, тетушка, не скупися –

Масляным кусочком поделися! (кланяются, садятся на корточки).

Тетушка, тетушка, вставай с печи (встают)

Гляди в печь - (правая рука согнута у лба)

Не пора ли блины печь? (кланяются).

Подайте широкой Масленице!

Слайд №

Петрушка : Второй день – вторник – звался «заигрыш».

В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.

Вот и мы сейчас с вами поиграем. Ну, ка, Рома, посчитай.

Рома: Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Русская народная игра « Пирожок»

Играющие встают друг за другом цепочкой, ухватив предыдущего игрока за пояс. Первый в цепочке –«булочник», последний – «пирожок». Водящий – «покупатель». Покупатель подходит к булочнику и затевает с ним разговор:

- Здравствуй, булочник – дружок! Не продашь ли пирожок?

- Как не продать! Тебе выбирать!

- Продай самый вкусный – с яйцом и капустой! Вот тебе рубли: один, два, три.

- Коль поймаешь, бери!

«Покупатель» бежит в конец колонны, пытаясь схватить «пирожок», который, в свою очередь, старается добежать до головы цепочки и встать перед булочником. Если ему это удается, он сам становится «булочником», а «покупатель» остается «покупателем». Если «покупатель» осалит «пирожок», он становится «булочником», а осаленный «пирожок» -«покупателем».

Петрушка : Третий день Масленицы – среда «лакомка». Слайд №

В этот день лакомились блинами. Блин является символом Масленой недели. В народе много поговорок о блинах сложено.

Дети:  Масленица идет, блин да мед несет;

без блина - не масленица, без пирога - не именины;

блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

Петрушка : А какие заклички вы знаете?

Дети: Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог, всё летело под порог!

Первый блин комом, а второй знакомым, третий блин дальней родне, а четвёртый - мне!

Петрушка : Ребята,  вы умеете разводить блины? (ответы детей)

Петрушка :  А позовем мы «хозяюшку», да разведем блинов побольше!

(Дети зовут Хозяюшку). Входит хозяюшка.

Хозяюшка. Здравствуйте гости дорогие. Слышу смех, веселье. Зачем звали?

Дети. Хотим блины развести.

Хозяюшка. А вы знаете, что для теста нужно? (ответы детей).

Хозяюшка  показывает: муку, яйцо, молоко, дети называют.

Дети и хозяюшка встают к столу и замешивают блины.

Хозяюшка. Приступаем к работе. А под музыку работа веселей( звучит русская народная песня).

Хозяюшка.  Тесто мы замесили, а где печь будем?

Дети. На кухню отнесем.

Хозяюшка.  А с чем блины едят?

Ребенок. Этот праздник - объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра!

Хозяюшка.  А на что он похож? (На солнце). Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Петрушка : Наша праздничная неделя продолжается.

Четверг – слыл разгульными назывался «широкая Масленица».

В этот день гуляли, пели песни, плясали, водили хороводы.

Хозяюшка.  А давайте споем песню  «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели, 
Мы блиночков захотели, 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои! 

Наша старшая сестрица 
Печь блины-то мастерица. 

Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои! 

Вот блины мои готовы,

Гости будьте же здоровы.

Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои!

Петрушка : Молодцы ребята.

Слайд№

Пятница и суббота – были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.

Хозяюшка предлагает детям, используя жесты и выразительную речевую интонацию, выразительно разыграть русскую народную игру  «На блины» (На девочку повязывают платочек).

Хозяюшка. Стала Маша гостей собирать…

Маша.

 И Иван приди,                                                      Маша жестом зовет к себе Ивана.

И Степан приди                                                     Поворачивается к Степану.

Да и Андрей приди,                                               Зовет Андрея.

Да и Матвей приди.                                               Зовет Матвея.

А Митрошечка:

Ну , пожалуйста!                         Прижимает правую руку к груди и наклоняет голову.

Хозяюшка. Стала Маша гостей угощать…     Ставит воображаемую миску с блинами

Маша.

И Ивану блин,                                                      Достает «блины» и раздает их

И Степану блин                                                    Ивану, Степану, Андрею. Матвею.

Да и Андрею блин,                                              

Да и Матвею блин.                                               .

А Митрошечке-                                   Достает из кармана воображаемый пряник и Мятный пряничек!                              протягивает его.

Хозяюшка. Стала Маша гостей провожать…     Достает из кармана «платочек».

Маша.

Прощевай, Иван!                                       Кланяется Ивану, Степану, Андрею. Матвею.

Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей!

А ты, Митрошечка,

Моя крошечка.

Да ты  побудь со мной                      Гладит по голове Митрошечку,

Еще немножечко!                               Обнимает.

Слайд№

Петрушка : Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – прощёный день.

А что значит прощёный день?  (Ответы детей)

Хозяюшка. Нельзя обижать друг друга, нужно уметь прощать.

Петрушка: Я предлагаю вам сейчас посмотреть «Притчу о блудном сыне»

Просмотр видео ролика «Притча о блудном сыне»

Обсуждение притчи.

 - Как вели себя младший и старший сыновья в притче?

-  Почему они себя так различно вели?

 - Почему отец не наказал блудного сына?

 - Какое богатство получаем мы от Бога?

 -  Что мы должны сделать, когда мы кого-нибудь обидели?

Петрушка : В воскресенье проводился праздник  «Проводы зимы». Все вместе делали чучело Зимы,  выносили на улицу и сжигали.   Я вам предлагаю сделать свое чучело Зимы.

 Дети совместно с Петрушкой и Хозяюшкой  изготавливают чучело.

Петрушка :  Так вот прощались с Масленицей.

Масленица загорела,

Всему миру надоела.

Петрушка : Сжигать мы пока чучело не будем, пусть с нами неделю поживет, до наступления праздника.

Рефлексия:- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица? Когда приходит Масленица? Как люди празднуют его?

Поздравляем  вас с Масленицей, расскажите всем, что на этой неделе проходит такой замечательный народный праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...