Главные вкладки

    Игровая деятельность - это средство подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
    статья на тему

    Коваленко Ольга Анатольевна

    Игра является сильным средством воспитания и обучения дошкольника, если она правильно подобрана и правильно руководима.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игровая деятельность -  это средство подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

    Игровая деятельность в воспитании, развитии и подготовке ребёнка к школьному обучению  имеет огромное значение. Подготовить к школе ребёнка - это прежде всего сформировать положительное отношение к школьной деятельности, вызвать симпатию к ученикам, стремление быть на них похожим, уважительное отношение к учителю.  От того, используется ли педагогом игровая деятельность, как средство психологического развития ребёнка, зависит успех в подготовке детей к школе. Игра, по мнению Макаренко А. С. «….Имеет то же значение, какое у взрослого  имеет работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре….». Игра одно из эффективных средств развития личности дошкольника, именно через неё он познаёт окружающий мир. В старшем дошкольном возрасте игра, является ведущей деятельностью, но она постепенно уступает место учебной деятельности. Движение от игры к учёбе обеспечивается новообразованиями, которые возникают на стыке двух возрастов, дошкольного и младшего школьного. Л. С. Выготским игра рассматривается как обучение,  проводимое в доступной  форме для дошкольного возраста. В игре, в зоне ближайшего развития ребёнка, наблюдается высокий уровень развития сознания и психики. А завтра он уже станет уровнем актуального развития. Вполне возможно, что высокие игровые достижения в будущем станут средним реальным уровнем ребёнка. Игра создаёт зоны ближайшего развития, тем самым даёт развитие психике ребёнка дошкольника. И когда исчерпываются возможности создания зон ближайшего развития, происходит смена ведущей деятельности, игра уступает место учёбе. Однако это происходит в тех случаях, когда в игре сложились предпосылки новообразований, характерных для младшего школьника. Путём перехода от игры к внутренним процессам школьного возраста Выготский Л.С. называет развитие абстрактного мышления, логической памяти, внутренней речи. Благодаря игровой мотивации и эмоциональной окраске, в игре развиваются память, интеллект, воображение, фантазия, функция обобщения, семиотическая и символическая функции, умение подчиняться правилам, умение действовать по образцу и др. В ходе игры создаются предпосылки к запоминанию и припоминанию. Исследованиями доказано, что специальные упражнения выполняются эффективнее, если включены в игру, а не даются в виде занятий. Игры часто сопровождаются считалочками, стихами, песенками – это обогащает словарный запас. Игры способствуют раскрепощению, преодолению застенчивости. Играя, старший дошкольник изучает свойства материала, цвет, форму, пространственные и числовые отношения. Исследования Запорожца А.В. доказали влияние игры на развитие моторики. Механизмы позитивного влияния игровой деятельности неоднократно описаны в отечественной и зарубежной литературе.

    Разнообразие деятельности человека отражено в классификации игр:

    1. Физические и психологические игры: подвижные, спортивные, экспромтные игры и развлечения, лечебные (игротерапия)
    2. Социальные игры: сюжетно-ролевые (режиссёрские, игры-грёзы, драматизации, подражательные), творческие, имитационные, деловые
    3. Интеллектуально-творческие игры: дидактические, предметные забавы, обучающие, конструкторские, компьютерные, строительные
    4. Комплексные игры: коллективно творческая, досуговая деятельность

    Игра является сильным средством воспитания дошкольников, если она правильно подобрана и правильно руководима. Эмоциональное  возбуждение, увлечение и интерес, переживаемые  во время игры оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. Под привлекательной, забавной, яркой формой игровой деятельности скрыто много педагогических возможностей.

     Рассмотрим эти возможности через функции игры:

    1. Развлекательная функция - игра даёт возможность вести себя, как хочется, ребёнок в игре никогда не устаёт. В игре радостно, комфортно, осуществляется эмоциональная разрядка, создаются защитные механизмы, чем больше положительных эмоций, тем уверенней ощущает себя в жизни ребёнок.

    2.Социокультурная функция: игра осуществляет социальные функции, так как в ней ребёнок ощущает себя членом коллектива, личностью. Формируется, по мнению Рубинштейна, комплекс «самости» самореализации, самоконтроля, самовыражения, самоопределения.  

    3.Коммуникативная функция: способствует объединению, учит договариваться, подчиняться правилам, выручать, находить общий язык.

    4. Коррекционная и игротерапевтическая функции: позволяет избавиться от стрессовых, интеллектуальных, эмоциональных напряжений, страхов. Играя, ребёнок как бы рассказывает окружающим о своих радостях, бедах, проблемах, впечатлениях и даёт возможность своевременно помочь, если это необходимо.

    5. Диагностическая функция: ребёнок в игре может сам диагностировать свои возможности, силы, личностные качества. Игра ребёнка побуждает к самопознанию: могу ли я? Отклонения в поведении ребёнка можно заметить во время игры, так если ребёнок выходит из игры в важный ответственный момент или нарушает правила, это должно насторожить, стать поводом для пристальных наблюдений, с целью выявления причин, возникших отклонений.

    В игре происходит формирование таких важных качеств как дисциплинированность, честность, искренность, справедливость, выявляются вожаки, организаторы, способные увлечь за собой других. Если педагог правильно и умело  руководит игровой деятельностью, то это способствует развитию творческой, психологически готовой к дальнейшему школьному обучению личности.

        Итак, вывод из вышесказанного следующий: эффективным обучение будет в том случае, если ребёнок поступит в школу психологически готовым к учебному процессу. Психологическая готовность есть сложное многостороннее образование, включающее такие компоненты как: личностная (мотивационная) готовность, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность. Эффективность подготовки к школьному обучению, будет определена тем, учитывает ли педагог ведущую деятельность детей этого возраста – игру и использует ли он её для этой цели. В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется учебному процессу, а о роли игры забывают. Между тем она несёт в себе огромные, глубинные возможности воспитательного и обучающего характера.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников

    «…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...

    Консультация "Художественный труд (оригами) как средство подготовки старших дошкольников к школе".

    Как отмечают многие педагоги и психологи: психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, изобразительной деятельн...

    «Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника»

    Как игра помогает при всестороннем развитии ребёнка...

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

    Представлен методический материал для воспитателей ДОУ, студентов о созданию педагогических условий в детском коллективе для формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению в проц...

    Рабочая программа для психологической подготовки старших дошкольников к школьному обучению "В школу с радостью"

    Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта и личностны...

    Игровые технологии как средство подготовки детей с ОВЗ к обучению грамоте

    Игры для обучения грамоте, знакомства с буква, закрепления образа буквы....