Главные вкладки

    Статья на тему:
    Игровая деятельность - это средство подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

    Коваленко Ольга Анатольевна

    Игра является сильным средством воспитания и обучения дошкольника, если она правильно подобрана и правильно руководима.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игровая деятельность -  это средство подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

    Игровая деятельность в воспитании, развитии и подготовке ребёнка к школьному обучению  имеет огромное значение. Подготовить к школе ребёнка - это прежде всего сформировать положительное отношение к школьной деятельности, вызвать симпатию к ученикам, стремление быть на них похожим, уважительное отношение к учителю.  От того, используется ли педагогом игровая деятельность, как средство психологического развития ребёнка, зависит успех в подготовке детей к школе. Игра, по мнению Макаренко А. С. «….Имеет то же значение, какое у взрослого  имеет работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре….». Игра одно из эффективных средств развития личности дошкольника, именно через неё он познаёт окружающий мир. В старшем дошкольном возрасте игра, является ведущей деятельностью, но она постепенно уступает место учебной деятельности. Движение от игры к учёбе обеспечивается новообразованиями, которые возникают на стыке двух возрастов, дошкольного и младшего школьного. Л. С. Выготским игра рассматривается как обучение,  проводимое в доступной  форме для дошкольного возраста. В игре, в зоне ближайшего развития ребёнка, наблюдается высокий уровень развития сознания и психики. А завтра он уже станет уровнем актуального развития. Вполне возможно, что высокие игровые достижения в будущем станут средним реальным уровнем ребёнка. Игра создаёт зоны ближайшего развития, тем самым даёт развитие психике ребёнка дошкольника. И когда исчерпываются возможности создания зон ближайшего развития, происходит смена ведущей деятельности, игра уступает место учёбе. Однако это происходит в тех случаях, когда в игре сложились предпосылки новообразований, характерных для младшего школьника. Путём перехода от игры к внутренним процессам школьного возраста Выготский Л.С. называет развитие абстрактного мышления, логической памяти, внутренней речи. Благодаря игровой мотивации и эмоциональной окраске, в игре развиваются память, интеллект, воображение, фантазия, функция обобщения, семиотическая и символическая функции, умение подчиняться правилам, умение действовать по образцу и др. В ходе игры создаются предпосылки к запоминанию и припоминанию. Исследованиями доказано, что специальные упражнения выполняются эффективнее, если включены в игру, а не даются в виде занятий. Игры часто сопровождаются считалочками, стихами, песенками – это обогащает словарный запас. Игры способствуют раскрепощению, преодолению застенчивости. Играя, старший дошкольник изучает свойства материала, цвет, форму, пространственные и числовые отношения. Исследования Запорожца А.В. доказали влияние игры на развитие моторики. Механизмы позитивного влияния игровой деятельности неоднократно описаны в отечественной и зарубежной литературе.

    Разнообразие деятельности человека отражено в классификации игр:

    1. Физические и психологические игры: подвижные, спортивные, экспромтные игры и развлечения, лечебные (игротерапия)
    2. Социальные игры: сюжетно-ролевые (режиссёрские, игры-грёзы, драматизации, подражательные), творческие, имитационные, деловые
    3. Интеллектуально-творческие игры: дидактические, предметные забавы, обучающие, конструкторские, компьютерные, строительные
    4. Комплексные игры: коллективно творческая, досуговая деятельность

    Игра является сильным средством воспитания дошкольников, если она правильно подобрана и правильно руководима. Эмоциональное  возбуждение, увлечение и интерес, переживаемые  во время игры оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. Под привлекательной, забавной, яркой формой игровой деятельности скрыто много педагогических возможностей.

     Рассмотрим эти возможности через функции игры:

    1. Развлекательная функция - игра даёт возможность вести себя, как хочется, ребёнок в игре никогда не устаёт. В игре радостно, комфортно, осуществляется эмоциональная разрядка, создаются защитные механизмы, чем больше положительных эмоций, тем уверенней ощущает себя в жизни ребёнок.

    2.Социокультурная функция: игра осуществляет социальные функции, так как в ней ребёнок ощущает себя членом коллектива, личностью. Формируется, по мнению Рубинштейна, комплекс «самости» самореализации, самоконтроля, самовыражения, самоопределения.  

    3.Коммуникативная функция: способствует объединению, учит договариваться, подчиняться правилам, выручать, находить общий язык.

    4. Коррекционная и игротерапевтическая функции: позволяет избавиться от стрессовых, интеллектуальных, эмоциональных напряжений, страхов. Играя, ребёнок как бы рассказывает окружающим о своих радостях, бедах, проблемах, впечатлениях и даёт возможность своевременно помочь, если это необходимо.

    5. Диагностическая функция: ребёнок в игре может сам диагностировать свои возможности, силы, личностные качества. Игра ребёнка побуждает к самопознанию: могу ли я? Отклонения в поведении ребёнка можно заметить во время игры, так если ребёнок выходит из игры в важный ответственный момент или нарушает правила, это должно насторожить, стать поводом для пристальных наблюдений, с целью выявления причин, возникших отклонений.

    В игре происходит формирование таких важных качеств как дисциплинированность, честность, искренность, справедливость, выявляются вожаки, организаторы, способные увлечь за собой других. Если педагог правильно и умело  руководит игровой деятельностью, то это способствует развитию творческой, психологически готовой к дальнейшему школьному обучению личности.

        Итак, вывод из вышесказанного следующий: эффективным обучение будет в том случае, если ребёнок поступит в школу психологически готовым к учебному процессу. Психологическая готовность есть сложное многостороннее образование, включающее такие компоненты как: личностная (мотивационная) готовность, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность. Эффективность подготовки к школьному обучению, будет определена тем, учитывает ли педагог ведущую деятельность детей этого возраста – игру и использует ли он её для этой цели. В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется учебному процессу, а о роли игры забывают. Между тем она несёт в себе огромные, глубинные возможности воспитательного и обучающего характера.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

    Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных требований становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспи...

    Консультация "Художественный труд (оригами) как средство подготовки старших дошкольников к школе".

    Как отмечают многие педагоги и психологи: психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, изобразительной деятельн...

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

    Представлен методический материал для воспитателей ДОУ, студентов о созданию педагогических условий в детском коллективе для формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению в проц...

    Рабочая программа для психологической подготовки старших дошкольников к школьному обучению "В школу с радостью"

    Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта и личностны...

    Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

    Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

    Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

    Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...