Картотека экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Лямина Светлана Сергеевна

Мы уже немного писали о ледяных опытах в домашних условиях, но кому же захочется сидеть дома, когда на улице можно придумать игры с настоящими снегом и льдом.

Строить, рисовать, создавать, изучать — и всё это на свежем воздухе и с пользой для здоровья. Мы собрали самые интересные идеи зимних игр, опытов и развлечений для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dubinina_proekt_voda_i_zimnie_ehksperimenty.zip2.01 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» Исследовательский проект средней группы «Непоседы» по теме «Неизведанное рядом» Руководители проекта: Белова Т.В., Дубинина С.А., Макарова Ю.А. Вода , вода, кругом вода Тюльган 2015г.

Слайд 2

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно -образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

Целеполагание Тема проекта Неизведанное рядом Название проекта Вода, вода, кругом вода Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой Цель Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле. Задачи Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место. Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. Познавательно развитие Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте. Речевое развитие Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов). Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками , загадками по теме “Вода”. Художественно-эстетическое развитие Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Водоёмы”. Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море. Физическое развитие Разучить подвижные игры, физминутки по теме “Вода”. Структура проекта

Слайд 4

Участники проекта Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры. Сроки выполнения 12 . 0 1.2015 г. – 06 . 02 .2015 г. План подготовки и реализации проекта Деятельность педагогов Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах. Составить план работы по реализации проекта (приложение 1) . Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме ( приложение 2 , приложение 3 , приложение 4 ). Разработать цикл занятий по изо-деятельности для создания творческих работ по теме. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности (приложение 5). Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды. Создать наглядный материал “Художественное слово о воде” (приложение 6). Организовать выставку детских творческих работ по теме. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ. Создать информационный материал: Для родителей: памятки и консультации (приложение 7). Для педагогов и родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (приложение 8). Для детей: презентации PowerPoint , физминутки , мультиальбомы , слайд-шоу по теме.

Слайд 5

Деятельность детей Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов , слайд-шоу по теме “Вода в природе”. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме “Что такое вода? Дидактические игры . Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками , отгадывание загадок о воде. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”. Выполнение детских творческих работ по теме проекта. Наблюдения за явлениями, связанными с водой. Опыты с водой. Деятельность родителей Знакомство с содержанием стендовой информации. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования. Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”. Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта. Практический результат Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности. Материал, оборудование Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы , слайд-шоу , игры , презентации Power Point , индивидуальные наборы материалов и инструментов для изо-деятельности детей. Экспериментальный. Технический: DVD-проигрыватель, проектор, экран. Форма презентации проекта Итоговое комплексное занятие “Путешествие в царство воды”. Планируемый результат реализации проекта Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Слайд 6

Дата Содержание I неделя 12 – 16.01.2015 г. Беседа №1 “Вода вокруг нас”. Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение). Беседа №3 “путешествие капельки”. Наблюдение №1 – за водой. Наблюдение №2 – за испарением. Опыт №1 “Вода прозрачная”. Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”. Опыт №3 “Вода жидкая”. Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”. Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”. Загадки о роднике, ручейке, озере. Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”. Физминутка “Дождик”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”. Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” ( А.Тараскин ), “Ручеёк” (Т. Жиброва ). Заклички , пословицы, поговорки. Перспективный план работы с детьми

Слайд 7

II неделя 19 – 23.01.2015 г Беседа №4 “Вода нужна всем”. Беседа №5 “Волшебница вода”. Беседа №6 “Берегите воду”. Наблюдение №3 – за растениями. Наблюдение №4 – за снегом. Опыт №4 “Вода не имеет формы”. Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”. Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”. Просмотр слайд-шоу “Водопады”. Рисование “Природные водоёмы: болото, река, водопад”. Загадки о болоте, реке, водоёме. Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”. Интерактивная физминутка “Весёлое болото”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”. Лепка “Озеро с камышами”. Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер ), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова ). Заклички , пословицы, поговорки.

Слайд 8

III неделя 26 – 30.01.2015 г. Беседа №7 “Дождь ”. Беседа №8 “Туман”. Беседа №9 “Град и снег”. Наблюдение №5 – за таянием льда, снега. Наблюдение №6 – за сосульками. Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”. Опыт №8 “Пар – это тоже вода”. Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”. Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”. Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”. Рисование “Природные водоёмы: море, океан”. Загадки о море, океане. Подвижная игра “ Снежиночки-пушиночки ”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”. Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева), “Трудолюбивая вода” (В. Иванова). Заклички , пословицы, поговорки.

Слайд 9

IV неделя 02 – 06.02.2015 г. Беседа №10 “Роса”. Беседа №11 “Водоёмы”. Беседа №12 “Водный транспорт”. Наблюдение №7 – за облаками. Наблюдение №8 – за осенним дождём. Опыт №10 “Лёд – легче воды”. Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”. Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”. Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”. Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”. Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”. Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане. Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “ Чунга-чанга ”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”. Аппликация “Рыбки в аквариуме”. Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов), “Моряк” (Е. Стеквашова ) Заклички , пословицы, поговорки. Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности “Путешествие в царство воды” (в рамках занятия - обучающая презентация Power Point “Вода, вода, кругом вода”).

Слайд 10

Дата Содержание I неделя 12 – 16.01.2015 г. 1. Анкетирование родителей на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». 2. Совместная с воспитателями работа по созданию познавательно-развивающей среды в группе. 3. Организация опытов детей с водой дома с фотосессий. II неделя 19 – 23.01.2015 г 1. Знакомство с содержанием памятки «Советы родителям по развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников». 2. Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта. 3. Обработка фотоматериалов «Опыты с водой». III неделя 26 – 30.01.2015 г. 1. Знакомство с содержанием стендового доклада «Психолого-педагогические условия формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». 2. Выполнение творческой работы с детьми дома по теме проекта. IV неделя 02 – 06.02.2015 г. 1. Просмотр с детьми рекомендованных фото и видеоматериалов по теме проекта. 2. Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта. 3. Посещение выставки детских творческих работ «Водоёмы». План работы с родителями

Слайд 11

Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003. Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007. И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003. Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти , 2004. Литература

Слайд 12

1 . http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-isledovatelskoi-dejatelnosti-na-temu-volshebnica-voda.html 2. http://50ds.ru/metodist/7151-proekt-volshebnitsa-voda-sredniy-doshkolnyy-vozrast.html 3. http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9679.html 4. http://znayka.net/poslovicy/o-vode/ 5. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-vodu.html 6. http://deti.ledibashkirii.ru/posloviczy-i-pogovorki/1050-posloviczy-i-pogovorki-vode 7. http://www.youtube.com/ 8. http://x-minus.org/ 9. http://muzmix.com/login.html 10. http://www.lenagold.ru/ Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Экспериментальная деятельность в ДОУ"

Картотека "Экспериментальная деятельность в ДОУ"...

Картотека экспериментальной деятельности в ДОУ

Как познакомить детей со свойствами мокрого песка, со свойствами воды и воздуха.Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Устан...

Картотека экспериментальной деятельности во второй младшей группе.

Как многообразен окружающий мир !!!Как познакомить детей сс свойствами воды и песка,глины и камня,круп и резины?этот материал поможет воспитателям расскрыть мир для ребенка....

Картотека экспериментальной деятельности

Цель:- Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка.- Активизировать умственные способности.- Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с ...

Картотека экспериментальной деятельности по теме "Камни".

Цель: сформировать представления о свойствах камня...