Картотека экспериментальной деятельности по теме "Камни".
картотека по окружающему миру

Попова Татьяна Александровна

Цель: сформировать представления о свойствах камня
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_s_kamnyami.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема:  «КАМНИ»

Опыт №1

Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:

Возьмите по одному камешку. Посмотрите на ваши камни. Какие они? У кого самый маленький? У кого самый большой?

Погладьте  камни. Какие они на ощупь? Кому достался шероховатый  камень? А кому гладкий?

Ответы детей.

Вывод: камни бывают большие и маленькие, шероховатые и гладкие.

Опыт №2

Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель берет в руки лупу.

Кто из вас знает, как называется этот предмет?

Ответы детей: лупа.

Для чего он нужен?

Ответы детей:  для увеличения предметов.

Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ним тоже самое.

Что интересного вы увидели? Есть ли у вас одинаковые камешки?

Ответы детей: увидел крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры разного цвета

Вывод: камни по форме  и цвету бывают разные.


Опыт №3

Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:

Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет?

Предположительные ответы детей.

Воспитатель:

Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло.

Ответы детей: пластилин изменил форму, а камень нет.

Воспитатель:

Почему, как вы думаете?

 Ответы детей: потому, что пластилин  мягкий, а камень твердый.

Воспитатель:  

Ребята, вы молодцы, вы определили еще одно свойство  камней. Какое?

Выводкамень твердый.

Опыт №4

Цель: сформировать представления о свойствах камня

Воспитатель:

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло?

Ответы детей: деревянный брусок не утонул, а камень – утонул.

Воспитатель:

Почему так получилось?

 Ответы детей: потому что деревянный брусок легкий, а камень тяжелый.

Сформулируйте свойство камня, о котором мы сейчас узнали

Ответы детей: камень тяжелый и плотный.

Вывод:  камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт № 5

Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:

Ребята, возьмите в руки и рассмотрите самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы?

Предположительные ответы детей.

Воспитатель:

Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, так камушек становится круглым.

Вывод: вода точит камни, делает их округлыми и гладкими.

Опыт № 6

Цель: сформировать представления о свойствах камня

Воспитатель предлагает детям подержать камни в ладошках и определить самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие и тяжелые.

Опыт № 7

Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:

Давайте потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые?

Ответы детей.

Воспитатель:

Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал?

Ответ детей: теплым.

Воспитатель:

Почему?

Ответ детей: потому что руки теплые и камень нагрелся в руках.

Вывод: камни могут нагреваться, они проводники тепла.

 Это можно показать и на прогулке, когда камни на солнце нагреваются.

Опыт № 8

Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:

Как вы думаете, могут ли камни менять цвет?

Предположительные ответы детей.

Воспитатель предлагает детям положить камень в воду, а потом достать его и положить рядом с сухим канем.

Воспитатель:

Камень, который мы положили в воду, стал каким?

Ответ детей: мокрым.

Воспитатель:

Сравните мокрый камень с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? Какие камни вам нравятся больше, сухие или мокрые?

Ответ детей: цветом.

Вывод: мокрые камни  изменяют цвет, они становятся темнее.

Опыт № 9

Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, может ли камень издавать звуки?

Предположительные ответы детей.

Воспитатель:

Как нам это проверить? Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли

звуки, которые при этом получаются?

Ответ детей.

Вывод: тяжелые камни издают звук громкий,  легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Экспериментальная деятельность в ДОУ"

Картотека "Экспериментальная деятельность в ДОУ"...

Картотека экспериментальной деятельности в ДОУ

Как познакомить детей со свойствами мокрого песка, со свойствами воды и воздуха.Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Устан...

Картотека экспериментальной деятельности во второй младшей группе.

Как многообразен окружающий мир !!!Как познакомить детей сс свойствами воды и песка,глины и камня,круп и резины?этот материал поможет воспитателям расскрыть мир для ребенка....

Картотека экспериментальной деятельности

Цель:- Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка.- Активизировать умственные способности.- Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с ...

Картотека экспериментальной деятельности

Мы уже немного писали о ледяных опытах в домашних условиях, но кому же захочется сидеть дома, когда на улице можно придумать игры с настоящими снегом и льдом.Строить, рисовать, создавать, изучать...