Консультация для педагогов "Прогулка - наблюдение"
консультация на тему

МАРИНА МИХАЙЛОВНА ПЕРМЯКОВА

Организация работы в 1 младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_progulka_-_nablyudenie.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима

Консультация для педагогов

«Прогулка – наблюдение»

                                                                     Воспитатель: Пермякова            

                                                                            Марина Михайловна

                                                                 1 кв. категория                                                

                                               Прогулка – наблюдение.

   Среди разнообразных методов экологического воспитания ведущее место занимает наблюдение. Наблюдение – основа чувственного познания природы. Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на более значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаружить взаимосвязи в природе.

    Видный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Наиболее важными для наблюдения являются: наличие природных объектов; определение содержания объектов; изыскание соответствующей организации наблюдений и оптимальных форм включения в них детей. Содержание наблюдений за живыми объектами складывается из следующих моментов: рассматривание внешних особенностей строения животных и растений; наблюдение за их проявлениями (способами  функционирования); знакомство с компонентами внешней среды; выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий.

   Во всех группах, начиная с младшего возраста, дети знакомятся с небольшим количеством растений, которые имеются на участке. Они рассматривают деревья, травы, цветы; учатся их различать и правильно называть по характерным признакам строения: форме и окраске листьев, цветов, плодов. Наблюдая за растениями, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растения удерживаются в земле, всасывают воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам. Листья растениям нужны, чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена – это будущие новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивают понимание работы живого организма в целом. Именно через функции органов дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. Аналогичным образом предметом наблюдения за животными являются внешние их особенности (строение), способы функционирования (поведение), компоненты среды обитания, проявление приспособительной взаимосвязи со средой, характер взаимоотношений человека с животными.

   Эффективен иной подход к организации познавательной деятельности дошкольников. Его суть – проведение цикла наблюдений на одну тему. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных  наблюдений за конкретным объектом. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у дошкольников разносторонние и систематизированные знания. Каждое последующее наблюдение позволяет продемонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно

 многоразовое, но с разной целью, обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых и , что особенно ценно, самостоятельных наблюдениях. Цикл наблюдений создает прочную чувственную основу знаний.

   Наряду с содержанием имеет значение организационно – методическая сторона проведения наблюдений с детьми. Цель наблюдений может быть достигнута лишь в том случае, если дошкольники увидят особенности строения растений, поведении животных, их взаимосвязи со средой, которые запланированы как специальное его содержание. С этой точки зрения важными являются следующие моменты:                                                    

 1. Компактное проведение цикла: одно наблюдение должно следовать за другим без больших перерывов во времени.                                                                                              

2. Преобладание визуального источника знаний над словесным.                                          

3. Охват наблюдениями всех детей (подгруппы).                                                                      

4. Учет биологических особенностей, видовой специфики животных и растений.                

5. Использование двигательной активности дошкольников: включение в наблюдение соответствующих его содержанию упражнений, действий с предметами.

   Возможность формирования конкретных знаний о взаимосвязях в природе, о специфике живого, о воздействии человека на него делает наблюдение важным методом воспитания дошкольников.

Циклы наблюдений за ёлочкой:

          Рассмотрим нашу ёлочку.

Цель: познакомить детей с новым деревом, оно зеленое, колючее, с иголками. Учить детей любоваться елью.

Ход наблюдения: Что это за дерево? Кто знает?                                                                      Почему вы так думаете, что это ёлочка?                                                                                   Какая она: большая или маленькая? Высокая или низкая?                                                      Какого цвета елка? Что есть у елки?                                                                                             А это что на веточках? Как они называются? Какие у елочки иголочки?                                        Нравится вам наша елочка? Давайте ею полюбуемся. Походим вокруг неё.

           Что есть у ели?

Цель: продолжать знакомить детей с елью – есть ствол, ветки с колючими иголками. Иголок много, они зеленые, маленькие. Ветки на ели растут по всему стволу. Ель очень красива.

Ход наблюдения: дети, вспомните, какое интересное дерево мы с вами рассматривали в прошлый раз?                                                                                                                              Давайте найдем елочку, где она у нас растет?                                                                            Полюбуйтесь елочкой, её красотой. Вот она какая, красавица лесная.

 Наша елочка большая или маленькая? Покажите, какая она. Да, она такая же маленькая, как и вы. Она наша елочка – подруженька.                                                                               У елочки есть ствол. Вот он. (Показать). На стволе растут ветки. Веток много. Растут они по всему стволу. Покажите, как растут ветки у елочки?                                                         Потрогайте веточки, какие они? Почему веточки колючие?                                                   Посмотрите, как на веточках много иголочек. Какого цвета иголочки? Потрогайте осторожно иголочки, какие они?                                                                                                                   Ёлочка, елочка                                                                                                                                      Не коли нас колючей иголочкой.                                                                                                        Да, иголочек у елочки много. Они очень острые и колючие. Могут уколоть руку. Лучше их не трогать. Давайте еще раз полюбуемся нашей елочкой и её красотой. В круг вставайте, за руки беритесь, вокруг елочки пройдитесь и ласковые слова ей скажите.

          Наша елочка – живая.

Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему – стряхивать снег с веток, охранять и беречь его, не ломать ветки.

Ход наблюдения: Давайте найдем нашу елочку. Посмотрите, какая она красивая. Полюбуйтесь ею. Вспомните, какие добрые, ласковые слова мы ей говорили.                          Маленькая елочка, мы тебя любим, мы тебя не обидим. Расти и становись большой.             Ребята, наша елочка – живая, как и мы с вами. Если елочку обижать, то ей так же, как и нам, будет больно. А ведь мы не хотим делать елочке больно?                                                Скажите, а можем ли мы поднять елочку и перенести в другое место? Почему нет? Наша елочка живая, и она растет. Растет в земле. Посмотрите, что лежит на ветках у елочки? (Снег). Как вы думаете, легко или тяжело елочке держать столько много снега?                          Мы можем помочь елочке и стряхнуть снег с веток. Посмотрите как. (Показ воспитателем). Стряхивать надо осторожно, чтобы не повредить ветки у елочки, чтобы не сделать ей больно. Она ведь живая. Её надо беречь и охранять.

          Сравнение игрушечной елки и живой.

Цель: закреплять знания детей о живой ели. Показать отличие живое ели от искусственной елки. Воспитывать чувство восхищения живым деревом.

Ход наблюдения: Что это за елочка? (Принесли из  группы, неживая). Похожи ли они?                 Почему она живая? Чем живая елочка отличается от неживой, искусственной?                            Где растет живая елка? А растет ли неживая елка? Почему вы так думаете? А если мы её посадим в землю, будет ли она расти?                                                                                          Потрогайте иголочки у игрушечной елки? Какие они? А теперь потрогайте у живой елочки? Какие они? А вырастут ли шишки у неживой елки? А у живой елочки? Когда вырастут шишки у живой елочки? (Когда вырастет большой).                                                          Зачем нужна искусственная елка? Когда мы наряжаем елочку, на какой праздник? Послушайте об этом стихотворение «Ёлка наряжается» Я. Акима.                                                 Надо ли беречь живую елку? Давайте полюбуемся живой елочкой и украсим её к празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "наблюдение за живой природой летом"

материал содержит рекомендации для родителей по наблюдению за живой природой...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " НАБЛЮДЕНИЕ В ДО"

НАБЛЮДЕНИЕ - ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА...

Консультация для педагогов " Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников"

Консультация для педагогов "наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников" представлена в виде презентации.  Использовались яркие и красочные фото, иллюстрации из сети Ин...