Картотека прогулок (январь) на неделю
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Сусло Марина Александровна

Прогулки для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_yanvar.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

зимних прогулок с 21 января по 1 февраля 2019 года

(старшая группа №5 «Колокольчики»)

Прогулка № 1 (21, 28 января)

1.Наблюдение за зимующими птицами (утро)

Цели: закреплять знания о зимующих птицах;

формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения

Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Каких птиц называют зимующими?
  • Чем они питаются?
  • Каких зимующих птиц вы знаете?
  • Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

♦ Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки

 Наблюдение за снегом (вечер). Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

Дидактическая игра «Кто больше?»:

Какие снежинки?  (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)

Стихотворение С.Баруздина «Снежинки»:

     Зима снегами вьюжится

     С утра и дотемна.

     Снежинки вьются, кружатся

     У нашего окна.

     Как будто звезды искрами

     Рассыпались кругом.

     Несутся, серебристые,

     Заглядывают в дом.

     То в комнату попросятся,

     То снова убегут,

     За стеклами проносятся,

     На улицу зовут.

Опытно-поисковая деятельность

  • «Где снег?» П/с: закрепить знание о том, что снег - это состояние воды развивать логическое мышление, умение сравнивать;  побуждать детей обследовать и определять качества предметов; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; развивать связную речь; активизировать словарь (21 января)
  • «Легкий - тяжелый» Цели:  Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов (28 января)

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки зимнего городка.

Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

Подвижные игры:

  • «Кто быстрей по дорожке?».

Цель: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.

  • «Прыгуны».

Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2-3 м.

Индивидуальная работа: 

  • Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание) с Денисом и Сашей С. (21,01), Захаром и Владом П. (28,01). Цель: вырабатывать координацию движений.
  • Ходьба через предметы.  С Витей, Матвеем П (21.01), Верой и Евой. (28.01). Цель. Упражнять в ходьбе по прямой дорожке с перешагиванием через предметы. Развивать чувство равновесия. Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.

Сюжетно-ролевые игры:

«Строим снежную крепость».  Программное содержание: Учить детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности, познакомить со свойствами снега.

  • Выносной материал:
  • лопатки – труд;
  • набор для с/ р игры «Строим снежную крепость». 
  • мяч (инд. работа);
  • для исслед.деят:

- ведерко со снегом («Где снег»)

- песок, камешки, снег, ведерки. (опыт «Легкий - тяжелый»);

  • лопатки, санки-ледянки, формочки, ведерки  (для самостоятельной деятельности)

Самостоятельные игры с выносным материалом  по желанию детей

Декабрь

Прогулка 2

1.Наблюдение за огородом

Цели:  —        знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;

—        воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход наблюдения

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело  снегом.)
  • Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим  в  холода и ветра.)

♦        Если много снега в огороде — это плохо или хорохц0. (Хорошо, много влаги.)

  • Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет )
  • Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий)

♦        Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)

Наблюдение за ветром и осадками. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная (использовать снегомер). Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги.

Стихотворение В.Лисичкина «Ветерок»:

     Был малюткой ветерок,

     Да подрос за вечерок,

     Стал задира и буян –

     Настоящий ураган!

2.Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период.

3.Трудовая деятельность: Постройка фигур из снега на участке.

Цели:  учить строить из снега фигуры;

  • воспитывать дружеские отношения.

4.Подвижные игры

«Совушка».

Цели:   —учить внимательно слушать команду воспитателя;

—        развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

«Жмурки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве,

5.Индивидуальная работа:

«Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

Прогулка № 2 (22, 29 января)

Наблюдение за березой зимой (утро)

Цели: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее Веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как чувствуют себя деревья зимой?
  • Что с ними происходит?
  • В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
  • Как вы узнали березу?

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно) (вечер)

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:

      Вышит снег красивой строчкой,

      Словно белая сорочка.

      Папу я зову во двор:

      - Погляди, какой узор!

      Смотрит папа сверху вниз:

      - Тут письмо тебе, Денис!

      Пишут птицы и зверюшки:

      «Сделай нам, Денис, кормушки!»

Опытно-поисковая деятельность

  • Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. (22 января)
  • Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). (29 января)

Трудовая деятельность

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

Цели: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры 

  • «Кому флажок?» Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, воспитывать ловкость, целеустремленность.
  • «Эстафета с обручами». Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.

Индивидуальная работа

  • «Резвый мешочек». Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах. Кирилл, Матвей Е. (22.01), Влада, Дима Т. (29.01)
  • « Бросание снежков на дальность»  Цель: упражнять в метании на дальность правой и левой рукой. Артем, Костя (22.01), Мирон, Семен. (29.01)

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие на Северный Полюс»

Задачи: продолжать формировать умения детей творчески развивать сюжет игры. Побуждать более широко использовать в игре знания об окружающей жизни. Развивать конструктивные умения детей при постройках необходимых атрибутов. Совместными усилиями определить содержание игры. Обсудить характеристики людей, которых играющие будут изображать. Обращать внимание на усвоение детьми умения согласовывать замыслы, слушать партнера и учитывать его позицию. Закреплять и обобщать знания детей о труде моряков, летчиков, водителей, ветеринаров и т. д. Воспитание уважительного отношения к труду.

Выносной материал:

  • Флажки, обручи  для подвижных игр;
  • набор для с/ р игры « Путешествие на Северный Полюс »;
  • для исслед.деят:

-чистые листы бумаги, крупа

  • лопатки, санки-ледянки, формочки, ведерки, палочки для рисования на снегу  (для самостоятельной деятельности)

Самостоятельные игры с выносным материалом  по желанию детей.

Прогулка №3 (23, 30 января)

Наблюдение за елью (утро)

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.

Наблюдение за поведением птиц на кормушке (вечер)

 Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:

     Покормите птиц зимой!

     Пусть со всех концов

     К вам слетятся, как домой,

     Стайки на крыльцо.

     Не богаты их корма,

     Горсть зерна нужна,

     Горсть одна –

     И не страшна

     Будет им зима.

Исследовательская деятельность

  • Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее (23 января)
  • «Почему птицы летают?» Цель:  Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, обсуждений и экспериментирований. (30 января)

Трудовая деятельность:

Подкормка птиц семенами деревьев
Подвижная игра

  • «Лиса в курятнике»  Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.
  • «Поймай хвост» Цель: научить бегать держась правой рукой за плечо впереди стоящего.

Индивидуальная работа

  • Элементы хоккея. Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота. Захар, Ваня (23.01), Соня, Влад  (30.01)
  • Упражнения на скольжение - учить с разбега скользить по ледяным дорожкам. Саша А., Ева (23.01)  Максим, Вера (30.01)

Сюжетно-ролевые игры:

«В мастерской художника»

Цели: приобщение учащихся к образам культуры; учить лепить снежные фигуры, развивать творческое воображение, фантазию детей; воспитывать любовь к малой Родине, трудолюбие и чувство взаимопомощи у учащихся.

Выносной материал:

  • ягоды рябины..
  • набор для с/ р игры «В мастерской художника»;
  • для исслед.деят:  птичка из бумаги, резиновая птичка
  • лопатки, санки-ледянки, формочки, ведерки  (для самостоятельной деятельности)
  • лыжи – инд. работа

Самостоятельные игры с выносным материалом  по желанию детей

Прогулка №4 (24, 31 января)

Наблюдение за вороной (утро)

Цели: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимую¬щим птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

Кто это, как зовут эту птицу?

В чем особенности ее внешнего вида?

Где она живет?

Чем питается?

Есть ли у нее враги?

Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу.

Наблюдение за состоянием погоды (вечер)

 Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный).

Исследовательская деятельность

  • «Почему снег мягкий? Цель: совершенствовать знание детей о снеге, делать выводы (24 января)
  • Замерзание жидкостей. Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Проблема: Какая жидкость замерзает быстрей? (31 января)

Трудовая деятельность

Расчистка участка и дорожек от снега и мусора.  Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра

  • «Встречные перебежки» Цели: повышать двигательную активность детей на прогулке;

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

  • «Не оставайся на полу»  Цели: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Индивидуальная работа

  • Прыжки через скакалку на веранде. Цель: развивать двигательную активность. Юля, Маша. (24.01), Саша Ф., Влад П. (31.01),
  • «Кто дальше?» - упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении. Матвей Е., Ксюша  (24.01), Ваня, Витя  (31.01)

Сюжетно-ролевые игры:

«Ветеринарная клиника «Айболит» Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача.

Воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культурное общение.

Развивать умение осуществлять воображаемые действия, разворачивая игру.

Выносной материал:

  • лопатки – труд;
  • набор для с/ р игры  «Ветеринарная клиника «Айболит»
  • для исслед.деят:

Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла

  • лопатки, санки-ледянки, формочки, ведерки  (для самостоятельной деятельности)

Самостоятельные игры с выносным материалом  по желанию детей

Прогулка№ 5 (25 января, 1 февраля)

Наблюдение за инеем (утро)

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Наблюдение за снегирем (вечер).

Цели: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; знакомить с характерными особенностями снегиря.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Как выглядит снегирь?

Чем питается?

Где зимует?

Как человек заботится о нем?

Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

Каждый год я к вам лечу —

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.

Исследовательская деятельность

  • Откуда берётся иней? Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. Проблема: Откуда берется иней? Материал: Термос с горячей водой, тарелка. (25 января)
  • «Воздух невидим» Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. (1 февраля)

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к кормушке. Цели: учить заботиться о птицах, трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры 

  • «Ловишки», Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга.
  • «Бездомный заяц». Цели: воспитывать ловкость и выносливость

Индивидуальная работа

  • «Сбей флажок».  Цели: учить метать снежки в цель; развивать меткость, внимание. Артем, Кирилл (25.01), Соня, Вера  (01.02)
  • Закрепление навыков ходьбы на лыжах - учить спускаться с горки. Маша, Дима  (25.01), Влада, Костя  (01.02)

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья» сюжет: «С сестрой (братом) на прогулке» - поощрять умение детей договариваться о последовательности совместных действий. 

Выносной материал:

  • лопатки – труд;
  • набор для с/ р игры «Семья»
  • для исслед.деят:

- Термос с горячей водой, тарелка.

  • лопатки, санки-ледянки, формочки, ведерки  (для самостоятельной деятельности)
  • флажки, лыжи  (инд. работа)

Самостоятельные игры с выносным материалом  по желанию детей

Декабрь

Прогулка 7

.

1Наблюдение за трудом дворника

Цели:

  • продолжать наблюдения за работой дворника;
  • способствовать обогащению словаря;
  • воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
  • прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что делает дворник зимой на территории детского сада?
  • Какие орудия труда он использует для работы?

♦        Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

♦        Нужна ли работа дворника людям и природе?

Продолжать наблюдение за снегом при постройке снежных фигур. Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).

  • Как называется комок из снега, который бросают, играя?  (Снежок)
  • А звездочка из снега?   (Снежинка)
  • Кого лепят дети зимой из снега?   (Снеговика)
  • Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку?    (Снегурочка)
  • А цветы, которые первыми вырастают из-под снега?     (Подснежники)

2.Исследовательская деятельность

Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

  • На поверхности сугроба,
  • Зарыть неглубоко в снег,
  • Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

3.Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

Цели:

—        учить трудиться сообща;

—        воспитывать трудолюбие.

4.Подвижные игры

«Два мороза».

Цели:  упражнять в беге;

  • закреплять умение соблюдать правила игры.

«Ловкая пара».

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

5.Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;

  • развивать ловкость, выносливость.

Декабрь

Прогулка 8

1Наблюдение за инеем.

 Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

      Стоят деревья в инее –

      То белые, то синие.

      Столбами синеватыми

      Стоят дымки над хатами.

      И все на свете в инее –

      То белое, то синее.

Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь.   (тень).

2.Исследовательская деятельность

Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

 3.Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться.

4.Подвижные игры

 «Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

5.Индивидуальная работа

 Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

Декабрь

Прогулка 9

1.Наблюдение за хвойными деревьями

Цели:

  • закреплять знания о деревьях;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход наблюдений

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего нужен лес?
  • Что он дает человеку?

Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток.

  • Чем пахнет зима?
  • Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?
  • Какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высокие,

 Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

  • О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.)

Кто ее сестра?

А наверху, над мглою этой,

 Перерастая лес, одна, В лучах заката, В бликах света Горела яркая сосна.

♦        Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

♦        Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит.)

Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки.)

  • В чем сходство хвойных деревьев?
  • Чем отличаются деревья друг от друга?

♦        Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

Стихотворение Ф.Тютчева:

      Чародейкою Зимою

      Околдован, лес стоит –

      И под снежной бахромою,

      Неподвижною, немою,

      Чудной жизнью он блестит.

      И стоит он, околдован, -

      Не мертвец и не живой, -

      Сном волшебным очарован,

      Легкой цепью пуховой…

2.Исследовательская деятельность

Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).

3.Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

4.Подвижная игра

«Ловкая пара».

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

  «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Декабрь

Прогулка 10

Наблюдение за серой и черной вороной

Цели:

  • учить сравнивать серую и черную ворону;
  • находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения

Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.

А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.

Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:

     Покормите птиц зимой!

     Пусть со всех концов

     К вам слетятся, как домой,

     Стайки на крыльцо.

     Не богаты их корма,

     Горсть зерна нужна,

     Горсть одна –

     И не страшна

     Будет им зима.

2.Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

3.Подвижная игра

«Раз, два, три — беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

«Кони».

Цели:

учить выполнять характерные движения по содержанию игры;

развивать ловкость, быстроту.

4.Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель: развивать силу, выносливость.

Декабрь

Прогулка 11

 1.Наблюдение за работой дворника

Цели:

  • продолжать наблюдение за работой дворника;
  • совершенствовать словарный запас;
  • формировать стремление к порядку и чистоте;

—        прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что делает дворник на участке детского сада зимой?
  • Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?
  • Как может дворник помочь деревьям зимой?

Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз  веселит и бодрит.

Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

2.Исследовательская деятельность. Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Загадка: Не снег и не лед,

                А серебром деревья уберет.  (Иней)

3.Трудовая деятельность:

 Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

4.Подвижные игры 

«Цветные автомобили», «Салки».

 Цели: учить действовать по сигналу;

  • закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.

5.Индивидуальная работа

 Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

Декабрь

Прогулка 12

1.Наблюдение за ветром

Цели:

  • расширять и углублять знания о неживой природе;
  • формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь,

Шумели ели,

Морщинилась вода.

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

 Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
  • Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
  • С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
  • Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

Загадка: Он пушистый, серебристый,

                Но рукой его не тронь:

                Станет капелькою чистой,

                Как поймаешь на ладонь.      (снег)

Дидактическая игра «Кто больше?»Какой снег зимой?(белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).   

2.Трудовая деятельность

Постройка горки.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

3.Подвижные игры 

«Кто самый меткий?».

Цели:

упражнять в метании предметов;

развивать глазомер.

 «Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

4.Индивидуальная работа

«Найди предмет».

Цели:

  • закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
  • находить предмет по описанию.


Декабрь.

Карточка 13

1.Наблюдение за синицей.

Цели:

  • продолжать вызывать интерес к пернатым;
  • знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

  • Что это за птица?
  • Как она выглядит и какого она цвета?
  • Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
  • Чем питаются синицы?
  • Как люди заботятся о них?
  • Какую пользу синицы приносят?

Наблюдение за тополем.

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что делают зимой деревья?
  • Хорошо им или плохо зимой?
  • Как мы можем помочь пережить холодную зиму?
  • В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы.

2.Трудовая деятельность

Очистка дорожек от льда и снега.

Цели:

  • закреплять навыки работы с лопатой;
  • воспитывать настойчивость, самостоятельность.

3.Подвижные игры

«Ловишки с мячом».

Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

 «Кати в цель».

Цель: развивать координацию движений.

4. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.


Декабрь.

Карточка 14.

1.Наблюдение за работой дворника.

Цели:

  • продолжать наблюдение за работой дворника;
  • совершенствовать словарный запас;
  • формировать стремление к порядку и чистоте;

—        прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что делает дворник на участке детского сада зимой?
  • Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?
  • Как может дворник помочь деревьям зимой?

Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз  веселит и бодрит.

Наблюдение за домашними животными зимой.

Цели:

— закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;

-  формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход наблюдения

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

 Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Каких домашних животных вы знаете?

♦        Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?

  • Почему животных перестали выгонять на пастбища?
  • Как люди ухаживают за домашними животными?

♦        Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

♦        Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.

  • Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?
  • Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

2.Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки горки для куклы.

Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

3.Подвижные игры

«Два мороза», «Мы веселые ребята».

Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

4.Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель: учить спускаться с горки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок (январь)

Картотека прогулок (январь)...

Картотека прогулок на 1 неделю

Для старшей группы...

картотека прогулок на 1 неделю

для старшей группы...

"Картотека прогулок ЯНВАРЬ" (подготовительная к школе группа)

quot;Картотека прогулок ЯНВАРЬ" (подготовительная к школе группа)...

Картотека прогулок. Январь. 2 младшая группа

В картотеке представлена система разработанных прогулок с детьми 2 младшей группы в виде карточек. Основой является методическое пособие Кастыркиной В.Н., Поповой Г.П. "Организация деятельности д...

картотека прогулок январь-май

картотека прогулок январь-май...