Консультация для педагогов
консультация на тему

Мирошникова Наталья Владимировна

«Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_miroshnikovoy_n.v.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»  с. Красная Башкирия

МР Абзелиловский район РБ

Консультация для педагогов

«Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»

  Подготовила: воспитатель  Мирошникова Н.В.    

2015-2016 учебный год

        Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

        Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

        Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы  и т.д.

Утренняя гимнастика 

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

        Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

        Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

        Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

·         Традиционный комплекс утренней гимнастики

·         Утренняя гимнастика в игровой форме

·         С использованием полосы препятствий

·         С включением оздоровительных пробежек

·         С использованием простейших тренажеров.

        Посредством утренней гимнастики решаются совершенно  особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка,  настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних  органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

       Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается  привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать  физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает  организованное начало дня в детском саду, дает возможность  переключить внимание воспитанников на совместные формы  деятельности.

Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение зарядки в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. 

Несомненно зарядка является одним из средств укрепления здоровья детей, однако, было выявлено, что зачастую повторение одних и тех же упражнений делает это занятие скучным для дошкольников. Современный подход к организации зарядки с детьми в дошкольном образовательном учреждении и семье, основным элементом которой является музыка, позволяет ежедневно укреплять их здоровье и дарить массу положительных эмоций.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Для выполнения комплекса зарядки родителям и педагогам следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Необходимо иметь на каждого ребёнка спортивное оборудование и детские тренажеры, такие как: мяч, скакалку, гимнастическую палку, обруч, гантели, детский эспандер и т.д.

Использование спортивного оборудования позволяет значительно разнообразить упражнения для разных групп мышц, повысить интерес детей к выполнению зарядки. Они помогают ребёнку выполнять движения более точно и позволяют укрепить мышечный тонус. Так, упражнения с гимнастической палкой и обручем являются отличным средством для формирования осанки у детей и достижения ими пространственной точности движений. В процессе выполнения движений с гимнастической палкой усиливается избирательное воздействие на отдельные группы мышц, такие упражнения позволяют точно дифференцировать мышечные усилия, развивать и совершенствовать координацию движений и гибкость. Применение в комплексе зарядки детских эспандеров позволяют развить мышцы плечевого пояса, гантелей -  укрепить мышцы рук и плечевого пояса.

Важно обратить внимание на то, что упражнения со спортивным оборудованием требуют хорошей организации и дисциплины.

Зарядка в сочетании с музыкой способна успокоить, снять психическое напряжение, предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка и создает основу для эмоционального контакта  между ними.

 Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка.

Необходимо отметить, что музыка  является важным элементом зарядки и носит доминирующий характер, так как она:

  • определяет ритм и темп движений, выступает одним из факторов, стимулирующим движения;
  • повышает эмоциональность и эффективность проведения зарядки;
  • в сочетании с художественным словом (стихами, песнями) помогает детям быстрее запомнить последовательность движений и передать выразительность их характера;
  • с чёткой и ясной фразировкой вызывает у дошкольников хорошую моторную реакцию;
  • темп музыкального произведения помогает выполнять упражнения качественно и с хорошей амплитудой;
  • упражнения, проводимые в конце зарядки, сочетаются с музыкой для релаксации, естественными природными звуками, тематически связанными с разными сюжетами (шум морского прибоя, крики чаек и т.д.).

Комплексы упражнений с музыкальным сопровождением (детские песни, музыка из любимых мультфильмов) доступны восприятию детей, так как учитывают их возрастные и индивидуальные особенности, положительно влияют на общее развитие. У дошкольников совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, развиваются  мыслительные операции, язык, память.

Младшая группа

      В младшей группе впервые вводится в режим дня утренняя  гимнастика. Ее проводят ежедневно со всеми детьми одновременно,  продолжительность 4-5 минут. Поскольку на 3 году жизни многие дети  не могут сразу включаться в организованную воспитателем  деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним  требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует  настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике,  не беда, если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его  собственному желанию. Содержание гимнастики составляют 3-4  общеразвивающих упражнения, ходьба, бег. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом и  построением. Наиболее удобно на этом возрастном этапе построение  в круг. Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять  подгруппами в определенном направлении, врассыпную или же друг  за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном и неторопливом  темпе. Бег должен спокойным и легким: 20-30 секунд первая половина  года и 40 секунд вторая половина.

   Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для  укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища. ОРУ подбираются  из числа рекомендованных для занятий, носят имитационный характер  и проводится в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз.

        Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или с

продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма.  Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят  упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно  время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению  комплекса или брать их за основу для составления комплекса из  упражнений с предметами.

     Показ упражнения воспитатель сопровождает пояснениями,  обращается внимание детей на главное звено и направление движения  (вытянули руки вперед – показали ладошки). Следит, чтобы ребенок по  возможности занимал необходимое исходное положение.

       Игровая форма гимнастики вызывает у детей желание участвовать  в ней.

Средняя группа

       Организация утренней гимнастики на 4 году жизни близка к  организации ее в младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из младших или вновь поступивших детей, не принимал участие в утренней гимнастике, то уже через 1,5-2 месяца  заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться  в двигательную деятельность без лишних напоминаний воспитателя.  Продолжительность 5-6 минут, 4-5 ОРУ.

Старшая группа

         В старшей группе важной задачей является воспитание у детей  ответственного отношения к утренней гимнастике.

          Педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество  выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. При чем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь.

           На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.

Подготовительная группа

              Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной группе 10-12 минут. Комплексы существенно не отличаются от  комплексов старшей группы. Количество повторений ОРУ 6-8 раз.  Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием. Каждый комплекс повторяется в течение 2 недель.

            Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении

упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества  движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные  положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением. Все это благоприятно для укрепления разных мышечных групп, формирования осанки.

Двигательная разминка

Проводится в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем ДА.

Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.

        Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Физкультминутка

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.

        Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Основными задачами проведения подвижных игр  и физических упражнений на прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование имеющихся у детей  навыков с основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-  развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

Индивидуальная работа 

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

Оздоровительный бег на воздухе

Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем  ДА предлагают пробежать два круга (500м), а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким  и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.

Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале  дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

        Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю  первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 3-4 лет – 15-20мин., 4-5 лет 20-25мин., 5-6 лет- 25-30мин., 6-7 лет – 30-35 мин. Основные типы физкультурных занятий:

·         традиционное

·         тренировочное

·         игровое

·         сюжетное

·         с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства

·         по интересам

·         тематическое

·         комплексное

·         контрольно-проверочное

        Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

        Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.  В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).


Памятка о важности проведения зарядки

  1. Помните, что вы являетесь образцом для ребёнка, поскольку дети учатся общаться, подражая действиям взрослого, слушая его.
  2. Постепенно включайте в совместную деятельность всё больше действий с различными пособиями, поддерживая тем самым эмоциональным контакт с ребёнком.
  3. Привлекайте других детей к выполнению предлагаемых комплексов зарядки.
  4. Воспитывайте у ребёнка привычку начинать день с зарядки.
  5. Формируйте навык выполнения действий в определённой последовательности, закрепляя алгоритм их проведения.
  6. Поддерживайте двигательную активность малоподвижных детей, предлагая разнее комплексы зарядки.
  7. Комплексы зарядки в условиях семьи можно проводить с детьми в удобное время (когда ребёнок не посещает детский сад, в выходные дни, летний период: на даче, в деревне и т.д.).
  8. Помните, что зарядка является одним из важных компонентов двигательного режима и благоприятно воздействует на психофизическое развитие и здоровье ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....