Родительское собрание «Воспитание детей в труде»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Мороз Татьяна Борисовна

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Задачи:

- Разработать и показать родителям этапы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи через трудовую деятельность;

- Расширить представления родителей о возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;

- Реализовать способы взаимодействия с семьями воспитанников;

- Познакомить родителей с формами и методами трудового воспитания детей, предложить на обсуждение несколько ситуаций. В конце собрания предлагается провести анкетирование, даются рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_trudov._vospit.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Воспитание детей в труде»

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Задачи:

- Разработать и показать родителям этапы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи через трудовую деятельность;

- Расширить представления родителей о возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;

- Реализовать способы взаимодействия с семьями воспитанников;

- Познакомить родителей с формами и методами трудового воспитания детей, предложить на обсуждение несколько ситуаций. В конце собрания предлагается провести анкетирование, даются рекомендации.

Ход собрания

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться, неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно по мере своих сил обслужить себя; они пытаются переложить любую работу на мать, отца, бабушку. Подчас такие дети не проявляют усидчивости, настойчивости и в учении.

В чём дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не воспитывали у своих ребят с раннего возраста трудолюбия, интерес и уважение как к физическому, так и умственному труду.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Слайд 5

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

- Приобщение к труду через самообслуживание;

Слайд 6

- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

Слайд 7

- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

Слайд 8-9

- Хозяйственно-бытовой труд

Слайд 10-12

- труд в природе

Слайд 13

- ручной труд

Слайд 14-15

- Работа с природным материалом                

Слайд 16

- организация обучения выполнению трудовых операций;

- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

Слайд 17

- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

- Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.

Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком, поваром, рабочим. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Слайд 18 Рассмотрим несколько ситуаций

Слайд 19 Ситуация первая.

Папа закрепляет полку на кухне Приготовил инструменты, дрель. Ребёнок «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты.

Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать».

Согласны ли Вы с папой?

Как бы Вы повели себя в такой ситуации?»

Слайд 20 Ситуация вторая

Мама поручила шестилетнему Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мама заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел в комнату и просидел там до вечера.

Правильно ли поступила мама, взявшись демонстративно переделывать работу сына?

Как следовало верно поступить в данной ситуации?

Слайд 21 Ситуация третья

Лена 6 лет, капризничает, она хочет скорее идти гулять и не желает собирать игрушки.

«Пусть бабушка убирает их одна!»- говорит Лена.

Бабушка пытается воздействовать на девочку разными способами, но ничего не помогает.

Как бы Вы поступили в такой ситуации?

Ответ. Бабушка взяла куклу и обратилась к девочке от её лица. Попросила помочь убрать игрушки. Лена согласилась, уборка была быстро закончена.

Слайд 22-27

Перед вами герои сказок.  Какие трудовые обязанности были у героев сказок

-курочка ряба

- красная шапочка

- царевна лягушка

- конек горбунок

- сестрица Аленушка и братец Иванушка

Дискуссия

Слайд

1. «Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?»

2. «Труд - необходимость или обязанность?»

3. «Каким образом Вы приобщаете своего ребёнка к труду?»

Ответ:

Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбия. И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то стечением времени она у него исчезает.

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой веще отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовыеобязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные –поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка- у младших подчинение семейной традиции.

Слайд 31

 Педагогические рекомендации для родителей:

• Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;

• Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;

• Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

• Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;

• Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;

Слайд 32

• Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;

• Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;

• Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

• Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитаниебережного отношения к общественному достоянию.

Слайд 33 Пусть Ваши дети растут трудолюбивыми. Спасибо за внимание!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «О ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ В СЕМЬЕ»


1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи? 
а) Да. 
б) Нет.


2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье? 
а) Да, конечно. 
б) Эпизодически. 
в) Постоянно. 
г) Не имеет.


3. Как относится ребенок к их выполнению? 
а) Выполняет охотно. 
б) Пассивен. 
в) Только за вознаграждение.


4. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения? 
а) Да. 
б) Нет.


5. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения? 
а) Да. 
б) Нет. 
в) Никогда.


6. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе? 
а) Да. 
б) Нет.


7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка? 
а) Да. 
б) Нет.


8. Знаете ли Вы об этих разногласиях? 
а) Да. 
б) Нет.


9. Какой труд, по-вашему, предпочтителен для ребенка в будущем? 
а) Физический. 
б) Интеллектуальный.

             Анкета для родителей «Трудовые поручения в семье».

1.Помогает ли ребенок по дому?_____________________________

2.Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Какие?

_________________________________________________________

3.Охотно ли он их выполняет?_______________________________

4.Приходиться ли вам повторять просьбу?_____________________

5 Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей?_____________________________________________

6.Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Каким образом?_________________________________________________

7.Есть ли у вас в семье общие трудовые дела?__________________

8.Делите ли вы домашнюю работу на женскую и мужскую?________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воспитание детей раннего возраста».

Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста....

Родительское собрание "Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей"

Расширить представления родителей об особенностях полоролевого развития детей...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ"

Родительское собрание направлено на то, чтобы помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви.И,...

Разработка родительского собрания "Воспитание детей. Как совмещать это с работой?"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Родничок»    Разработка родительского  собрания на тему: «Воспитание детей. Как с...

Родительское собрание «Воспитание детей в труде» презентация

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.Задачи: - Разработать и показать родителям этапы приобщения ...

Родительское собрание"Воспитание детей в семье"

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....

Родительское собрание «Воспитание детей дошкольного возраста: поощрение и наказание» (семинара-практикум)

Повышение компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста....