Семинар- практикум для педагогов «Осуществление деятельностного подхода в работе с детьми раннего возраста»
методическая разработка на тему

Царькова Светлана Витальевна

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов групп раннего возраста.

Задачи:

1) Формировать  навыки  работы  воспитателей  с  документами,  регламентирующих их деятельность.

2) Активизировать  знания и приёмы работы  с детьми раннего возраста.

3) Развивать умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум

 «Осуществление деятельностного подхода в работе с детьми раннего возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов групп раннего возраста.

Задачи:

1) Формировать  навыки  работы  воспитателей  с  документами,  регламентирующих их деятельность.

2) Активизировать  знания и приёмы работы  с детьми раннего возраста.

3) Развивать умение работать в коллективе.

Содержание семинара

"Мозговой штурм"

Педагогам выдаются вопросы.

  1. С какими  из перечисленных документов, регламентирующих  деятельность воспитателя  вы знакомы? (подчеркните)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»
  • Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
  •  Основная  образовательная  программа  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С..
  • Основная образовательная программа дошкольного образования Государственного  бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому  развитию  детей  Калининского района

             Санкт-Петербурга

  • Локальные акты ДОУ (Устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, должностная инструкция).

2. Отметьте, какие документы,  необходимы Вам для организации   образовательного процесса в группе?

  • Основная образовательная программа дошкольного образования  ГБДОУ детского сада №....
  • Образовательная  программа  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.
  • Рабочая программа педагога
  • Журнал-фильтр  Ф. № 127
  • Табель посещаемости детей ( уч. ФДН – 8)
  • План  образовательной работы
  • План оздоровительной работы
  •  Адаптационные листы
  •   Протоколы родительских собраний
  •   Сведения о  родителях

3. Выберите документы, которые регламентируют деятельностный подход в работе с детьми раннего возраста.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»
  • Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
  • Основная образовательная программа дошкольного образования
  • Локальные акты ДОУ (Устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, должностная инструкция).

4. Какие  виды   детской  деятельности  осуществляются в раннем возрасте?

  • Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. 
  • Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). 
  • Общение с взрослым. 
  • Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. 
  • Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). 
  • Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.
  • Двигательная активность. 

5. Какой вид мышления у детей раннего возраста?

  • наглядно-действенное
  • наглядно-образное
  • логическое мышления

2. Задание. Работа в парах.

Играющие получают карточки с видами деятельности в раннем возрасте и задачами, они должны из предложенных вариантов выбрать задачи, соответствующие виду деятельности.

1.Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. 

2.Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). 

3.Общение с взрослым. 

4.Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. 

5.Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). 

6.Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

7.Двигательная активность. 

- развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
-  формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
- формировать умение подражать игровым действиям взрослого

- знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
- поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
-побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;-

-обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

- способствовать обогащению словаря;
-  формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
- развивать потребность в речевом общении.

- способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
-  обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
- развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

- формировать элементарные навыки самообслуживания;
- формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
- формировать предметные действия;
- развивать самостоятельность в бытовом поведении.

-формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
- формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
-развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

-развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
- содействовать развитию основных движений;
- создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

3. Задание

Анализ проблемных ситуаций.

Ситуация №1.

 Воспитатель дал ребёнку красивую погремушку, ребёнок покрутил её в руке, попробовал  на "Зуб" и положил на стол, воспитатель дал ему пирамидку, ребёнок посмотрел на неё и отодвинул в сторону. Назовите причину, по которой ребёнок отказывается играть с игрушкой. Как надо действовать воспитателю, чтобы в самостоятельной деятельности дети играли с игрушками?

(Надо, чтобы ребёнок был заинтересован игрушкой. А это возможно тогда, когда от знает как с ней играть. Поэтому,  прежде чем дать игрушку, надо её обыграть с ребёнком, показав ему, как действовать с ней).

Развитие  игры  ребёнка  осуществляется при активном участии взрослого. Чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно  играть, его надо учить этому.

Ситуация №2.

В группе есть девочка, она не хочет играть одна, но если её занимают взрослые, она часами увлечена игрой, стоит её оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь в группе  имеются все условия для разнообразных игр- игровые центры, много разнообразных игрушек. Как приучить ребёнка играть самостоятельно?

(Если ребёнка всегда забавляли взрослые, не побуждали его к самостоятельным действиям, не учили играть, то у него возникает пассивное, созерцательное отношение к игре, он чаще наблюдает за действиями других, но сам в игру не включается. Недопустима передозировка игрушками: когда их слишком много, они рассеивают внимание, ребёнок то за одну берётся, то за другую).

Ситуация №3.

Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки. Воспитатель призывает убрать все игрушки на место. Ребята давайте убирать игрушки, я буду складывать кубики в корзину, а вы конструктор на полку.  Дети убрали весь конструктор. Какой приём помог воспитателю в данной ситуации?

(Даже совсем маленькие дети должны убирать игрушки. С этого начинается воспитание аккуратности, любви к порядку, бережного отношения к игрушкам, вещам, маленькие дети хорошо откликаются на игровые приёмы, и всё что связано с игрой , им близко и понятно , радует и увлекает их. Вот почему благодаря игровому подходу взрослые легко добиваются  от детей выполнения распоряжения. Приёмы особенно оправданы по отношению к самым маленьким. С возрастом ребёнка игровой приём отпадает сам по себе, зато остаётся привычка убирать за собой игрушки.)

4 задание.

Творческое задание.

Показать методику знакомства с игрушкой  (юла).

6. Подведение итогов.

Воспитателям выдаются кружки трёх цветов.

Красный-задание понравилось и необходимо мне в моей работе.

Жёлтый -задание интересное, но мне в моей работе не пригодится.

Синий- задание бесполезное и к моей работе никакого отношения не имеет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».

Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...

Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по организации воспитательно-образовательной работы...

Семинар - практикум «Использование социо-игровых подходов в работе с детьми»

Семинар - практикум «Использование социо-игровых подходов в работе с детьми»...

Семинар «Современные подходы в работе с детьми раннего возраста в контексте реализации национальных проектов»

Универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития дошкольников....

Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Сенсорные игры с детьми раннего возраста в период адаптации»

Семинар-практикум для воспитателей по теме " Сенсорные игры с детьми раннего возраста в период адаптации"...