Статья "Когда похвала не портит"
статья (старшая группа) на тему

Корытко Людмила Иосифовна

Стараясь воспитать у детей полезные привычки, научить их чему-то, родители постоянно оценивают их действия – хвалят, ругают, делают замечания. В разные периоды дошкольного возраста дети по-разному воспринимают замечания взрослого. Эта статья о умении взрослых найти подход к ребенку, не навредить ему своими замечаниями, что бы не отбить у ребенка интереса к полезному занятию, внушить уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Когда похвала не испортит.

Стараясь воспитать у детей полезные привычки, научить их чему-то, родители постоянно оценивают их действия – хвалят, ругают, делают замечания. В разные периоды дошкольного возраста дети по-разному воспринимают замечания взрослого.

Если дошкольникам 3 лет предложить выполнить простые задания (построить домик из кубиков, разложить картинки…)и, наблюдая за  их действиями, время от времени хвалить их или делать им замечания в очень вежливой форме, то эти замечания особенно не волнуют малышей – они спокойно продолжают интересное для них занятие, не беспокоясь о том, как оценивает их действия взрослый. У детей5 лет, напротив, появляется обострённая чувствительность к оценкам старших. Каждое замечание вызывает обиду – дети хмурятся, отворачиваются, обижаются, а если таких замечаний было слишком много, вообще отказываются выполнять задание.

В дошкольном возрасте отношение взрослых приобретает особую важность. Детям нужно, чтобы не просто заметили, но обязательно похвалили их действия. Если родители или воспитатели слишком часто делают замечания, постоянно неумение или неспособность ребёнка к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу и он стремится избежать его. И наоборот, лучший способ научить малыша чему-то, привить ему интерес к какому-т занятию – это поощрение его успехов, похвала его действий. В качестве примера можно рассказать такой случай.

Один мальчик до 6 лет не мог научиться рисовать. Через несколько месяцев ему нужно идти в школу, а он даже не умел держать карандаш и на бумаге выводил одни каракули. Воспитательница неоднократно жаловалась его маме. Мама из лучших побуждений ежедневно заставляла мальчика рисовать, всякий раз объясняя, как это для него важно: «Все ребята в твоём возрасте уже хорошо рисуют и буквы пишут, а ты даже карандаш плохо держишь! Поэтому сиди и старайся». Мальчик, несмотря на все настойчивые мамины доводы, отказывался от этого ненавистного для него занятия, капризничал, плакал и даже специально ломал карандаши и рвал бумагу, чтобы избежать очередного урока. А мама опять ругала его и опять заставляла рисовать. Всё повторялось сначала. Тогда мама решила пригласить учительницу. Она не была профессиональным художником, но хорошо понимала психологию дошкольника. Когда мальчик первый раз, держа в кулаке карандаш, нарисовал кривое, лохматое солнышко, учительница похвалила его: «Какое смешное непричёсанное солнышко! Ты, оказывается, совсем неплохо рисуешь! Попробуй ещё!» Мальчик нарисовал редкую кривую травинку и что-то смутно похожее на дерево.  «Замечательно!- похвалила учительница. Картинку можно повесить на стенку. Пусть твоё солнышко оттуда светит». «Я ещё лучше могу» - тихо сказал мальчик. У мальчика появился интерес.  На следующем уроке он старался изо всех сил, ждал следующее задание по рисованию, чтобы его снова похвалили. Учительница, приходила и, всякий раз хвалила весьма сомнительные успехи мальчика. Мальчик стал рисовать даже перед уроком, стремясь получить так нужную ему похвалу от учительницы. Естественно, что он стал рисовать лучше, потому что старался. И когда мальчик уже был уверен, что его уважают, что он рисует не хуже  других детей, он спокойно принимал замечания по поводу недостатков в своих рисунках. Вы скажете, что это обман, что это откровенная лесть? Но ведь в каждом произведении ребёнка можно найти что-то хорошее, хотя бы потому, что это его первое произведение и оно чем-то отличается от других. Я считаю, что не надо сравнивать успехи малыша с достижениями других более способных детей. Главной точкой отсчёта должно стать его собственное достижение неделю назад или вчера. Нужно только заметить его и отметить его победу, а не поражение. Это важно для того, чтобы не отбить у малыша интереса к полезному занятию, чтобы внушить уверенность в своих силах (а эти вещи очень связаны между собой). Ведь когда мальчику изо дня в день, из года в год и дома и в саду постоянно говорили, что у него никаких способностей  к рисованию нет, он хуже всех рисует и поэтому ему необходимо больше рисовать, он просто ненавидел это «противное» занятие, которое причиняет ему столько неприятностей. А когда учительница помогла поверить в свои силы, отношение мальчика к рисованию в корне переменилось – оно стало способом его самоутверждения.

Итак, поддержка и одобрение взрослыми любых, даже самых незначительных успехов дошкольника принесёт гораздо больше пользы, чем постоянные замечания и упрёки. Ребёнок в свои 4-5 лет ещё не умеет отделить отношение к себе вообще от отношения к своим конкретным действиям. И если взрослые слишком часто ругают малыша, подчёркивая его недостатки и забывая о достижениях, ему начинает казаться, что он хуже всех, что его никто не любит, что он никому не нужен. Отсюда возникает комплекс своей неполноценности и как следствие – озлобленность на весь мир, недоверие, которое может выражаться и в агрессии ребёнка, и в его постоянной скованности, неуверенности в себе.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Похвали меня

В данном материале описаны основные принципы правильного поощрения и подбадривания ребенка....

Похвала для ребенка.

Правильно ли вы хвалите своего ребенка и что он при этом чувствует? Верит он вам или нет?...

Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?

В последнее время педагоги детского сада стали выставлять оценки (звездочки, цветочки и т.д.) детям дошкольного возраста. Оправданно ли это? В данной консультации я предлагаю педагогам задуматься над ...

7 ошибочных похвал

В этой статье мы рассмотрим 7 ошибочных похвал, которыми взрослые пытаются мотивировать детей, но у них ничегоне получается.Первая и самая грустная – «Я его не хвалю. Я боюсь, что если я начну его хва...

Похвала как ориентир

Консультация для родителей...

Портит ли похвала детей?

Родители часто недооценивают, как важно в общении с детьми пользоваться похвалой и другими социальными поощрениями, такими как улыбка и объятия....

Портит ли детей похвала.

Портит ли детей похвала?...