Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?
материал на тему

Жилко Наталия Викторовна

В последнее время педагоги детского сада стали выставлять оценки (звездочки, цветочки и т.д.) детям дошкольного возраста. Оправданно ли это? В данной консультации я предлагаю педагогам задуматься над вопросом: Что важнее для дошкольников, похвала или оценка? А так же даю рекомендации, как правильно хвалить детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Жилко Наталия Викторовна,

«педагог – психолог»

первой категории

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г. Москвы детский сад № 915

Тема консультации: «Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?».

Тема:  Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?

Цель консультации: Психологическое просвещение педагогов. Показать педагогам неприемлемость оценки для дошкольников. Напомнить о важности похвалы для детей. Рассказать, как дети воспринимают необдуманную похвалу. Познакомить с теми правилами, которые необходимо учитывать при похвале дошкольника.

В дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.

В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех-четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в старшем возрасте они уже ждут оценки. Им важно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если ребенку слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивают его неумение или неспособность к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию – это поощрять его успехи, хвалить его действия. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать?

Конечно, можно объективно оценивать возможности ребенка, постоянно делать ему замечания, сравнивая плохие его рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться рисовать. Но от этого у него пропадает всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные замечания и нарекания со стороны воспитателя. И, конечно же, таким образом он не только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия и не любить его.

А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже не существующие) достоинства, показать способности ребенка к рисованию, чем давать ему отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности.

В последнее время участились случаи, когда педагоги - дошкольники выставляют своим подопечным отметки устно или за работу в тетради. Как вы к этому относитесь? (ответы педагогов).

Что такое школьная отметка?

Каждое задание, выполненное ребенком дома или в классе, должно быть оценено. Ребенок должен ведь знать, что он умеет, а над чем ему еще необходимо поработать.

Оценка делает явным для ребенка его умение или неумение.

Отметка же содержит оценку только в скрытом виде. Она содержательна для учителя, но не имеет никакого содержания для ученика. Отметки очень глобальны, очень общи.

Для того чтобы  понять, почему учитель поставил ту или иную отметку, ученик должен уметь сам оценивать свою работу. Таким образом, понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это происходит не сразу.

Дети, только пришедшие в школу, еще не понимают сути отметок, они для них имеют совершенно другое значение, нежели для учителя. Поэтому на первых порах школьного обучения правильнее применять не отметки, а оценки, т.е. развернутый разбор работы. Лишь постепенно такие развёрнутые оценки могут сокращаться и превращаться в отметку.

Возможно, у школы есть прекрасный шанс заиметь большой выигрыш: вложить очень мало – всего лишь отказаться от жесткой оценочной политики, чтобы получить очень много – здоровое поколение лояльных к школе людей, для которых получение знаний не будет связано со страхом оценки окружающими. Именно в этом случае они будут стремиться их получать всю свою жизнь.

В подготовительном и 1-м классе отметки вообще не выставляются. Учитель ограничивается словесными оценками успехов или неудач ребенка. Не рекомендуется сравнивать одного ученика с другим, особенно если это разные по успеваемости ученики (слабый и сильный). Педагогически оправдано сравнение нынешних показателей ученика с предыдущими.

        Дошкольнику не понятен смысл оценки.  Это подтверждает тестирование, проводимое психологом в нашем детском саду. Оно  показало, что если ребенку ставят 5, звездочку или цветочек, то он считает себя хорошим, и что работу он сделал правильно. Но это никак не относится к пониманию смысла оценки, а именно, в чем суть правильно выполненной работы. На вопрос: за что тебе поставили звездочку, дети давали такой  ответ: за то, что ты хорошо делаешь задание;  чаще дети отвечали, что не понимают, за что ставят оценку.

        Хочется отметить важность и нужность похвалы для дошкольника.

Поступок или качество, незамеченное

взрослым, перестаёт иметь ценность для

ребёнка и исчезает из его поведения.

Денисенкова Н.С.

        Выдержка из ст. в «Учительской газете» от учителя английского языка.

«Вскоре после того, как моя старшая дочь Ольга устроилась в Америке на работу в малышовую школу ассистентом учителя, она мне, российскому педагогу с многолетним стажем, прислала удивительную таблицу. В первый же день её работы с американскими детьми Ольге директор школы выдала на руки эту таблицу или памятку для учителя. Сей документ называется "101 способ хвалить ребёнка", и там приводятся 100 вариантов похвалы. Такие памятки дают каждому американскому учителю, когда он приступает к работе в школе. Да и к тому же, в нашем взрослом российском лексиконе, как оказалось, недостаточно слов для похвалы ребёнка. Кроме того, переводить здесь особо и нечего, это всё — фразы, поддерживающие, подбадривающие, подхваливающие американского ребёнка; слова учителя, вселяющие в ученика уверенность в себе и, в конечном итоге, делающие из него успешную личность».

(Помните о том, что улыбка стоит 1000 слов!) — такими словами заканчивается памятка для американского учителя.

Кстати сказать, её дочь проработала в той американской малышовой школе менее года. Потом она объяснила свой уход так: "Мама, это просто невозможно! Они детям вообще не делают замечаний, они вообще ни за что их не ругают, в угол не ставят и никак не наказывают. Личностей они из них растят, видите ли! Ничего ребёнку не скажи, ничего с него не потребуй. Мне это было ужасно тяжело морально. Я-то помню, как меня ругали и делали мне замечания на каждом шагу в моём детстве. И мне от этого почему-то становилось так обидно. Поэтому я там работать и не смогла".

 Да уж, два мира, два детства, две абсолютно разные системы образования и воспитания.

У малышей  пока нет собственной системы ценностей, она только строится. Именно через поведение взрослых дети понимают, что правильно, что нет, что важно, а что несущественно, какие поступки хорошие, а какие – плохие.

Похвала – очень не простое и не однозначное средство воспитания. Она может, как помогать ребёнку, развивая в нём лучшие черты, так и вредить, пробуждая негативные стороны личности или провоцируя эмоциональное напряжение и внутренние конфликты.

В качестве иллюстрации, приведу «взрослый» пример. Представьте, что к вам на обед приходит нежданный гость. Чтобы его чем-то накормить, вы готовить куриный суп-пюре из пакетика, добавляете туда остатки вчерашней курицы и подаёте вместе с рисом быстрого приготовления. Ваш гость говорит: «Ты отличный повар! замечательно готовишь!». Что Вы почувствуете? подумаете? Поверите вашему гостю, либо отметите по себя -  «Если она думает, что я хороший повар, она либо врёт, либо понятия не имеет о вкусной еде».

Ещё пример: Вы ходите на образовательные курсы. После оживлённой дискуссии, в которой вы принимали активное участие, к вам подходит один из слушателей и говорит: «У вас блестящий ум!». Что хочется ответить на такое замечание? Какие мысли и чувства зарождаются, услышав такую похвалу? Ему что-то от меня надо, интересно, что. А так же: как я буду выглядеть на следующем собрании? Я не во всём так разбираюсь.

И для убедительности – последний пример. Вы только что начали учиться игре в теннис, но как бы вы  ни старались, подачи ещё не получаются. Сегодня же была игра с новым партнёром, и самая первая подача получилась идеально! Ваш партнёр говорит: «О! Здорово! Отличная подача!». Ваши чувства? Мысли? Такая, казалось бы, заслуженная и достойная похвала может привести к повышению тревожности: «Я никогда так больше не смогу ударить по мячу. Теперь я действительно переживаю».

У детей всё так же. К маме подошла  пятилетняя дочка, только что закончившая свой рисунок.

         Дочка (маме, протягивая рисунок): Хороший?                                                                                                                         Мама: Какой красивый рисунок!                                                                                                                           Дочка: Ну, он хороший?                                                                                                                         Мама: Я же сказала, красивый... фантастический рисунок!                                     

    Дочка: Тебе он не нравится! (и в слезах убежала к себе в комнату).

Какие слова первыми приходят в голову, когда вы собираетесь похвалить ребёнка? Молодец! Здорово! Замечательно! Очень красиво! Умница! Хороший мальчик! Хорошая девочка! И далее по списку оценивающих ребёнка слов, которые, так глубоко засели в нашем сознании.

Посмотрите, к какому неожиданному эффекту могут приводить обычные слова похвалы, так легко слетающие с языка взрослых.  

Мама: О! Ты убралась в комнате! Какая хорошая девочка!                                                                                                         Девочка: «Если бы она узнала, что я часть игрушек запихнула под диван, она бы так не считала» – чувство вины.

Ваш маленький ребёнок только что первый раз сам оделся.                                                                                                        

Мама: Молодец!  Умница!                                                                                                   

Мальчик: «Значит, если у меня в следующий раз не получится – я не молодец?!» – тревога.

Ребёнок протягивает вам только что нарисованный рисунок:        

Мама: Замечательный рисунок!                                                                                                                       Ребёнок: «Она действительно так думает?» - неуверенность, сомнение. 

Как же, в таком случае, правильно хвалить ребёнка, чтобы создать и поддерживать у него позитивный и реалистичный образ самого себя?

Используйте так называемую «описательную» похвалу. Алгоритм такой похвалы довольно прост: расскажите ребёнку, что именно вы видите, а затем поделитесь своими чувствами от увиденного. Этого уже будет достаточно. Для усиления эффекта похвалы, вы можете закончить фразу одним собирательным словом, отражающим то качество, которое вы хотите воспитать в ребёнке.

Описательная похвала:

  1. Опишите, что вы видите. (Я вижу - все игрушки стоят на своих местах, книжки убраны на полки, все стульчики стоят у столов и задвинуты.)
  2. Скажите - что вы чувствуете. (Как приятно входить в убранную группу.)
  3. Подытожьте похвальное слово каким–нибудь словом. (Вот что я называю аккуратностью!)

После таких слов дети думают: «Да, мы и правду молодцы! В следующий раз надо будет опять так же сделать». 

Посмотрим на примерах:

Воспитатель: «Я вижу, ты правильно надел рубашку, застегнул молнию на штанах, и сам одел ботинки. Как много всего  у тебя получилось сделать! Вот  что я называю старательностью.    

-Ребёнок: «а я и, правда, молодец»!

Воспитатель: Мне очень нравятся цвета, которыми ты нарисовала этот рисунок. А эта красненькая божья коровка на домике – выглядит как настоящая!»                                                                                                                    Ребёнок: «Мне тоже нравится мой рисунок. Видимо, я хорошо рисую. Завтра сделаю ещё».

Одно из важнейших заданий взрослого в деле воспитания подрастающего поколения - это поддерживать, подбадривать и хвалить ребёнка, способствуя развитию его личности и формируя высокую личностную самооценку растущего человека.

Список использованной литературы

1. Выдержка из учительской газеты за 2011 год.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1.  
http://www.stepandstep.ru

2. http://adalin.mospsy.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Похвали меня

В данном материале описаны основные принципы правильного поощрения и подбадривания ребенка....

Похвала для ребенка.

Правильно ли вы хвалите своего ребенка и что он при этом чувствует? Верит он вам или нет?...

7 ошибочных похвал

В этой статье мы рассмотрим 7 ошибочных похвал, которыми взрослые пытаются мотивировать детей, но у них ничегоне получается.Первая и самая грустная – «Я его не хвалю. Я боюсь, что если я начну его хва...

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %), КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (Автор Ю.Афонькина)

КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %)...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...

Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет

Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...