Экологическая викторина.
материал (средняя группа) на тему

Голованова Анастасия Николаевна

Викторина проводилась с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_srednyaya_gruppa.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина "Природа вокруг нас" 

Цель: формировать целостное представление о мире природы, способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми.

Задачи: - развивать активность, сообразительность и речь; - вызывать положительные эмоции; - закрепить знания детей о поведении в лесу; - способствовать развитию внимания, памяти и созданию эмоционального настроения;

- систематизировать знания детей по экологии;

- воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; - закрепить умение работать в команде.

Ход викторины:

В: - здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем экологическом празднике.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

- А вы, дорогие гости, любите свою землю? Но землю мало любить, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного края. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира. Поэтому сегодня мы объявляем нашу экологическую викторину «Природа вокруг нас! »!

В викторине примут участие две команды.

Первая команда - дети «Бабочки», вторая команда родители  - «Пчелки».

Уважаемые участники – прослушайте наши простые правила викторины:

  1. Вопрос или задание надо выслушивать до конца.
  2. Не подсказывать отвечающему.
  3. Кто знает ответ – поднять руку.

Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные задания и интересные вопросы.

А, чтобы игра была честной и справедливой я вам представляю выбрать жюри.

И так готовы? Тогда начнём!

1 задание «Разминка»:

Вопросы для команды «Бабочки»:

- Как выглядит мухомор? (красный с белыми точками)

-Когда листва с деревьев опадает? (осенью)

-Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)

-У какого дерева белый ствол? (у березы)

-Как называется домик муравья? (муравейник)

-Когда земляника поспевает? (летом)

-Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

-Кто носит свой дом на спине? (улитка)

-Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

-Кто в лесу плетет паутину? (паук)

Вопросы для команды «Родители »:

-На каком дереве растут желуди? (на дубе)

-Сколько ног у паука? (восемь)

-Какая птица лечит деревья? (дятел)

-Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

-Что такое зеленый покров Земли? (трава)

-Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)

 -У какого насекомого 5 глаз: муха, кузнечик, пчела, оса, божья коровка? (Пчела)

-Какое растение ядовитое и лекарственное одновременно: ромашка, василек, ландыш майский, фиалка, тысячелистник? (Ландыш майский)

В: - молодцы и дети, и родители! Жюри просим оценить первое задание и озвучить результаты.

«Да и нет»

Но дорогие участники викторины, мало просто любить природу нашей Земли, нужно правильно о ней заботиться. То есть выполнять определенные правила! Вот я сейчас и посмотрю, известны ли вам эти правила.

Я по очереди буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

2 конкурс «Загадки-шутки» для родителей.

1.Когда человек бывает деревом? (когда он со сна)

2.На что похожа половина яблока? (на вторую половину)

3.Чем кончаются как день , так и ночь? (мягким знаком)

4.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

5.Каким гребешком никто не чешется (петушиным)

6.Что находится между рекой и берегом? (И)

7. Какой месяц короче всех? (май, всего три буквы)

8. Может ли кулик прикусить себе язык? (у птицы нет зубов)

Ведущий: - пока жюри оценивает 2 задание, мы немножко отдохнем!

Хоровод «Буги -Вуги»

В: - отдохнули?  Продолжим нашу викторину.

3 задание «Назвать сказки, в названии которых есть животные »

(«Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»)

 3 конкурс «Продолжи пословицу».

— Птицу узнают в полёте, а …..(человека в работе).

— В степи простор, в лесу ….(- угодье).

— Лес и вода – родные ….(брат и сестра).

— Чем дальше в лес …(тем больше дров).

— Рыбак рыбака -…..(видит издалека).

— Что в воду упало, то…(пропало).

— Руби дерево крепкое, гнилое … (само упадёт).

— Красна птица пером, а …(человек умом).

-Глупой птице свой дом … (не мил)

4 конкурс «Найди животное»

На карточках написаны слова. Нужно в словах найти  животных.

Рулевой — лев; трикотаж – кот; звукозапись – коза;

Лосьон – лось; баранка – баран; древолаз – вол;

Палисадник – лиса; соленье – олень; самоволка – вол; браконьер- конь;

Заслонка – слон; укротитель – крот.

Пока родители ищут в словах животных мы продолжим со второй командой нашу викторину.

4 задание «Кто больше назовет….?»

«Кто больше назовёт ягод и фрукты? » (для детей)

А теперь мы проверим родителей каких животных они нашли в словах!

5 конкурс «Шарады»

1. Я по России протекаю,

Я всем известна, но когда

Ко мне прибавить букву с краю,

Своё значение я меняю

И птицей становлюсь тогда. (и-Волга).

2. Моё начало – буква алфавита,

Оно всегда шипит сердито,

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит

То сядет на цветок,

То снова полетит (ш – мель).

 3. Первое –нота, второе –тоже,

А в целом на горох похоже. (фа – соль).

4. Начало и конец – предлоги,

А средний слог – одна из нот.

Ответ в лесу; кто там побродит,

Грибов лукошко наберёт (по-ля-на).

5. Шараду запишите так:

Две ноты  буква  мягкий знак.

Все-куст, его вы без труда

Найдёте в парках и садах. (си-ре-н-ь).

5 задание для детей

 В конверте находятся загадки о животных, надо найти ошибку и исправить её:

В чаще голову задрав
Воет с голоду…жираф
(волк)

Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый…волк
(медведь)

Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать…муравей
(свинья)

Кто любит по ветвям носиться,
Конечно рыжая…лисица
(белка)

Быстрее всех от страха,
Несется…черепаха
(заяц)

В теплой лужице своей,
Громко квакал…муравей
(лягушонок)

С пальмы – вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает…корова
(обезьяна).

Ох, какие вы молодцы! И все то вы знаете.

Наши конкурсы подошли к концу просим жюри подвести итоги , а мы пока поиграем.

6-й Конкурс «Летает - не летает»        

Я предлагаю провести небольшую паузу и поиграть в игру «Летает-не летает»: я буду называть птиц и зверей, а вы должны поднимать руки вверх – если это птица или сесть на корточки – если это звери. Задание понятно? Тогда начнем  - волк, заяц, воробей, кабан, сорока, грач, еж, дятел, лось, лиса, синичка.

- Молодцы.

(Вход в зал под звуки природы. Чтение стихотворения «Наша планета») 

Ребенок: 

Есть одна планета - сад 

В этом космосе холодном. 

Только здесь леса шумят, 

Птиц скликая перелётных, 

Лишь на ней одной цветут, 

Ландыши в траве зелёной, 

И стрекозы только тут 

В речку смотрят удивлённо. 

Береги свою планету – 

Ведь другой, похожей, нету! 

(Автор: Я. Аким) 

Ведущая: Дорогие дети, уважаемые взрослые, приветствуем вас на викторине «Наш удивительный мир». Сегодня в викторине примут участие семейные команды, давайте поприветствуем их. (Команды входят в зал под музыку и рассаживаются на свои места) 

Ведущая: Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. 

(Чтение стихотворения – «В природе столько красоты! ») 

Ребёнок: 

В природе столько красоты – 

Вглядись, и ты поймешь, 

Зачем росистые кусты 

Окутывает дрожь. 

Куда, журча, ручей бежит, 

Прозрачнее стекла, 

О чем под вечер, в поле ржи, 

Поют перепела. 

Пусть станет сердцу твоему 

Понятна птичья речь – 

И ты научишься тому, 

Как это все беречь. 

(Автор: В. Чижов) 

Ведущая: Окружающий мир природы невозможно представить без деревьев, цветов, птиц, насекомых. Всё это нас окружает повсюду: в лесу, по дороге в детский сад, в парке, во дворе, в квартире. Природа всегда рядом с нами. И то, сколько она сможет нас радовать, зависит от нас людей, от нашего отношения к ней. 

Ведущая: Итак, начнем нашу игру. Но перед этим, послушайте правила игры: 

• обсуждать вопрос командой; 

• внимательно слушать ведущего. 

• пользоваться сигнальной карточкой, если готов ответ. 

- Оценивать правильность ответа будет жюри (выбираются из гостей) . За каждый правильный ответ команда получает баллы. 

1 конкурс – «Представление». 

Каждая команда должна придумать себе название и девиз и представить себя. 

Ведущая: Вам слово участники! (команды отвечают) 

2 конкурс «Разминка». 

Каждой команде я буду задавать вопросы, ваша задача правильно на них ответить. 

• В какое время года опадают листья? (Осень) 

• У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен) 

• О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? » (Береза) 

* Как называются листья у хвойных деревьев? (иголки) 

• Сколько ног у паука? ( 8) 

• Какой кустарник называют «дикой розой»? (Шиповник) 

• Какую птицу называют доктором леса? (Дятел) 

• Как называется книга, куда записывают исчезающих животных? (Красная) 

Ведущая: Хорошо вы отвечали и нисколько не скучали! 

(Чтение стихотворения «Сказка леса») 

Ребёнок: 

Из душистых веток сплетена завеса, 

Не пускают ветра сосны к сердцу леса. 

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий, 

Свежий и прохладный, чистый и блестящий. 

И, пугливо прячась в травке побережной, 

В тот ручей глядится ландыш белоснежный, 

И хранит из веток крепкая завеса 

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса. 

(Автор: Г. Галина) 

Ведущая: Леса нашей страны очень богаты, в них произрастают разные виды деревьев и кустарников. И наш следующий 3 конкурс «Лесная угадайка». 

Каждой команде необходимо соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают. 

(Деревья-Пихта, Береза, Кедровая сосна, Липа, Ольха, Сосна, Лиственница, Дуб, 

Клен; Лес - Смешанный лес, Тайга, Широколиственный лес) . 

(Ответ: Тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница. Смешанный лес – пихта, береза, ольха, сосна, лиственница. Широколиственный лес – липа, дуб, клен.) 

Ведущая: Пока команды готовятся, у меня загадки-шутки к болельщикам. 

1. Когда человек бывает деревом? (когда он со сна) 

2. На что похожа половина яблока? (на вторую половину) 

3. Чем кончаются как день, так и ночь? (мягким знаком) 

4. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить) 

5. Каким гребешком никто не чешется? (петушиным) 

6. Что находится между рекой и берегом? (И) 

7. Какой месяц короче всех? (май, всего три буквы) 

8. Может ли кулик прикусить себе язык? (у птицы нет зубов) 

Ведущая:Наши команды готовы отвечать (ответы команд) . 

4 конкурс «Музыкальная разминка» 

Кто кого перепоет – песни о природе (по одному куплету) . 

Ведущая: Молодцы! А сейчас для всех стихотворение «Слышишь – не наслышишься». 

Ребёнок: 

«Слышишь – не наслышишься гомоном лесным, 

Дышишь – не надышишься воздухом родным. 

От земли, от травушки он летит звеня, 

Каждая былиночка здесь тебе родня. 

Рядом с нею, ласковой, ты рождён и рос, 

У зелёной ёлочки и седых берёз. 

Прохожу я по лесу и дышу полней. 

Нет мне чище воздуха Родины моей». 

5 конкурс «Лесные звуки». 

Для каждой команды прозвучит запись с голосами представителей животного мира. Ваша задача – определить кто это? 

(Прослушивание звуков. Ответы команд) 

6 конкурс «Угадай, кто это? ». 

Каждая команда получит конверт, где находится картинка с изображением представителей животного мира. Участникам необходимо с помощью жестов, мимики изобразить того, кто на картинке. Другая команда определяет. В этом конкурсе жюри оценивает быстроту и правильность ответа, а также артистические данные. 

Ведущая: Пока команды готовятся, мы поиграем с болельщиками в шарады. 

1. Я по России протекаю, 

Я всем известна, но когда 

Ко мне прибавить букву с краю, 

Своё значение я меняю 

И птицей становлюсь тогда. (и-Волга) . 

2. Моё начало – буква алфавита, 

Оно всегда шипит сердито, 

Второго корабли боятся 

И обойти его стремятся. 

А целое весной летает и жужжит 

То сядет на цветок, 

То снова полетит (ш – мель) . 

3. Первое –нота, второе –тоже, 

А в целом на горох похоже. (фа – соль) . 

4. Начало и конец – предлоги, 

А средний слог – одна из нот. 

Ответ в лесу; кто там побродит, 

Грибов лукошко наберёт. (по-ля-на) . 

5. Шараду запишите так: 

Две ноты буква мягкий знак. 

Все-куст, его вы без труда 

Найдёте в парках и садах. (си-ре-н-ь) . 

Ведущая: Команды готовы отвечать! Жюри оценивает. 

Ведущая: И наш последний 7 конкурс «Плакат в защиту природы». (Команды рисуют на листе ватмана плакат) 

Пока команды рисуют, мы с болельщиками найдем животных в этих словах: 

Банка — кабан; багаж – жаба; колосья – лось; 

Кино – пони; дудочка – удод; пион – пони; 

Осада – оса; зонтик – кит, кот; волна – вол; каркас- рак; 

Кожух – жук; салон – слон. 

Ведущая: Наши команды уже закончили. (Команды представляют свои работы). 

Ведущая: Викторина «Природа вокруг нас» подошла к концу. Сейчас мы предоставляем слово членам жюри. (Жюри объявляет победителя, все участники награждаются грамотами и поощрительными призами) 

Ведущая: Берегите эти земли, эти воды. 

Даже малую былиночку любя. 

Берегите всех зверей внутри природы, 

Убивайте лишь зверей внутри себя. 

(Е. Евтушенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина "Здравствуй, осень золотая".

Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в живой и неживой природе....

Экологическая викторина «Жизнь прекрасна!»

Викторина проводится с детьми старшей группы с использованием загадок, отрывков из художественных произведений.            ...

Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...

Экологическая викторина "Экологическая тропинка"

Викторина для тетей старшего возраста...

Экологическая викторина «Экологический эрудит» в ДОУ (с ответами)

Целью викторины является расширение и углубление природоведческих знаний, воспитание бережного отношения к природе....