Экологическая викторина «Жизнь прекрасна!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Викторина проводится с детьми старшей группы с использованием загадок, отрывков из художественных произведений. 

 

 

 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_prekrasna.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Жизнь прекрасна!»

Цель: закреплять знание о лесе, о явлениях неживой природы, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, воспитывать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление.

Воспитатель: Я буду читать вам рассказы, стихи, загадывать загадки. Те, кто правильно ответит на вопросы, которые я задам, получают вот эти красивые цветы, а в конце викторины – значки Почётного Защитника Природы.

  1. Чтение рассказа В. Сухомлинского «Почему плачет синичка».

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было 10 лет, а Оле – 9 лет. Около дома рос высокий ветвистый тополь.

- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться, - обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к ветке верёвку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает, и поёт.  

Миша говорит: - Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнёздышко, а в гнёздышке – птички маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? – удивился Миша.

- Подумай почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает:  почему же она плачет?

Как вы объяснили бы Мише, почему синичка плачет?

Что каждый из нас может сделать, что бы птицы никогда не плакали?

  1. Чтение рассказа Г.  Скребицкого.

Помню, дважды весной бродил я по лесу. Неожиданно где-то в дали послышался стук топора. «Странно,- подумал я,- ведь в этих местах рубка леса строго воспрещена». Я поспешил на стук. Но он вскоре прекратился. Я вышел к опушке, там уже никого не было. Остановившись и оглядевшись кругом,  я заметил возле самой дороги старую развесистую берёзу.  На её стволе ещё издали  ярко белении свежие следы топора. Подойдя к дереву, я осмотрел глубокую зарубку. Её заливал прозрачный берёзовый сок. Обильной струёй ос стекал вниз по стволу.  Я поглядел вверх на густые ветви, сплошь усыпанные лиловыми почками.  

«Многие из них уже не распустятся, - подумал – та влага, которая напитала бы их, теперь течет на землю.  Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, что бы его вырастить, нужно не менее 40-50 лет. И такое зло, верно, и не подумав, об этом, сделал кто-то,  желая глотнуть 2-3 глотка сладковатого, почти безвкусного сока».

Как бы вы назвали это рассказ?

Как нужно собирать берёзовый сок, чтобы не повредить дереву?

  1. На одном из музыкальных занятий, вы пели песню «Калинка-малинка». Помните там есть такие слова «Калинушку ломали, на дорожку бросали…». А я знаю, что в одном из д/с один мальчик не захотел петь эту песню, сказав: «Я со словами этой песни не согласен».

Как вы думаете, почему он так сказал?

Что бы вы ответили ему?

  1. Загадывание загадок.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидим, и всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Кто из вас знает, что мы можем сделать, чтобы воздух, необходимый всему живому, был чистым?

  1. Все вы любите слушать музыку. А эту песню вы знаете?

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор,

И, конечно, репродуктор,

И ещё магнитофон.

Правда, весело? А может быть не очень? Особенно соседям. Да и все живые существа страдают от шума, особенно в больших городах с оживлённым уличным движением, с крупными заводами. Шум так же опасен для здоровья, как и отравленные выхлопными газами и промышленными выбросами вода и воздух.

Что каждый из вас уже сейчас может сделать, чтобы шума было как можно меньше?

  1. Продолжить предложения.

Ни умыться, ни напиться без…………..

Листку не распуститься без……………

И поэтому всегда всем везде нужна……

Посмотрите на карту Земли. Всё обозначенное синим цветом – это вода: океаны, моря, озера, реки. И снег- это тоже вода, и облака тоже вода. Кажется,  что воды много и всем хватит: и людям, и животным, и растениям. Но это не так.

Ведь всему живому нужна только такая вода, о которой говорится в припевке:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели, чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Правильно, всем нам нужна только чистая вода и, кроме того, пресная и не солёная, как в океанах и морях. А её на Земле не так уж и много и становиться все меньше и меньше. Вспомните наше сказку «О чем мечтает ручеёк».

Что каждый из  нас может сделать чтобы сберечь воду от загрязнения и что бы разумно,  а значит, экономично расходовать её?

  1. Внимательно рассмотрите этот плакат  видите черные круги и квадраты? Знаете, что они обозначают? Растения и животных, которые находятся на грани исчезновения.  А мы с вами уже знаем, что в природе нет лишних и бесполезных насекомых, птиц, трав.  Все друг другу необходимы, и не кто друг без друга обойтись не может. Значит,  человечество должно сделать всё, что бы спасти тех, кого ещё можно спасти от вымирания.

Как вы думаете, что поможет нам действовать так, что бы не причинять вреда, подчас непоправимого, природе?

Правильно, знание о живой и не живой природе, о взаимосвязях и взаимозависимостях в ней .

Вспомните, почему мышей, которые завелись дома, лучше любыми возможными способами изгнать, а полевых мышей уничтожать нельзя? (Ими питаются совы, лисы).

А почему нельзя обойтись без комаров и мух, которые нам изрядно мешают летом? (Ими питаются лягушки, которые в свою очередь  необходимы цаплям, журавлям, аистам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Жизнь прекрасна"

Проект о нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения....

КВН по ОБЖ в средней группе "Жизнь прекрасна, когда безопасна".

КВН в котором дети закрепляют полученные знания по ОБЖ....

Жизнь прекрасна, когда безопасна.

Решение задач по оказанию воспитывающего и обучающего воздействия на детей при обеспечении личной безопасности; организация совместной деятельности с родителями по данному направлению. решение за...

Экологический праздник "Земля - прекрасная планета"

Данная метод разработка помогает создать радостное настроение у детей, а также воспитывает бережное отношение к природе...

Тренинг "Жизнь прекрасна"

Учебно-методическая разработка  разработана для воспитателей, старших воспитателей, специалистов  детского сада с целью повышения самооценки педагогов, уверенности, повышения настроя на удач...

Экологическая викторина "Жизнь насекомых весной"

Программные задачи:- закрепить представления детей о насекомых;- создать у детей положительный эмоциональный отклик;- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;- формировать коммун...