Главные вкладки

    Консультация для родителей: «Детские страхи: причины возникновения и коррекция»
    консультация

    Кулягина Анастасия Геннадьевна

    Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;

    - Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_yanvar_2019.docx17.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей:

    «Детские страхи: причины возникновения и коррекция»

    Подготовил: педагог – психолог

    МДОУ «Д/с № 9 о.в.» г. Магнитогорска

    Кулягина А. Г.

    Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;

    - Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

    Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.

    Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

    Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

    Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

    1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

    2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

    3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

    4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

    5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

    6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

    Чего боятся наши дети:

    Это зависит от возраста ребенка.

    В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

    От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

    От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

    От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

    Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

    Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

    Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

    Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

    Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

    Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

    Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

    Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

    Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

    Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

    Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

    Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

    Использованные источники:

    1.https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-roditelyami/

    2. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. М.- 2002.- С.144.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления»

    Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализирова...

    Консультация для родителей «Детские страхи причины и последствия»

    Консультация для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»...

    Консультация для родителей «Детские страхи: причины и последствия»

    Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха.Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищ...

    Консультация для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»

    Чего можно бояться? Самый существенный, самый глубокий страх - это страх потерять любовь дорогого нам человека. у детей страх имеет множество проявлений: страх темноты, страх животных, страх остаться ...

    Консультация для родителей " Детские страхи - причины и способы преодоления"

               Ваш ребенок боится темноты и просит побыть в его комнате, пока он не уснёт? Это нормально! Какие детские страхи возникают у дет...

    Консультация для родителей «Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления»

    Консультация для родителей«Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления» Цель: Беседа о детских страхах.Задачи: Познакомить с детскими страхами. Рассказа...