Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».
учебно-методический материал

 Пугач Наталья Анатольевна

 

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:

«Труд - первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы  в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека»

Великий педагог Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_pedsovetu.pptx1.29 МБ
Файл moy_pedsovet.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Малышка» п. Выдино Педагогический совет на тему «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС до»

Слайд 2

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение предметов природы для удовлетворения своих потребностей

Слайд 3

Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Слайд 4

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Слайд 5

Высказывание великих педагогов «Труд - первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека» «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» (А. С. Макаренко) . «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе» (Сухомлинский)

Слайд 6

Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

Слайд 7

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; - развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Слайд 8

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду - Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности - Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений - Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка…. - Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития - Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности - Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) - Принцип развивающего образования (системности и последовательности); - Принцип новизны (использование новейших информационных технологий); - Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )

Слайд 9

Виды труда в ДОУ Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд

Слайд 10

Компоненты трудовой деятельности Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент Цель - это то, к чему надо стремиться. Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Слайд 11

Содержание трудового воспитания и виды труда Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т.д.) Общественная значимость: - освобождает других от обслуживания себя; - ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью.

Слайд 12

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности. Особенность хозяйственно-бытового труда- его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых. Содержание трудового воспитания и виды труда

Слайд 13

Содержание трудового воспитания и виды труда Труд в природе Уход за растениями, выращивание овощей, озеленение участка и т.д. Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Особенности: - результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых; - чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; - труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему; - даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.

Слайд 14

Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Р азвивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше Содержание трудового воспитания и виды труда Ручной и художественный труд

Слайд 15

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию. СанПиН 2.4.1.3049-13 3.1 При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений. 6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается

Слайд 16

СанПиН 2.4.1.3049-13 3.1 При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений . 6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается СанПиН 2.4.1.3049-13 7.5 Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию .

Слайд 17

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать: - психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса; - дизайн современной среды дошкольного учреждения; - особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Слайд 18

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Слайд 19

Недостатки в основном процессе Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др.; Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества; Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей и др.). :

Слайд 20

Недостатки в условиях: Недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества; Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).

Слайд 21

Недостатки в результатах: У большинства детей: Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества; Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми; Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества; Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

Слайд 22

В решении данной проблемы необходимо: Во-первых, стремиться устранять недостатки в образовательном процессе; Во-вторых, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта; В-третьих, развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

Слайд 23

Для устранения недостатков следует обратить внимание: Во-первых: на формы и методы работы с педагогами: Во-вторых: на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями В-третьих: Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

Слайд 24

Вывод: Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.



Предварительный просмотр:

 Педагогический совет «Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в свете ФГОС».

Пугач Наталья

Педагогический совет «Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в свете ФГОС».

Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков по ФГОС
  2. Развитие профессиональных качеств педагогов по образовательной области «Труд».
  3. Систематизировать знания воспитателей по трудовому воспитанию.
  4. Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.

                 

Ход педсовета

 Сегодняшний педсовет посвящен трудовому воспитанию в дошкольном учреждении.

Слайд № 2

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение предметов природы для удовлетворения своих потребностей

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.

 Слайд № 3

Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Слайд № 4

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Слайд № 5

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:

«Труд - первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы       в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека»

Великий педагог Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.

 Слайд № 6

  Трудовая деятельность в  дошкольном образовательном учреждении  в свете ФГОС.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

 В п.3.1 ФГОС ДО определены  требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

 Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком  в труде.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации  трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

Слайд № 7

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

 

Слайд № 8

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий  и должен строиться с учетом следующих принципов:

принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
  • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа развивающего образования (системности и последовательности);
  • принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
  • принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Слайд № 9

Виды   труда в ДОУ

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Слайд № 10

Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя   компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

Мотив -  это причина, побуждающая к трудовой деятельности.  В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Цель - это то, к чему надо стремиться.  Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели.Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядныйалгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения.

При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п.Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей

Трудовые действия - это то,  при помощи чего осуществляется цель и достигается результат

Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Планирование -  это умение предвидеть предстоящую работу

Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к  планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

Результат – это показатель завершения работы,  фактор,  помогающий воспитывать у детей интерес к труду.  В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается    как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования  разработанной с учетом примерной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.

                Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная     группа

Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание

Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

Добавляется ручной труд.

Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Как видим, программа предусматривает постепенное усложнение процессов трудовой деятельности, расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу. По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности  обеспечивает активность и инициативу действий в  дальнейшей жизни воспитанников.

Слайд 9

Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

-

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Слайд 11

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).

 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения,  приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий,  организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания,что  формирует у нихпотребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду.

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно  пережевывают пищу с закрытым ртом;пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и  лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем;самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

Слайд 12

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.

Особенность хозяйственно - бытового труда - его общественная направленность,

 т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения

Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю).
У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

Слайд 13

Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде). Уход за растениями,  выращивание овощей, озеленение участка и т.д.

Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. 

Особенности:

 -  результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых;

 - чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат;

 - труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему;

 - даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда

в природе

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц

Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи

Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки)

Труд становится систематичным, объем его увеличивается.

Дети опрыскивают растения из пульвелизатора, сметают листья и снег,собирают семена.Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай).

С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

Слайд 16

Ручной труд Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.   Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой. Поэтому он вводится со старшей группы. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

 Старшая группа

Подготовительная группа

В процессе работы знакомятся с различными свойствами  материалов, способами их обработки, соединением вединое целое.

Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).

Пришивают пуговицы.

Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.

Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.

Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

Слайд №16

2. Санитарно-эпидемиологические требования к  организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.

Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (с согнутыми коленями, на корточках и пр.),  следует обеспечить регулярное проветривание помещения.

Особо ценным является труд на воздухе.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, необходимо обращать  внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях ребенка переключают на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Большое внимание в  образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. А как же теперь воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и   дети не смогут увидеть, как растут овощи и фрукты. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей  трудовой деятельности взрослых.

Или взять трудовую деятельность по самообслуживанию. Раньше детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только младший воспитатель.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.

СанПиН 2.4.1.3049-13

3.1 При озеленении территории не

проводитсяпосадка плодоносящих

 деревьев и кустарников,

ядовитых и колючих растений.

6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается

7.5  Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях

 

Слайд  17

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС для трудовой деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:

- психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

-  дизайн современной среды дошкольного учреждения;

- особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Слайд 18

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке  природы - лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты,  совки,  ведра,  лейки, тачки, носилки и др.) должны быть удобны для детей и  изготовлены из легкого, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей материала. (СанПин 2.4.1.3049-13, п.6.10.). Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы; в месте, отведенном для ручного труда – ножницы,  иглы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, а для дежурных по столовой –  фартуки, косынки, колпаки или пилотки.

Слайд 19

Недостатки в основном процессе:

  • Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др.;
  • Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;
  • Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей).

Слайд 20

Недостатки в условиях:

  • Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;
  • Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).

Слайд 21

Недостатки в результатах:

       У большинства детей:

  • Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
  • Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;
  • Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
  • Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

На основе выявленных недостатков поформированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчествавозникает проблема:современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.

Слайд 22

В решении данной проблемы необходимо:

  • Во-первых, стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;
  • Во-вторых, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;
  • В-третьих, развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

Слайд № 23

Для устранения недостатков  следует обратить внимание

Во-первых:на формы и методы работы с педагогами:

  • индивидуальные: беседы, анкетирование, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества»), направленные на повышение уровня знаний по данной теме;
  • коллективные: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы («Факторы, способствующие формированию положительного отношения детей к труду»), педагогические игры – викторины («Терпение и труд все перетрут»), открытые просмотры, совещания в форме круглого стола и т.д. Эта работа направлена на повышение уровня практических и теоретических знаний у педагогов по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с ФГОС.

Во-вторых: на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями:

расширение  картотеки сюжетно-ролевых игр; («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Автозаправщик», «Кассир» и др.).

пополнение наглядного материала (альбомов «Трудовая слава нашего города», «Все профессии,  важны все профессии нужны»). Использование изданий периодической печати-детских журналов «Золотой ключик», «Солнечный зайчик» и др., где даются рекомендации для родителей: чем и как занять ребенка в свободное время.

 Приобретение серии книг «»Воспитание человека»,  «Сделай сам» и «Учимся мастерить»

В-третьих: Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества  уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

Формы и методы работы с родителями:

  • увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный проект «От зернышка до булочки»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
  •  Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
  • Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).

Слайд 24

Вывод:

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.  

 Деловая игра  

 Вы немножечко устали?

Очень долго размышляли?

Разомнитесь же скорей,

Поиграйте - не робей!

1. Мозговой штурм – Закончи пословицу, поговорку.

 

1 команда

2 команда

1. Меньше слов, да больше дела.

2. Глаза страшатся, а руки делают.

3. Хочешь жить – умей вертеться.

4. Кончил дело – гуляй смело.

1. Терпение и труд – все перетрут.

2. Не потрудиться, так и хлеба не родится.

3. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

 

 2. «Творческий» - Крокодил. (С помощью жестов, мимики показать пословицу).

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Что посеешь, то и пожнешь.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Кто не работает, тот не ест.

 3. «Размышлянкино» (Педагогические ситуация для размышления).

Ситуация 1. Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?

Ситуация 2. За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?

Ситуация 3. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Ситуация 4. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему?

Ситуация 5. К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и на стол накрывает, и пыль вытирает с игрушек, и убирает после занятия пособия. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?» О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?

Ситуация 6. Вы организуете коллективный труд детей в старшей группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя?

Ситуация 7. Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конце концов не справился с нею.

Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы как педагог должен себя вести?

 4. «Решалкино» («Кроссворд»)

1. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей?   (самообслуживание)

2. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

3. Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

4.Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)

5. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)

6. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный)

7. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)

 5. Заключительный этап - словоэстафета, которая требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв вот этот кубик я предлагаю вам продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я...».

                              Перечень литературы:

1. ФГОС ДО.

2.  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.

3.  Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В.  –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада/Дыбина О.В. –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5.  Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.–  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

 8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. –Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.

9. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 (с.6-8), №12 (с.5-25) -  2013г.;  №8 – 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Д...

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через реш...

Презентация.Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.

Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в свете ФГОС ДО....

Доклад на тему: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Презентация. Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.

Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в свете ФГОС ДО....

Выступление на педагогическом совете «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.Развитие профессиональных качеств педагогов по образовательной области «Труд».Система...