«Особенности организации музыкально-театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Мальцева Светлана Владимировна

из опыта работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Особенности организации музыкально-театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Музыкально-театрализованная деятельность-это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается речь, память и творческое воображение и мышление, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

Музыкально - театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением и пользуется у детей неизменной любовью. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты.  Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Эта деятельность помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, а ребенку помогает преодолеть робость, застенчивость и неуверенность в себе. Очевидно, что музыкально-театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне.

В нашем детском саду театрализации уделяется большое внимание.

  • она включается в любую организованную образовательную деятельность;
  • в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (в содержание праздников, развлечений и досугов)
  • осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

В процессе работы с детьми, я стала чаще использовать элементы театрализации на музыкальных занятиях, включая их в разные виды музыкальной деятельности, а также на праздниках и развлечениях. Приобщать детей к театрализованной деятельности начинаю с ясельной группы. 

Во время музыкальных занятий использую игрушки и театральные куклы, как игровой приём и форму обучения детей, которые помогают детям лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. Например, в гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни, игры и пляски обыгрываем куклами-игрушками. Такая форма проведения занятия способствует раскрепощению детей, созданию атмосферы свободы.

У детей младшей группы, в музыкально-ритмической деятельности, формирую простейшие образно-выразительные умения. Малыши с радостью изображают повадки животных, имитируя их движения и голоса: птички летают, клюют зёрнышки, зайчики прыгают, танцуют, скачут лошадки. Всё занятие строю на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается проявлять своё творчество, тем самым у него развивается мимика, пластика и правильное интонирование.

В качестве одного из приемов по музыкальному движению я использую о музыкально-двигательные этюды.  Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка активизирует фантазию ребенка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений, умению пользоваться жестами и мимикой. Элементы этюдов находят своё место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх и хороводах.

В танцевальном творчестве старших дошкольников воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, бабочек, петрушек.  Для этого использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, погремушки и др.

Для усвоения певческих навыков детей использую замечательные попевки Аллы Евдотьевой, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок. Это пение по ролям, разыгрывание театрально- музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов, которое позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

Большое внимание я всегда уделяю развитию речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Для этого я регулярно включаю в занятия речевые игры, упражнения, использую пальчиковые игры, игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен. Они влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка и совершенствуют речевой аппарат у детей.

Очень помогают в работе с детьми пальчиковые игры.  Они оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.  Ценность пальчиковых игр заключается в том, что они развивают не только речь, но и двигательные качества, мелкую моторику, формируют образно-ассоциативное мышление.

В старшем возрасте большой интерес ребят вызывают игры – драматизации, в которых дети сами изображают героев литературных произведений. Они включают в себя инсценировки сказок, песен, стихов, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей.

Здесь ребенок – артист, он самостоятельно ищет выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывает характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты и производит собственные действия исполнения роли. Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и логично.

Во время занятий с детьми, поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, бубнах, трещотке, ложках.  Побуждаю детей самостоятельно придумывать различные способы озвучивания - появления того или другого героя – приезд лошадки- озвучивают ложки или колокольчики.  Также побуждаю детей самостоятельно подбирать музыкальные инструменты для героев сказок: зайке – барабан, мишке – бубен.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений.

Ни один новогодний праздник и праздник 8 Марта, не обходится у нас без показа сценки драматизации, инсценированной песни. 

Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека).

Приобщение детей к театральному искусству происходит и через знакомство с кукольным театром.  Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра.  Он близок, понятен и доступен им. Дети видят знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. В старшем дошкольном возрасте дети сами показывают кукольные спектакли для малышей. Это форма работы очень интересна и полезна, в ней ребёнок может проявить свои творческие способности самовыражения и самосознания.

Главным условием в развитии музыкально-театрализованной деятельности детей является организация пространственно-развивающей среды. Оборудование и оформление способствует созданию у детей определённого эмоционального настроя, интереса к занятию или спектаклю. Особое внимание уделяю оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем. Для проведения занятий, развлечений и спектаклей педагогами нашего ДОУ были изготовлены декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, шапочки, шумовые музыкальные инструменты.

Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группах созданы благоприятные условия. Имеется уголок театрализованной деятельности. В нем широко представлены: различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный, театр игрушки, плоскостной театр), элементы костюмов, маски и другой атрибутики, необходимой для разыгрывания сценок и спектаклей.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкальных занятий, досугов и развлечений, помогает в заучивании с детьми текстов ролей, играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов.

Важным направлением в организации музыкально-театрализованной деятельности является работа с родителями.  Для привлечения родителей к театральной деятельности в группах, подготавливаю консультации на тему: «Кукольный театр дома»; «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Родители активно участвуют в совместных мероприятиях, оказывают помощь в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей, являются зрителями, которые искренне переживают за своих маленьких актёров. Совместные мероприятия взрослых и воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Таким образом, использование элементов театрализованной деятельности на музыкальных занятиях, праздниках и в досуговой деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей.Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал...

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»....

«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно про...

«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при д...

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста...

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию....