Доклад " Дидактические игры для детей старшей группы"
статья (старшая группа)

Кочеткова Наталья Викторовна

Дидактическая игра представляет собой  многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did_igry_st.gr_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Кочеткова Н.В., воспитатель

                                                              ГБДОУ детский сад № 87 Красносельского района

                                                                                                                      Санкт-Петербурга

Дидактические игры для детей старшей группы

Дидактическая игра представляет собой  многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра, как самостоятельная  игровая деятельность, основана на осознании  этого процесса. Самостоятельная  игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. "Скачи по дорожке на одной ножке" - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому дети всегда играют в такие игры.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к  игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. 
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны  взрослого. Участие взрослого носит  косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

 Дидактическая игра выступает и  как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует  у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. 
Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда. 
С помощью дидактических игр  воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. 
Дидактические игры развивают сенсорные  способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. 
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр. В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".
 Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. 

Трудовое воспитание. Многие дидактические  игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание  самим трудиться. 

 Игра создаёт  положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Все дидактические игры можно разделить  на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные  цветы, камушки, ракушки) воспитатель  применяет при проведении таких  дидактических игр, как "Чьи это  детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
 
К играм с предметами относятся  сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые  решаются при их использовании; подбор картинок по общему признаку (здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами); запоминание состава, количества и  расположения картинок (развитие памяти, запоминания и припоминания), составление разрезных картинок и кубиков (учит детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных  частей составлять целый предмет). 

Описание, рассказ о картине  с показом действий, движений.  В старших группах  одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине и т.д. 
В этих играх формируются такие  ценные качества личности ребенка, как  способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры.

Развивают лексическую сторону речи, учат выделять звук и подбирать схожий, обогащают словарный запас. Учат детей определять признаки, качества, действия животных людей или предметов. Знакомят с разными значениями слов, развивают слуховое внимание и память. То есть подготавливают детей к обучению грамоте и формируют их дальнейший интерес к изучению родного языка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей старшей группы

дидактические игры по математике для детей страшей группы...

Интерактивная дидактическая игра для детей старшей группы "Времена года"

Данная игра предназначена для систематизация знаний у детей о последовательности наступления времен года, для закрепления умений по существенным признакам и предметам определять времена года. Игра с...

Картотека дидактических игры для детей старшей группы

В дидактических играх  обучение носит  игровой характер...

Дидактическая игра для детей старшей группы «Опиши игрушку»

Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета....

Дидактическая игра для детей старшей группы «Магазин игрушек»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость)....

Дидактическая игра для детей старшей группы «Прятки с игрушками»

Цель данной игры — развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста....