Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
картотека

Иванова Наталия Васильевна

Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                               КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО                

                            СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ  

                                                 РАННЕГО ВОЗРАСТА.

                                                                                                                                                                    Составитель:

                                                                                                                                                                    Иванова Н.В.

                                                                                                                                                                     воспитатель           

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                     «Собери пирамидку»

                    Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

                    Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

                           Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста                          

                                 такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

                                           «Складывание матрешки с двумя вкладышами»

                                           Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

                                               Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

                                                Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются  

                                            словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

                                           «Закрой окошки»

                                       Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

                                     Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами      

                                                (окошечки).

                                          Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                       

                           «Найди такой же»

                        Цель: подбор предметов по образцу.

                                    Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

                                          Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.

                                                  «Оденем куклу»

                                              Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

                                                      Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

                                                     Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4  

                                                 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую

                                           предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

                                               «Чудесный мешочек»

                                        Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

                                        Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

                                           Методические приемы: определять на ощупь предметы.

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                              «Разложи по коробочкам»

                         Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

                          Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

                                  Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

                                                  «Подбери крышку к коробочке»

                                               Цель: подбор предметов по образцу.

                                                Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная,          

                                                    треугольная) и соответствующие им крышки.

                                                    Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия

                                              коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в

                                              соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

                                              

                                           «Палочки цветные»

                                         Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы

                                              установления тождества и различия цвета однородных предметов.

                                           Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10

                                       каждого цвета).

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                          Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять  

                         любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой  

                         другого цвета.

                                             «Цветные мячики»

                                                  Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

                                               Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

                                              Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета                          

                                                  (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к    

                                                     группировке детей.

                                               «Ленточки для кукол»

                                          Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы  

                                          установления тождества и различия цвета.

                                         Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

                                       Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький  

                                            бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном

                                           платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                        «Привяжем к шарику ниточку»

                         Цель: группирование предметов по цвету.

                        Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов.

                               Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

                                         «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине»

                                              Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать

                                            зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

                                                 Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки.

                                                 Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое              

                                               кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает  

                                               детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу                  

                                              расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

                                         «Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

                                              Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

                                           Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует

                                     размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                         Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий.

                        Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит,

                           что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в

                                  соответствующее окошко.

                                                   «Веселый грузовик»

                                               Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

                                            Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и    

                                                    маленькие прямоугольники).

                                                     Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

                                            «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

                                             Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

                                          Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

                                        Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после            

                                       того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького          

                                             отверстия.

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                         «Загадочные пуговки»

                       Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук. 

                      Дидактический материал: полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки,

                              каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.       

                                        Методические приёмы: воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он

                                                рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка                

                                                 живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик. 
                                     

                                                    Взялись цвета мы изучать 
                                                   Ну и с чего же нам начать? 
                                                   Есть чудо пуговки у нас 
                                                   Помогут нам они сейчас 
                                                   Мы в руки пуговки возьмём 
                                                   И дом по цвету им найдем. 

                                         

                                       «Волшебное поле»

                                        Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета. 

                                       Дидактический материал: круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных

                                           цветов. 

                                          Методические приёмы: воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя          

                                     при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих

           

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                       

                         цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в

                         свою очередь должны поднять карту этого цвета. 

                                                     Есть у нас игра одна 
                                                    Очень круглая она 
                                                    Тот кружок наш разделен 
                                                    Четыре цвета включает он 
                                                    И ребята с ним играют 
                                                    Все цвета, там изучают 
                                                    Зеленый, красный 
                                                    Желтый, синий 
                                                    Все известны нам отныне.         

                                                         «Радуга»

                                                    Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, развитие мелкой моторики          

                                                   пальцев рук. 

                                       Дидактический материал: плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а  

                                           другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи. 
                         

                                        Методические приёмы: воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а        

                                          вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.                        
                                       

                                                     Радужная арка 
                                                    У нас сияет ярко 
                                                    Вот беда случилась с ней 

 C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                                                    Потеряла часть лучей 
                                                   Лучи ребятки соберут 
                                                   Все в порядок приведут 
                                                   Станет радуга опять 
                                                   Пуще прежнего сиять. 

                                                           «Шарики»

                                                Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета,развитие мелкой моторики пальцев рук. 

                                              Дидактический материал:    Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним. 
           

                                               Методические приёмы: воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и    

                                                    четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать          

                                                       ленточку того же цвета. 
                                                       Красный, желтый, голубой, 
                                                       Шар выбирай себе любой. 
                                                       Чтобы шарик удержать 
                                                       Нужно ленту привязать, 
                                                       Мы в руки ленточки возьмем 
                                                       И шар по цвету им найдем. 

                                              «Бабочка»

                                            Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук. 

                                           Дидактический материал: Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4        

                                     основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                         прикручиваются крышки подходящего цвета. 

                       Методические приёмы: воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны

                      отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в

                                 предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки. 
                                                        Появилась перед нами 
                                                        Бабочка – красавица. 
                                                        Будем с бабочкой играть, 
                                                        Цвет крышек к крыльям подбирать. 

                                                «Карусель»

                                                   Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук, 

                                                    различать предметы один – много. 

                                              Дидактический материал: Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на              

                                             6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков

                                        соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики. 
       

                                         Методические приёмы: Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой                

                                         разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и

                                           мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на

                                           сектор соответствующего цвета. 
                                                       Закрутилась карусель, 
                                                       

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                                                   

                                                     Ну давай играть скорей. 
                                                    Кубик ставим на свой цвет, 
                                                    Будет правильный ответ? 

                                   «Занимайка»

                                      Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук. 

                                                Дидактический материал: Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой  

                                                прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. 
                 

                                            Методические приёмы: Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие            

                                                    «Занимайка», которое состоит из различных дидактических игр. 
                                                   «Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; 
                                                   «Мешочки» на развитие тактильного восприятия; 
                                                   «Колечки» на развитие мелкой моторики; 
                                                   «Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; 
                                                   «Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; 
                                                   «Осьминог» на развитие мелкой моторики. 
                                                 

                                                      Чудо ширма есть у нас, 
                                                     Поиграем с ней сейчас! 

                                          «Яблонька»

                                          Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук. 

                                   

 C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                        Дидактический материал: игровое панно с изображенной яблонькой, в паннпроделаны отверстия, в которые вставлены  

                           горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).  
         

                        Методические приёмы: Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с      

                                 крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети

                                             берут крышки и прикручивают их к горловинам. 

                                                            Будем с крышками играть, 
                                                           Разные яблочки собирать. 

                                               «Волшебные колпачки»

                                                Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, развитие слухового внимания, развитие мелкой моторики        

                                                    пальцев рук. 

                                     Дидактический материал: панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в    

                                          которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки. 
               

                                       Методические приёмы: Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял        

                                      один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого        

                                          цвета.Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на        

                                      то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому

 

                               C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                             цветочку, и прикрутить ее к горловине. 

                          «На что похожа фигура?»

                        Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

                                   Дидактический материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 

                                                Методические приёмы: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат.    

                                                Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По

                                          возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 

                                                «Спрячемся от дождика»

                                                    Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

                                              Дидактический материал: Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка    

                                          зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. 

                                         Методические приёмы: Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки

                                        погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам,

                                          кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?» 

                                             
«Выбери пуговки»

                                         Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине. 

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                            Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие). 

                          Методические приёмы: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие,  

                         маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует  

                                            речь детей. 

                                                  «Найди домик»

                                                  Цель: Воспитывать умение различать предметы по величине. 

                                             Дидактический материал: Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона  

                                                 зайчики разной величины. 

                                                   Методические приёмы: Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти      

                                                свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик. 

                                                                              Игры с прищепками

                                                               «Солнышко»

                                              Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

                                             Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

                                           

  C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\13.jpg

                                                           «Ежик»

                     Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

                     Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного  

                                                               цветов.

                                              «Разноцветные человечки»

                                            Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в

                                               детях дружелюбия.

                                                 Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

                                             «Забавные прищепки»

                                             Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

                                         Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных

                                               прищепок.

                                                 «Найди подходящую заплатку»

                                          Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).

                                          Дидактический материал: геометрические фигуры.

                                        Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора

                                        соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

В картотеке представлены игры для сенсорного развития детей раннего возраста. Картотеку могут использовать педагоги и родители в домашних условиях в период самоизоляции...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности,интеллектуальных операций и представляющих собой основу обучения.Решение дидактической задачи происходит в игровой форме;внимание р...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

научить детей различать основные цвета;познакомить детей с величиной и формой предметов;развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;совершенствовать движения рук, развивая психические процессы(зрите...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

         Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в про...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста...