Огород на окне
план-конспект занятия (младшая группа)

Шарипянова Татьяна Ивановна

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_ogorod_na_okne.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение  Яйский детский сад «Солнышко»

Экологический проект огорода на подоконнике в

1 младшей группе № 2

«Чудо-огород»

Выполнили: воспитатели 1 младшей группы №2:

Шарипянова Т.И.

Воротникова С,Н,

        

         

2017 год

Проект реализуется с детьми 2-3 лет.

Направленность проекта:  экологическое воспитание  через  познавательно-

исследовательскую деятельность

Вид проекта:  познавательно – практический, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели,  младший воспитатель, воспитанники,

родители.

Актуальность проекта: в нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность.  Дети, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Но не все из них видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям определённые знания: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленым, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в детей чувство гордости и победы.

Цель проекта:  расширение знаний  детей о том, как сажают лук и ухаживают за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса; привлечь к работе проекта детей, младшего воспитателя, родителей.

Задачи:
- Научить с помощью воспитателя сажать растения, поливать их под его

   руководством;  

- Дать представления о выращивании растений, об особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - луку, через стихи, загадки,  проектно - исследовательскую деятельность;

- Рассматривание луковиц (понятия большая - маленькая; одна - много);

- Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги

почвы для роста луковиц;

- Наблюдать за первыми всходами, за  изменениями роста луковиц в стакане

воды и в контейнере с почвой и опилками;

 - Формировать у детей познавательный интерес к растениям;

- Научить детей видеть результат своего труда;

- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

-  Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации

и реализации проекта.

Место проведения: групповое помещение детского сада.
Линия развития: экологический.
Объект исследования: репчатый лук.
Материалы:  земля, вода, опилки, лук, контейнер и стаканчики для посадки, лейка для полива, лапотка для рыхления земли, фартуки.
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности. 

Активизация словаря: лук, чеснок, фасоль, семена, земля, вода, опилки,  солнце,  сажать, поливать, смотреть, наблюдать.

Работа над проектом с родителями:

- привлечь родителей к организации и реализации проекта;

- обсуждение темы проекта;

-  оформление  мини-энциклопедии  «Лук от семи недуг»  (народная

медицина)

Работа над проектом с детьми:

Познавательно – исследовательская деятельность:

- рассматривание растений (понятия большой - маленький; один-много);

- наблюдение за посадкой, первыми всходами;

- выращивание лука разными способами (различное наполнение);

- оформление дневника наблюдения за ростом лука.


Коммуникативная деятельность  (беседы, чтение художественной

литературы);

Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);

Продуктивная деятельность:

- лепка «Лук  для борща»

- рисование «Лучок - здоровячек»  

Работа с педагогами:

Обобщение опыта работы по теме «Огород на подоконнике».

Предполагаемый результат:

  1. Дети узнают о том, что лук – источник витаминов.
  2.  Дети познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при этом.
  3.  У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с землёй, опилками,  так и в стакане с водой.
  4. У детей обогатится словарный запас за счёт слов (донце, луковица, шелуха,  чеснок, фасоль, семена, опилки ).
  5. Дети познакомятся с  пословицами, загадками, стихами о луке.
  6. Дети узнают,  где и в каких целях можно использовать лук.

Этапы проекта:

1 Этап – подготовительный:

1. создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;

2. изучение методических пособий и литературы по теме;

3. подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки);

4. обсуждение с родителями на тему:  Участвуем в проекте «Огород на

подоконнике».

2 Этап – основной:

1. познавательно-исследовательская деятельность;

2. беседы;

3. рассматривание картин, иллюстраций;

4. чтение литературы;

5. дидактические игры;

6. художественное творчество (лепка, рисование).

3 Этап – заключительный.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-

исследовательской деятельности детей.

4 Этап - презентационный:

- «Чудо-огород»  (презентация мини- огорода в стихотворной форме)

- Выставка детских  поделок из пластилина, рисунков, связанных с тематикой проекта.

Пословицы о луке

Лук от семи недугов лечит.
Ешь лук - чаще зубы будут
Лук, и мёд кашель быстро уйдёт.
Лук с чесноком - родные братья.
Лук - добро и в бою и во щах.

Загадки про лук

Сидит дед во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает. 
(Лук) 

Прежде чем его мы съели, 
Все наплакаться успели. 
( Лук)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а.... 
(Лук)


Пришёл барин с грядки 
Весь в заплатках 
Кто не взглянет, 
Всяк заплачет. 
(Лук) 


Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(Лук) 

Стихи  про лук

1.Пойдём с тобою в огород.

Не мало там у нас забот!

Польём лучок из лейки,

И сядем на скамейки.

Как чудесно в огороде,

Поработать ясным днём!

Тёплый луч по грядке бродит,  

Луком пахнет чернозём.

2. Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло

И до слез не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям, к счастью.


Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.

3. Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.

4.  Я – лук, я – Чипполино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной.


5.  Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает.

6. Лук растёт на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одёжек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

7.Вот на грядке лук зелёный,

Ярким солнцем освещенный,

Стрелы вытянулись в ряд,

Как солдатиков отряд.

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват.

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зелёный лук,

Он здоровью верный друг!

8. На Букву «Л» тут зреет Лук,

Он для здоровья лучший друг.

Хоть Лук порой до слёз доводит,

Но со стола у нас не сходит.

В салат порежем мы лучок,

Иди, сорви скорей пучок.

9. В банку мы воды налили,

Лук пузатый посадили.

Он на банке, как на троне

В новой зубчатой короне.

Только вот одна беда -

Очень мокнет борода.

10. Взяли баночку, опилки,

Посадили лук туда,

Донце лука вот не видно

А видна лишь голова.

Лук растёт на удивленье,

Пёрышки он тянет вверх,

Будут витамины скоро,

Нашим деткам на обед.

11. А земля для лука роскошь,

Рыхлая, пушистая.

Взяли мы  головку лука,

Посадили вместе мы.

Поливает, поливаем,

Мы его частенько.

Этот лук растёт на славу,

Прям как в деревеньке.

Сказка о Луке


Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг? 
– Одиноко очень,
Никому не нравлюсь я -
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Тут же плачет с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист,
На конце - иголка.

Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я.
Но у кабачка цветок

Жёлтенький, как лилия,
И огурчики в цветах,

Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Что сказать мне им в ответ?!

Призадумался Лучок:
–  Где ты, цветик? Где ты?..


Вдруг явился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Мне поведала сова,  
О твоих обидах, –
И волшебные слова,


Произнёс: Кру-кри-ды!
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.
Наконец, покой обрёл,
Наш зелёный мальчик.

МКДОУ   Яйский детский сад «Солнышко»

Занятие

в первой младшей группе № 2

«Посадка лука»

 2017


Программное содержание.

Познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить детей разными способами сажать луковицы:  в воду, в землю, в опилки.
Дать знания детям о том, что для роста  зелени нужна вода.

Материал для занятия: луковицы, ячейки с землей, опилками, стаканчики с водой, совочки, лейка с водой.


                                                        Ход занятия
Воспитатель:  Дети, сегодня я получила посылку от  Дедушки. Хотите посмотреть, что там?
Тогда давайте откроем. Что это? Возьмите каждый себе по луковице.
Скажите, какого цвета лук?
Какой он формы? Покажите, какой он круглый.
Потрогайте его пальцем и скажите: лук твердый или мягкий?
Вот сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет? (Луком.)
А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (Дать детям покушать  лук.)
Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх ( воспитатель показывает его), вот отсюда растет зеленый лук. А вот низ у луковицы - донце (воспитатель показывает). Давайте скажем все вместе - донце.
Покажите, где донце у вашего лука? Покажите, откуда будет расти зеленый лук?

Лук надо сажать донцем вниз.

Лук можно посадить в  стаканчики с водой, в землю или опилки (воспитатель показывает детям материал для посадки).

Давайте с вами поиграем в игру «Расти, расти лучок».
Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. Все дети тихо приподнимаются. Лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук.
(Стук в дверь. В группу входит «Дедушка»)
Дед. Здравствуйте, дети! Вы получили мой подарок?
Воспитатель:  Спасибо тебе, Дедушка, за лук. Мы хотим его посадить, чтобы вырастить из него зеленый лук себе на обед.
Дед. А давайте я вам помогу, я  ведь умею выращивать лук.
Воспитатель:  Ребятки, возьмём коробочку с землей и по луковице. Найдите у лука донце. Сажать лук в землю надо донцем вот так. (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по очереди сажают каждый свою луковицу.)

Воспитатель: Ребятки, а теперь посадим лук в опилки. Возьмём с вами коробочку с опилками и  по луковице. Найдите у лука донце. Сажать лук в опилки надо донцем вниз  так же,  как и в землю   (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по очереди сажают каждый свою луковицу).  

Дед. Ну и молодцы. Правильно, донцем вниз сажаете.
Воспитатель:  Дедушка, а что же теперь надо делать?
Дед. А теперь, чтобы лук вырос, его надо полить водой из лейки.
Воспитатель: Полина, полей лук в земле. Поливай осторожно, много воды не лей. А Миша польёт лук в опилках. Поливай осторожно, много воды не лей.

Воспитатель:  Дети, а мы ещё с вами можем посадить лук и в воду.  Возьмём стаканчики с водой и  луковицы. Найдите у лука донце. Опускать луковицу

в стаканчик с водой надо донцем вот так, как  в землю и в опилки  (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети осторожно опускают луковицы в стаканчики с водой).

Дед. Ребята, для роста лука нужна не только вода, но и тепло. Поставим лук на подоконник, где светит солнце яркими солнечными лучами.    

Дед.  Молодцы ребята. Все хорошо справились с посадкой лука.

Ну, а мне уже пора,
До свиданья, детвора!
Воспитатель с детьми прощаются с Дедушкой и играют в игру «Посадили мы лучок».

МКДОУ Яйский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия по лепке

в первой младшей группе № 2

                         «Лучок  для борща»        

 2017


Программное содержание.
 

Закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания.  Формировать у детей интерес к лепке.  Продолжать  развивать у детей внимание, старательность.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, лука, загадки, игровой магазин.
Материалы:  пластилин, дощечка, стека, муляжи овощей, картинки.


                                                           Ход занятия
Воспитатель  в роли Бабушки входит в группу:  Здравствуйте ребята! Как рада я вас видеть.
Дети: Здороваются.

Воспитатель (Бабушка): Ребята, а знаете, почему я сегодня к вам пришла в гости?

У меня случилась беда, в моём огороде росли овощи: свекла, лук, морковь. Сегодня ночью было холодно,  и все овощи замёрзли, а мне надо сварить борщ. Ребята, а может  быть вы мне поможете? Давайте слепим из пластилина лук.
Вот это ребята, что? (лук) Он какой? (круглый) и верхушка у него какая? 
( вытянутая немного). Потрогайте его ручками.
Каждый ребёнок ощупывает лук, проговаривая, что он круглый.
Воспитатель (Бабушка): Ну что, ребят, как вы думаете, справитесь, слепите лучок?
Дети: Да
Воспитатель (Бабушка): Будем лепить лук. Он круглый, жёлтый.

Возьмём жёлтый пластилин и положим между ладошками. Скатаем шарик. Вот так! Показать детям, как лепить, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая действия.

Мы с вами слепили луковицу. А теперь надо слепить зелёные пёрышки у лука. Возьмём зелёный пластилин (сначала один кусочек, затем второй)  и раскатаем  ладошкой на дощечке  небольшие палочки – это и будут у лука перья (Воспитатель показывает детям, как лепить, помогает тому, кто не справляется, проговаривает действия  вместе с детьми).
Ребята давайте теперь посмотрим, что у нас получилось. Красота! Молодцы! Хотите поиграть?
Дети: да.
Физкультминутка:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет. 
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши,
И немного попляши.

Воспитатель (Бабушка): Что мы лепили ребятки? Какой формы, цвета? (дети хором отвечают).
Ребята, как вы мне сегодня помогли. Вы такие молодцы.  Пошла я варить борщ своим внукам, а вы вечером расскажите мамам и папам что вы сегодня лепили.
Спасибо, ребята, за помощь! До свидания!

МКДОУ  Яйский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия по рисованию

 в первой младшей группе № 2

 «Лучок - здоровячек»

2017

Программное содержание.  

Развивать у детей эстетическое  восприятие  окружающих предметов. Формировать  умения различать цвет краски (зеленый), правильно называть их,  рисовать ладошкой.  

Формировать  правильные  позы  при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист

бумаги, на котором рисует ребёнок). Формировать  умения  у детей  бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
Материалы:  лук или муляж лука, игрушка Колобок, краски зеленого цвета, кисточки, салфетка, стакан с водой.

                                                           Ход занятия

 Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку:
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
Ребятки, к  нам в гости пришёл: «Он от дедушки ушёл, он от бабушки ушёл, он от зайца, волка, медведя ушёл». Кто это?  Правильно - это Колобок (внести в группу Колобка).  Дети, покажем ему наш огород? Вот какой лук

растет у нас!!! Но Колобок хочет показать этот лук бабушке и дедушке…. А давайте мы его нарисуем.
Для этого нам потребуется краска зеленого цвета? А что еще бывает зеленого цвета? (Воспитатель предлагает сложить в корзинку игрушки зеленого цвета, дети выполняют задание. Можно пройти по группе, предлагая детям показать предметы зеленого цвета).

Давайте мы порадуем Колобка, нарисуем ему лучок!»
Дети начинают рисовать лук прикладывая ладошки к заранее нарисованной воспитателем  луковичке. Воспитатель помогает детям выполнить задание.


Физкультминутка: 

«В огород пойдем…»
В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай  соберем,
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»

Срежем мы кочан капусты «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)

Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.


Какой красивый лучок получился у нас для Колобка!!! Колобок говорит вам, ребятки, большое спасибо за лук. Ему пора возвращаться к бабушке и дедушке (воспитатель выносит Колобка из группы вместе с рисунками детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Огород «Змея Сёмы». (огород на окне)

Экологическое воспитание детей. Проект  "Огород на окне"....

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»

Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...

Презентация огород на окне : «Во саду ли, в огороде...»

Задачи проекта:1. Формировать положительное отношение к труду.2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.3. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для рос...

Проект «Катюшин огород» (огород на окне)

Однажды дети, когда ели апельсины на завтрак, заинтересовались, почему у нас не растут апельсины, мандарины, лимоны.        «Давайте попробуем посадить косточк...

Проект «Солнечный огород» (огород на окне) в средней группе «Солнышко»

Проект: краткосрочный.Тип проекта: познавательный, творческо-исследовательскийПродолжительность проекта: 1 месяц (апрель)Участники проекта: дети средней группы «Солнышко...

Презентация Огород на окне «Веселый огород»

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей крас...

Огород на окне "Мышкин огород" 2 младшая группа

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412426","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412437","attributes":{"alt":"","class"...