Главные вкладки

    «Воспитание гражданских и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим» ( сообщение из опыта работы)
    методическая разработка

    Татьяна Валерьевна Пономарёва

    В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_po_patriotich._vospit.docx54.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    « Раздольненский детский сад № 5 «Сказка»

    Раздольненского района Республики Крым

    Обобщение  опыта  работы

    «Воспитание гражданских и патриотических чувств  у детей старшего  дошкольного  возраста при ознакомлении с окружающим»

    ( сообщение из опыта работы)

               

         

    Воспитатель Пономарёва Т.В.

    Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего  формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с Родиной, Россией, Республикой Крым, родным поселком.

     Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили.

                                                      Актуальность  опыта.

    В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.                          

     Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему   Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение, Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания трудолюбия, любви к  Родине, окружающей  природе, семье.

    Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Народная педагогика гласит: «Воспитывай ребёнка, пока он поперёк лавки лежит». После пяти лет  воспитывать сложнее, т.к. уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте  появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять  специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников  нравственных   чувств на основе обогащения  содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания.  

    Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила  заключена в том, что нас окружает в детстве.

    Почему, даже  уехав  из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это выражение – глубокой привязанности и любовь ко всему, что с ранних лет вошло  в сердце       как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова  природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия.

    В начале  работы провела диагностирование знаний  детей с целью выявления  представлений об истории и культуре  нашей страны, республики, родного поселка, знакомых местах и улицах, на которых они проживают,  составила анкету  и провела  анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений по  этому направлению. Мной были выявлены следующие проблемы:

    -дети владеют недостаточной информацией о  Родине, России, Республике Крым, родном поселке ;

    -отсутствие  гордости за свой родной поселок, осознание своей гражданской принадлежности;

    -родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания  дошкольников;

    - отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-поселок) в сознании дошкольника и родителей.

    Наличие этих проблем, побудило меня  включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми  средней, старшей, подготовительной  к школе  группы по формированию их  нравственно-патриотических чувств через ознакомление с  Родиной, Россией, Республикой Крым, родным поселком .

    Сущность моего опыта заключается в создании творческо-исследовательской среды при ознакомлении дошкольников с историей  своей  страны, которая будет способствовать возможности непосредственно прикоснуться каждому ребенку и его семье к своей истории и культуре своего народа через посещение заповедника, музеев, памятных мест, мемориалов и не остаться равнодушными.

    Новизна  опыта, заключается в гибком сочетании технологии проектной деятельности с использованием ИКТ-технологий, обеспечении взаимодействия и налаживания контакта с социальными партнерами и организациями.

                                                 Теоретическая  база опыта:              

      В основе  любого педагогического опыта лежат достижения в педагогической науке и практике.

         Патриотизм -  ответственность перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, малой родине, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

     Чувство патриотизма   многогранно по своему содержанию : это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущения неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать  богатство своей  страны.

     Быть  патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой часть Отечества.

    Очень  важным  для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

    11 июля 2005 года Правительством Российской Федерации принята Государственная программа Патриотическое воспитание граждан «Российской Федерации на 2005-2010 годы». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. В настоящее  время  в Федеральной программе развития  образования, указывается  на  необходимость усиления воспитательной функции  образования, направленной на формирование гражданственности ,трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека ,любви к Родине ,семье, окружающей природе.

    Гражданственность-это интегральное  качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать  свою принадлежность к Родине.

     Французский писатель и философ  Ж.Ж. Руссо считал  гражданское  воспитание  возможно лишь в свободной стране, где дети  воспитываются  в условиях равенства.

    К.Д. Ушинский считал, что гражданин-это патриот обладающий чувством национального самосознания.

    Технология опыта.

     Мною  определена цель работы:

        Разработать систему краеведческих  мероприятий способствующих развитию патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с Родиной,  Республикой Крым, родным поселком.

                                                 Для достижения цели  поставила следующие задачи:

              -воспитывать любовь и  бережное отношение к Родине,  Республике Крым, родному поселку

                -воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в поселке,  сопричастие к этому;

              -познакомить  с символикой   России, республики Крым  и Раздольненского  района ;

            -пополнить предметно-пространственную  развивающую среду, направленную на обогащение  представлений детей  по данной теме;

          -формировать интерес к прошлому и настоящему родного края;

          -формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и  культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

        -обеспечить  единства  работы ДОУ и семьи  по нравствен -патриотическому  воспитанию дошкольников.

        Разработала перспективный  план мероприятий, включающий экскурсии, путешествия по родному поселку – живые впечатления, в процессе образовательной деятельности занятия, беседы, игры  для закрепления знаний и впечатлений. Разработанное тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло  установить взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём.

    Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли   целостную   картину   сведений о родном  поселке.   Данную работу начала вести систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми,  так как воспитания чувств - процесс, который нельзя уложить в жёсткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному поселку.

         Центральным звеном в микросреде по знакомству с родным краем является краеведенье. Мероприятия,  проводимые  по краеведению   воспитывают  такие чувства, как привязанность, любовь к своей  малой Родине   пробуждают  у детей потребность, желание  и  интерес получить как можно больше информации о родном городе.    Содержание  работы построила  по принципу от простого к сложному от знакомого к неизвестному.

         Дети получают огромный заряд положительных эмоций от экскурсий!

    Работу по данному направлению начала с детьми средней группы. Целью  своей  работы  поставила: создание условий знакомства детей с родным поселком через развивающуюся среду и положительные эмоции на индивидуальных способностях каждого ребёнка.

         Создала для детей  психологический  комфорт  в группе, помогающий повысить интерес к истории родного края;способствовала проявлению у детей положительных эмоций; оформила папки-передвижки с иллюстрациями «Природа Крыма», «Заповедник «Лебяжьи острова», «История моего поселка», и пр.

           

                                                            Работу выстроила по направлениям:

    1. Семья и детский сад

      Цель: развивать взаимодействия  детей, педагогов и родителей.

      Семья и детский сад  лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности  к близким людям. В  процессе работы  у детей начинается  постепенно складываться образ собственного дома, с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений.        

     Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Если в семье есть свои привычки, традиции, правила (готовить друг другу подарки, сюрпризы, отмечать какие-то даты вместе и  так далее),  то это все постепенно  и основательно входит в социальный опыт ребенка. Как приятны воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Например, на  занятиях: «Я и моя семья, « Портрет семьи», « Наша дружная семья», «Моя мама», «Традиции семьи» и т. д. при проведении бесед: «Что значит любить родителей?», «Домашние обязанности членов семьи?», «Как провели  выходные дни?» дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках. Рисуют рисунки на тему: «Мой дом», «Мы спортивная семья», «Портрет моей мамы», «Моя любимая бабушка, готовят подарки для  мам, пап, родных и  близких. Родители  совместно с детьми оформляли  выставку семейных фотографий,  фотоальбомы  и фотогазеты  о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях. Организация  совместных праздников, чаепитий, семейных встреч, экскурсий  является формой взаимодействия детей, педагогов и  родителей.

    2. Детский  сад

    Цель:  воспитывать уважение к людям, работающим в детском саду, их профессиям, формировать умение ориентироваться в здании, выявить степень комфортности в детском саду.

     Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно.  С  младшего возраста приучала детей здороваться и прощаться с сотрудниками детского сада и детьми. Бережно относиться к игрушкам, к книгам, поддерживать порядок в группе. Одной из эффективных форм являются экскурсии  по детскому саду, во время которых  дети  знакомятся с сотрудниками, с условиями  и  особенностями их труда, с расположением помещений детского сада, они  с  удовольствием посещали кабинеты и служебные помещения. Дети свободно и самостоятельно  ориентировались в здании. Совершая экскурсии по территории  детского сада, рассматривали здание детского сада, особенности его строения, обращали внимание на архитектуру здания. Рассмотрели оборудование детских площадок, растения, деревья, цветы, которые растут на территории детского сада. Дети узнали, что многие растения приносят пользу человеку. Так же дошкольники узнали о том, кто украшает строения, поддерживает чистоту на территории детского сада  и для чего это делается. Они осознали сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу.  После проведённых экскурсий  на основе полученных знаний и впечатлений  дети  отражали своё отношение в разных видах деятельности. Например, в  игровой, в сюжетно-ролевых   играх  «Семья», «Детский сад», дидактических  играх «Кому, что нужно для труда?»,  «Так бывает или нет?» и других , в художественно творческой деятельности ( рисуют детский сад, медицинский кабинет, музыкальный зал).Была оформлена выставка  «Мой любимый детский сад» где дети запечатлели дом, который им стал родным.

    3. Малая  Родина – наш посёлок

                                   (мой двор, история  возникновения улиц, улицы  пгт. Раздольное)

         Цель: Дать понятие о том, что такое улицы поселка, познакомить с близлежащими улицами их названиями,  историей малой родины.                                                                                        

         С детьми   проводились целевые прогулки по близлежащим улицам,  в ходе которых дала понятие детям, что такое улицы, какими они должны быть. Предлагала  вспомнить  и назвать их домашний адрес. Познакомила  дошкольников  с  названием улиц, которые названы в честь героев и известных людей, так же  с дворами, улицами на которых живут дошкольники.    

         Вызывала  у ребят желание поддерживать чистоту на улицах города, чтобы он был всегда чистым и красивым. Дала детям понять, что они хоть и маленькие, но являются жителями

    п.Раздольное и их называют  раздольненцами, это формирует у детей представление о родном  поселке, его устройстве, достопримечательностях. Беседы  на тему  « Дом в котором я живу»,  «Любимый мой двор»,  «Улицы поселка»  по своему содержанию помогали  воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность.  Детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек,  бабушек об  улицы  на которой они живут  на  занятиях и в свободное от занятий время  дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории названии некоторых улиц. Ознакомление с  фото с разными видами улиц поселка, способствовало уточнению и получению дополнительных знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории своего поселка, уважение к знаменитым землякам.  Самыми яркими стали экскурсии, во время которых дети не только знакомятся с местностью,  но и любуются  красивыми местами , его необычным разнообразным  ландшафтом, замечательной природой. Для многих детей это целое открытие. Проводились экскурсии в магазин, школу, библиотеку, т.д.  Это помогает детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формирует у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей, о том, как и кто, заботится о жителях .    

         Большая часть работы проходила вне занятий - это беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного поселка. Закрепление знаний проходило на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.

         Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Организация совместных творческих домашних   заданий: родители  совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном поселке,  придумывали изображение семейного герба, создавали альбом «Мой родной поселок», выращивали комнатные растения для группы. Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость. Совместно с родителями организовывали экскурсии. Проводила родительские собрания на тему: «Привитие патриотизма у детей», «Учим детей любить и беречь родной поселок», консультации  на тему:  «Семейный маршрут выходного дня»,  «Отдыхаем всей семьёй». Помогла многим семьям  проводить выходные всей семьёй, гулять по знакомым и любимым  местам. Традициями группы были утренние и вечерние беседы с родителями, давала информацию о том ,что рассказывала детям по теме  «Мой родной поселок». Работа в данном направлении вызвала  интерес у родителей, что побудило  их лучше  узнать историю родного поселка и вызвало чувство гордости  за него. Этот  положительный  отклик    послужил   примером  для их детей.

           Считаю, что основным  результатом  моей работы  по данной  теме  является то, что воспитанники моей группы  стали духовно богаче. Они много  узнали о своей  Родине-России, о Республике Крым, о поселке Раздольное, изменили своё отношение  к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением  стали относиться к основателям, защитникам и людям  его прославившим , бережнее относиться  к окружающему, чувствовать красоту природы. Так же у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились  чувства коллективизма, сопереживания к людям, животным, доброжелательные отношения к окружающим. Дети  отличаются  устойчивым  интересом  к истории родной страны, краю, желанием облагородить  территорию детского сада. Я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но  и заложить  ростки любви  к родному поселку.      

           Пыталась научить их   самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни, старалась  воспитать  чувство  настоящего гражданина своей страны, который  умеет использовать свои знания на практике.

     

        Таким  образом, я считаю, что систематическая работа по воспитанию  патриотических чувств детей к Родине, родному  краю, поселку  в условиях дошкольного образовательного  учреждения  имеет свои положительные результаты!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

    Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

    Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

    Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

    Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»

    Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...

    Сообщение из опыта работы «Гражданское воспитание детей дошкольного возраста»

    Сообщение из опыта работы«Гражданское воспитание детей дошкольного возраста»...

    Доклад «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром». (из опыта работы)

    В   настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавател...