Адаптация первоклассников к группе продленного дня
статья

Игнатьева Юлия Андреевна

Адаптация ребенка к школе довольно продолжительный  процесс. Не один день требуется для того, чтобы ученик освоился в школе по-настоящему. А если первоклассник с первых дней в школе начинает посещать группу продленного дня, адаптация для него усложняется, так как ему приходится выполнять двойную работу: привыкать к двум разным детским коллективам и к двум разным педагогам одновременно.  Главная роль в создании благоприятного психологического климата в ГПД, принадлежит, конечно, воспитателю продленки. Ему надо постоянно работать над созданием в группе такого благоприятного микроклимата, чтобы ребенку хотелось остаться в школе после окончания основных уроков, было стремление заводить новых друзей, учится чему- то новому не только на уроках, но и на дополнительных занятиях в группе продленного дня. Руководитель ГПД  должен создавать для ребенка ситуации успеха в играх во внеурочной деятельности, в общении с ребятами из других классов, которые посещают группу. Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе особенно домашние дети. С правилами поведения на уроке ребят знакомит классный руководитель, с правилами поведения в группе продленного дня воспитатель группы.

Эти правила поведения несколько отличаются, так как цели пребывания на уроке и в ГПД разные. Поэтому на первых порах у ребенка требования воспитателя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции.

У первоклассника происходит раздвоение сознания: до обеда правила одни, а после обеда   другие. Здесь следует работать в тесном контакте с классным руководителем, ориентировать школьника вначале на общие правила поведения в школе, а затем объяснять, в чем разница, между уроком и группой продленного дня.

Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным  местом для учебы и общения.

Первокласснику предстоит познакомиться другими детьми, войти в совершенно новый, для него мир, узнать имена и особенности ребят, построить с ними доброжелательные отношения, найти новых друзей.

Какие же трудности может встретить первоклассник в новой жизни?

При поступлении в школу на  ребенка влияет множество факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, основываясь на своем предыдущим жизненном опыте. С первых же дней перед ребенком встает множество новых задач, которые необходимо решать самостоятельно. Ему необходимо успешно влиться в школьный коллектив, соблюдать нормы поведения принятые в школе, приобщиться к общим делам, участвовать в общественной жизни, высказывать свое мнение, отстаивать его, приспособиться к новым условиям обучения и другому режиму жизни. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу происходит перестройка его жизни отношения к учебе, другим детям, к своим родителям и педагогам. Новый ученик начинает понимать, что начался новый, очень ответственный период в его жизни. У первоклассника начинают формироваться качества, свойственные взрослым людям. Это связано с тем, что ребенок  включается в новые для  него виды деятельности.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Большая часть жизни первоклассника связана с игрой.

Игра для них – один из главных способов постижения окружающего мира. С помощью игр дети учатся пользоваться окружающими предметами, изучает мир человеческих взаимоотношений, утверждается в группе сверстников. Без игры невозможно представить мир детства. Поэтому очень важно учитывать этот игровой фактор в процессе адаптации первоклассника в группе продленного дня.

В период адаптации необходимо вовлекать ребенка игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения для формирования детского коллектива, большое внимание следует уделить здоровьесберегающим технологиям, формировать у ученика представление о здоровом образе жизни и т.д. В обществе сверстников ребёнку предоставляется возможность подумать о себе и людях, окружающих его, попытаться понять, как устроен новый Мир вокруг него, найти себе друзей среди сверстников и ребят, которые находятся рядом.

Воспитатель группы продленного дня может и должен в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к начальной школе. Для этого необходимо работать в тесном контакте с классным руководителем нового члена большой школьной семьи и с его родителями

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация портфолио воспитателя группы продленного дня

В своей презентации я рассказываю о различных направлениях в своей работе, а также о результатах своей деятельности. Презентация яркая и красочная....

Опыт работы по формированию детского коллектива и воспитанию толерантности у учащихся в группе продленного дня.

Опыт работы по формированию детского коллектива и воспитанию толерантности у учащихся в группе продленного дня. Эта тема очень актуальна. В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать...

Новые подходы к организации физкультурно оздоровительных занятий с детьми младшего школьного возраста в группах продленного дня

В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся» на период до 2000 года , подчеркнуто значение охран...

Картотека игр в группе продленного дня

Картотека игр в группе прдленного дня...

«Средства формирования культуры поведения в разновозрастной группе продленного дня»

Одна из проблем общества состоит в том ,что трудно жить в коллективе, где нет ни моральных норм ,ни  культуры: где не берегут , не уважают  старших, обижают младших, не любят никого кроме се...

Рабочая программа по воспитательной работе в группе продленного дня.

Рабочая программа по воспитательной работе в  группе продленного дня  для 2,4классов. Тематический план рассчитан  на ...

Роль группы продленного дня в становлении личности младшего школьника

Создание условий для личностного развития учащегося в группе продленного дня для младших классов....