Консультация для воспитателей «Дизайн в детском творчестве»
консультация

Пальчикова Наталья Эдуардовна

По общепринятому представлению, «дизайн» (англ. design – проектировать, конструировать) – конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности и красоты. Практика дизайна, техническое и художественное проектирование понимаются как синонимы, теорией же дизайна занимается техническая эстетика.

Истоки дизайн - культуры уходят в прошлое человечества. Практика и теория искусства облагораживания предметно-вещевой чреды (дизайн) возник в Германии на рубеже XIX –XX вв., где была школа Баухауз, которая занималась проектированием предметов быта. Вскоре и в России (20-30-е годы XXв.) появились последователи этого движения) Родченко, Татлин, Лисицкий).

Сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится на том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.

В искусстве дизайна присутствуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность – все средства, которыми мастер достигает выразительности.

«Дизайн для детей» и «детский дизайн» в совокупности отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, привлекая к этой работе и детей. 

Итак, дизайн для детей как создание для ребенка комфортной, материальной среды – одно из важнейших условий педагогической работы.

Детский дизайн ориентирован на выполнение этой задачи в области художественно-эстетического образования дошкольника. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Как деятельность продуктивная и эстетически содержательная, дизайн-деятельность имеет свои цели, образовательные принципы и развивающие ребенка методики. Дети играют в «ряжение», в «дочки-матери», обустраивают игровые комнаты и домики, строят «крепости» и «замки». Они моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам. Всё это можно делать не только с интересом, но и красиво, со вкусом и аккуратно, для последующего использования в играх и украшениях праздников и в быту. В этом случае уже можно говорить о том, что ребенок занимается проектированием, истоками дизайн - деятельности, ещё не вполне это осознавая. Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организация пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера). Продукты детского дизайн – творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. В этом случае ребенок полнее ощущает себя творцом, познаёт свою индивидуальность, уровень умений, сравнивая свои поделки с работами сверстников.

Известно, что в создании дизайн – продукта вместе с художником участвуют инженер, технолог, конструктор, психолог, педагог и другие специалисты. Группа детей также может создавать свой общий оригинальный продукт при разделении труда и обязанностей каждого, или он изготавливается поэтапно разными группами детей. Взрослый в этом случае выступает как главный дизайнер проекта.

Дизайнеры пользуются в своей работе разными природными и искусственными материалами, способами и приспособлениями. Дети во многом используют те же материалы и инструменты: бумагу, картон, лоскут, краски, карандаши и  фломастеры, глину и пластилин, клей, природные материалы, линейки, лекала, ножницы, шаблоны и трафареты, изготовленные макеты изделий и др.

Детский дизайн многообразен по своим проявлениям, дети пробуют себя в рисовании, лепке, изготовлении аппликаций и коллажей, кВ конструировании и моделировании, в декоративно-прикладном искусстве (плетение, вышивание).

В книге Г.Н.Пантелеева «Детский дизайн» (изд. «Карапуз-дидактика», 2006) рассказывается о нравственно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста средствами детского дизайна в детском саду и в семье. Также в книге представлены тематические циклы интегративных художественно-творческих заданий с детьми, показано, что может делать педагог и что дети, приведены примерные конспекты занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya2.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 204 города Карталы»

Консультация для воспитателей

«Дизайн в детском творчестве»

                                Подготовила:

Воспитатель Пальчикова Н.Э.

По общепринятому представлению, «дизайн» (англ. design – проектировать, конструировать) – конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности и красоты. Практика дизайна, техническое и художественное проектирование понимаются как синонимы, теорией же дизайна занимается техническая эстетика.

Истоки дизайн - культуры уходят в прошлое человечества. Практика и теория искусства облагораживания предметно-вещевой чреды (дизайн) возник в Германии на рубеже XIX –XX вв., где была школа Баухауз, которая занималась проектированием предметов быта. Вскоре и в России (20-30-е годы XXв.) появились последователи этого движения) Родченко, Татлин, Лисицкий).

Сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится на том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.

В искусстве дизайна присутствуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность – все средства, которыми мастер достигает выразительности.

«Дизайн для детей» и «детский дизайн» в совокупности отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, привлекая к этой работе и детей.  

Итак, дизайн для детей как создание для ребенка комфортной, материальной среды – одно из важнейших условий педагогической работы.

Детский дизайн ориентирован на выполнение этой задачи в области художественно-эстетического образования дошкольника. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Как деятельность продуктивная и эстетически содержательная, дизайн-деятельность имеет свои цели, образовательные принципы и развивающие ребенка методики. Дети играют в «ряжение», в «дочки-матери», обустраивают игровые комнаты и домики, строят «крепости» и «замки». Они моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам. Всё это можно делать не только с интересом, но и красиво, со вкусом и аккуратно, для последующего использования в играх и украшениях праздников и в быту. В этом случае уже можно говорить о том, что ребенок занимается проектированием, истоками дизайн - деятельности, ещё не вполне это осознавая. Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организация пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера). Продукты детского дизайн – творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. В этом случае ребенок полнее ощущает себя творцом, познаёт свою индивидуальность, уровень умений, сравнивая свои поделки с работами сверстников.

Известно, что в создании дизайн – продукта вместе с художником участвуют инженер, технолог, конструктор, психолог, педагог и другие специалисты. Группа детей также может создавать свой общий оригинальный продукт при разделении труда и обязанностей каждого, или он изготавливается поэтапно разными группами детей. Взрослый в этом случае выступает как главный дизайнер проекта.

Дизайнеры пользуются в своей работе разными природными и искусственными материалами, способами и приспособлениями. Дети во многом используют те же материалы и инструменты: бумагу, картон, лоскут, краски, карандаши и  фломастеры, глину и пластилин, клей, природные материалы, линейки, лекала, ножницы, шаблоны и трафареты, изготовленные макеты изделий и др.

Детский дизайн многообразен по своим проявлениям, дети пробуют себя в рисовании, лепке, изготовлении аппликаций и коллажей, кВ конструировании и моделировании, в декоративно-прикладном искусстве (плетение, вышивание).

В книге Г.Н.Пантелеева «Детский дизайн» (изд. «Карапуз-дидактика», 2006) рассказывается о нравственно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста средствами детского дизайна в детском саду и в семье. Также в книге представлены тематические циклы интегративных художественно-творческих заданий с детьми, показано, что может делать педагог и что дети, приведены примерные конспекты занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ.

Разнообразие и вариативность работы по изобразительному творчеству с дошкольниками в ДОУ, изобразительное творчество и игра, препятствия на пути к успешному развитию детского творчества...

Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"

Консультация на тему:«Использование устного народного  творчества в развитии связной речи детей дошкольников»        Воспитатель:Мачкалян...

"Детский дизайн - простор детскому творчеству "

Моя статья " Детский дизайн - простор детскому творчеству " предназначена для творческих педагогов,воспитателей.В статье говориться о том, что в настоящее время детскому дизайну уделяется достаточно м...

Консультация для воспитателей «Особенности организации детского творчества в летний период»

Доклад для воспитателей«Особенности организации детского творчества в летний период»...

Консультация для воспитателей «Дизайн в детском творчестве»

В материале рассказано о понятии "дизайн", его истоках, а также об использовании детского дизайна в области художественно-эстетического образования дошкольников....

Консультация для воспитателей «Дизайн в детском творчестве»

По общепринятому представлению, «дизайн» (англ. design – проектировать, конструировать) – конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экон...

Консультация для воспитателей на тему «Детский фольклор как особенная форма народного творчества»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только...