Консультация "Семья – это семь Я"
статья

Науменко Людмила Николаевна

Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья – это семь Я


Важнейший институт воспитания и социализации личности - семья: именно от мам и пап, бабушек и дедушек человек усваивает образцы поведения, установки, ценности, знания и навыки, с которыми позже приходит в общество. И от этого зависит, как развивается личность ребенка, каким он станет в будущем – уверенным в себе или инфантильным, добрым или злым, спокойным или агрессивным. Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и зашита в бурном житейском море. Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье, в системе «детско – родительских» отношений. В этом пространстве развиваются его гражданские качества, его будущее, семейное благополучие.

Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения. Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых". Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Родители должны всегда помнить: только в семье ребенок может найти ту эмоциональную поддержку, которая ему необходима. Ребенок должен быть уверен, что при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл - его семья, где всегда поймут и помогут. У родителей же должна быть полная вера в своего ребенка. Создавайте чаще ситуации успеха, снимайте страх перед любой деятельностью, освободите от навязчивого ожидания неудачи - получится, если нет - найдите еще другой способ, используйте прием персональной исключительности, освободитесь от стереотипов и ваш ребенок обретет себя.

Родители мудрые не дают повода "сесть на голову" не допуская этических промахов, которые вызывают острые переживания у детей, они видят в детях своих союзников, опираются на них, доверяют им, советуются, просят помощи. Дети чувствуют всегда любовь родителей, защищенность, понимание. Родители в решении проблем не изолируются от детей, привлекают их к решению возможных осложнений, но и находят способы сохранения равновесия в отношениях родитель - ребенок, где дети защищенные, спокойные, уравновешенные, ответственные, уверенные в себе. Воспитание в семье это, прежде всего общение, которое отличает особый тон, тональность «присоединения» к внутреннему состоянию ребенка, непосредственное психологическое влияние на него. В общении решается задача совершенствовать взаимодействие с ребенком, изменения его состояния и поведения. Гуманистическое общение, которое вне стиля, подлинно воспитывает. Чтобы родители были действительно способны к гуманистическому общению, а не изображали его, необходимо ему выработать у себя систему убеждений, хотя бы в следующем: ребенок главная ценность, все что происходит с ним, все что я делаю для него имеет значение как поддержка с моей стороны его собственному развитию. Единое, дозированное общение - это разговор с глухими. Мое общение - это не самоутверждение, а поддержка ребенка. Семья - это радость, защита, семья должна быть светлой, оптимистичной. Народная мудрость гласит: «любовь да совет, так и горя нет».

Антон Семенович Макаренко — один из величайших воспитателей не только СССР, но и всего мира был уверен, что вырастить счастливого человека без любви невозможно. Вот самые важные советы великого педагога, психолога и писателя: 

1. «Ваше собственное поведение — самое главное в воспитании. 
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

2. «Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьезность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье».

3. «Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Подумайте хорошо над этим вопросом, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди». 

4. « Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок. Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать». 

5. «Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, з них и складывается жизнь. Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

6. «Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь. 
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку, самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает какую-либо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда, даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам».

7. «Не платите и не наказывайте за результаты труда. 
Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы. 
Но даже с таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно его наказывать за плохую работу или за работу несделанную.  Самое важное в этом случае — добиться того, чтобы она была все-таки выполнена». 

8. «Научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства. Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству».

9. «Никогда не приносите себя в жертву ребенку. 
Обычно говорят: «Мы, мать и отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем». Это самый ужасный подарок, какой могут сделать родители ребенку». 

10. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....