Мастер - класс: «Свет. Камера. Мотор. Снимаем «Ералаш».
методическая разработка (подготовительная группа)

Мочалова Наталия Алексеевна

Аукцион педагогического мастерства «Школа творческих открытий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kino_podg._gr.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Жемчужинка»

Аукцион педагогического мастерства «Школа творческих открытий»

Мастер - класс: «Свет. Камера. Мотор. Снимаем «Ералаш».

Подготовили: воспитатель I категории Артюх С. Н.

                                                       воспитатель Мочалова Н. А.

п. Харп 2018 год.

Содержание.

1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, возрастная категория, ожидаемые результаты) ………………………………………………………….3

2. Содержание этапов мастер-класса……………………………………………9

3. Список литературы……………………………………………………………15

Пояснительная записка

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. 

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.

С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-6 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. выступает как важное средство воспитания.

Актуальность.

Последние восемь лет каждый год президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2016 год – годом кино в России. 2016 год был объявлен годом Российского кино. По всей стране прошли Ночь и День Российского кино с бесплатными показами картин.

Искусство кинематографа, становясь одним из главных в 21 веке, оказывает сильное влияние, и прежде всего на детей и молодёжь. Дети и фильм - это острейшая проблема нашего времени. А ведь сегодня при показе фильмов в кинозале, по телевизионным каналам, с помощью проекторов в школах и детских садах закладывается их мировоззрение, отношение к жизни, к людям. И очень важно, чтобы взрослые (родители и воспитатели) приучали детей к миру кино, выбирали фильмы соответственно возрасту, учили понимать его, сеять добрые семена, а не просто бездумно смотреть на экран.

Кинематограф прочно вошёл в нашу жизнь, и, наверное, следует согласиться с утверждением социологов в том, что нынешний человек смотрит больше, чем читает. Задавали вы себе когда-нибудь вопрос: Что такое кино? Почему оно самое популярное, самое привлекательное и заманчивое? Почему к нему с уважением относятся старейшие искусства - музыка, литература, живопись, театр? Да потому, что кино может всё: показать жизнь микроба и космическую катастрофу, сделать нас свидетелями событий, происходивших на противоположной стороне земного шара и в нашем дворе, рассказать о мире животных и увлечь в путешествие. Кино не стоит на месте, оно развивается, ему ведь всего чуть больше 118 лет.

Новизна проекта:

Знакомство детей с таким видом искусства, как кинематограф, позволяет интегративно развивать личность ребенка, мотивировать его на общение со сверстниками и взрослыми, разнообразить детскую деятельность.

Цель: Знакомство детей с процессом снятия кинофильма.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с кинопрофессиями;

-обогатить знания детей сведениями о профессиях людей, работающих на телевидении;

-сформировать отчетливые представления о роли современной техники в кинематографе;

-активизировать и обогащать словарный запас детей за счет кинематографических терминов;

-продолжать формировать умение детей самостоятельно распределять роли

и действовать в соответствии с ролью;

-продолжать формировать умение детей самостоятельно готовить атрибуты

для игры;

Развивающие:

-развивать умение мимикой и пластикой передавать характер героев;

-развивать у воспитанников познавательный интерес, волю, эмоции, познавательные  способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

-формировать умение творчески развивать сюжет игры;

-развивать умение детей дружно и слаженно действовать в коллективе,

опираясь друг на друга;

 -развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой

игре.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей;

- воспитывать уважение к творческим профессиям;

-воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками и взрослым.

Возрастная категория: подготовительная группа.

Предварительная работа: Беседы о профессиях людей, работающих в сфере кино. Рисование любимых героев. Просмотр видео сюжетов и презентации «Наши мультфильмы». Просмотр мультфильма «Фильм, фильм, фильм». Просмотр детского киножурнала «Ералаш». Беседах на темы: «Что мы знаем о кино?», «Как снимают кино?», «Что такое «Ералаш».

Ожидаемый результат.

-Дети знают основные кинопрофессии: режиссёр, помощник режиссёра, оператор, звука- оператор, осветитель, актер, гримёр, костюмер.

- У детей сформированы отчетливые представления о роли современной техники в кинематографе;

-У детей активизирован и обогащен словарный запас за счет кинематографических терминов;

-Дети умеют самостоятельно организовывать игру;

-У детей развит познавательный интерес, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие;

-Дети уважительно относятся к творческим профессиям;

-Дети доброжелательно настроены при общении со сверстниками и взрослыми;

Перспективы на будующее. Создание на базе детского сада киносъемочной группы «Ералаш-Жемчужинка» или «Наша жизнь день за днем» и также выпуски новостной ленты «Новости «Жемчужинки» где дети сами будут освещать новости недельные новости.

Содержание этапов мастер-класса.

1 этап – подготовительный, который включал в себя изготовление атрибутов.

2 этап – основной, включал в себя знакомство с видами основными профессиями в кинематографе, беседы, чтение, просмотр художественных произведений; разыгрывание сюжетов.

3 этап – заключительный, совместное производство киноролика.

Заключение.

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. 

Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным. В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

Поэтому нашей целью на данный момент является - социализация и адаптация подрастающего поколения в окружающем мире.

 

Ход мастер-класса.

Основная часть.

Воспитатель заносит в группу видеокамеру.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту вещь. Как она называется? Для чего она нужна?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы любите кино? Почему вы его любите?

Ответы детей.

Воспитатель: А хотели бы вы сами участвовать в съемке какого-нибудь кинофильма?

Ответы детей.

Воспитатель: Хочу предложить вам самим снять короткие кинофильмы из нашей жизни. Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое «Ералаш»?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вы знаете о том, как снимается кино? Кто участвует в создании кинофильмов? Что для этого надо?

Ответы детей.

Если дети назвали не всех участников, то воспитатель дополняет знания детей о них и кратко рассказывает, кто, чем занимается.

Режиссер - следит за актерами и их игрой по сценарию, он дает команду, когда начинать съемку и когда её остановить или закончить.

Помощник режиссера- проставляет номера сцен и дублей на нумератор –хлопушку.

Оператор снимает все происходящее на камеру, слушает команду режиссера.

Осветитель следит, чтобы на съемочной площадке было нормальное освещение, чтобы свет падал на актеров.

Костюмер - следит за одеждой, костюмами актеров, приводит их в порядок, помогает им надевать костюмы.

Гример – помогает актерам войти в роль, сделать прическу и нанести грим.

Актеры - они играют свою роль, знают текст наизусть, стараются подражать и быть похожими на своего героя.

Что необходимо для съемок  кино: камера, костюмы, декорации, все для грима, сюжет.

Воспитатель: Теперь надо распределить роли, кто кем будет.

Каждому ребенку предлагается выбрать картинку с ролью.

Воспитатель: Роли мы распределили. Теперь надо выбрать то, что мы будем снимать.

Ответы детей.

Воспитатель: Я вам предлагаю снять небольшой ролик из «Ералаша». Мы с вами на прошлом занятии посмотрели две сценки «Красавица» и «Прививка».

Снимем сценку «Прививка». Действие происходит у медицинского кабинета. Вся группа ждет на скамейках своей очереди на прививку. Одна из девочек по списку объявляет, кто следующий заходит в кабинет.

Дети-актеры выбирают себе понравившуюся роль. Потом воспитатель предлагает взять атрибуты всем детям, которые им необходимы.

Воспитатель предлагает подготовиться к съемке фильма: гримерам, костюмерам подготовить актеров; оператору подготовить рабочее место для установки камеры; осветителю подготовить сцену, освещение. Когда все будут готовы режиссер объявляет о начале съемок.

Костюмеры:

-Актеры, пройдите в костюмерную, для примерки костюмов (дети получают костюмы, примеряют их, костюмеры, поправляют костюмы на детях).

Гример:

- Актеры пройдите пожалуйста в гримерную (гример наносит грим, подкрашивает, припудривает их).

Режиссер:

-Оператор готов к съемке?

-Как обстоят дела у осветителя?

- Дает объяснение по сцене

-Актеров прошу пройти на свои места!

-Все готовы к съемке. Начали! Камера! Мотор!

 В ходе игры режиссер останавливает съемку, делает дополнительные дубли.

Помощник режиссера:

-Сцена первая! Дубль первый!

Дети сидят на скамейках, переживают.

Девочка со списком: «Чиж, пошел».

Чиж заходит в кабинет.

Девочка со списком: «Жижин, приготовиться!»

Жижин встает. Страх на лице. Чиж выходит из кабинета, разводит руки и говорит: «Вот такенная игла!»

Все пугаются.

Девочка со списком: «Жижин, пошел!»

Жижин прощается с детьми, обнимается.

Девочка со списком: «Жижин!»

Жижин: «Никитка! А в какое место колют?»

Чиж: «Там узнаешь».

Жижин: «Слушай! Уколись за меня! Как друга прошу! Я тебе знаешь, что, я тебе робота своего отдам!

Чиж: «Робота? Ладно! Как другу!»

Чиж заходит в кабинет. Жижин счастливый садится на место.

Чиж выходит из кабинета со словами: «Вот такенная игла!»

Все дети тянут свои игрушки Чижу, чтобы он сходил за них на прививку.

Чиж: «Не все сразу! В очередь».

 Режиссер: «Стоп съемка!».

Сцена вторая: в группе. Чиж стоит один за партой входит воспитательница.

Помощник режиссера: «Сцена вторая! Дубль первый!»

Чиж: «Здравствуйте, Марья Ивановна!

Воспитатель: «А где все?»

Чиж: «Заболели!»

Воспитатель: «Что все сразу?»

Чиж: «Эпидемия!»

Воспитатель: «Ну садись!»

Чиж: «Спасибо! Я постою!»

Камера показывает спину Чижа. Внизу спины привязана грелка.

Режиссер: «Стоп, мотор!»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Фильм снят. А теперь мы сделаем монтаж наших фильмов и потом вместе с родителями посмотрим их. Дети смотрят

Рефлексия.

Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали? Во что мы играли? Какие роли вам больше всего понравились?  Что больше всего понравилось? (Дети вспоминают ход занятия, рассказывают, делятся впечатлениями).

Воспитатель: Давайте похлопаем себе! (дети аплодируют).

Проводим мастер класс с педагогами.

Цель: Распостранение педагогического опыта при  ознакомлении детей с процессом снятия кинофильма.

Приступаем к снятию небольшого ролика из «Ералаша» сценка «Красавица!» И в съемке этого фильма нам помогут наши педагоги.

Дети-актеры выбирают себе понравившуюся роль. Потом воспитатель предлагает взять атрибуты всем детям, которые им необходимы.

Воспитатель предлагает подготовиться к съемке фильма: гримерам, костюмерам подготовить актеров; оператору подготовить рабочее место для установки камеры; осветителю подготовить сцену, , освещение. Когда все будут готовы режиссер объявляет о начале съемок.

Костюмеры:

-Актеры, пройдите в костюмерную, для примерки костюмов (дети получают костюмы, примеряют их, костюмеры, поправляют костюмы на детях).

Гример:

- Актеры пройдите пожалуйста в гримерную (гример наносит грим, подкрашивает, припудривает их).

Режиссер:

-Оператор готов к съемке?

-Как обстоят дела у осветителя?

-Актеров прошу пройти на свои места!

-Все готовы к съемке. Начали! Камера! Мотор!

В ходе игры режиссер останавливает съемку, делает дополнительные дубли.

Помощник режиссера: Сцена первая! Дубль первый!

Действие происходит в комнате. Девочка сидит на диване, читает книгу. Звонит телефон.

Девочка: «Куда? Гулять! Конечно! Заходи!».

Девочка радостная начинает выбирать себе наряд и прихорашиваться перед зеркалом. Когда она примеряет, какую-то вещь, красит губы, то говорит слова: «Красавица!»

Действие второе. Звонок в дверь. Девочка открывает дверь. На пороге мальчик.

Мальчик: «Ну, что, готова? Пойдем?»

Девочка: «Я??? С тобой??? Да никогда!!!!!»

Мальчик растерянно раскрыв глаза, смотрит на девочку.

Режиссер: «Стоп мотор!»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Фильм снят.

Рефлексия.

Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали? Во что мы играли? Какие роли вам больше всего понравились?  Что больше всего понравилось? (Дети вспоминают ход съёмочного процесса, рассказывают, делятся впечатлениями).

Воспитатель: Давайте похлопаем себе! (дети аплодируют).

Список литературы:

  1. Парамонова, Л.А. «Развитие детей пяти – шести  лет»/ Л.А. Парамонова. –М: ОЛМА-МЕДИАГРУПП, 2012.
  2. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие. - 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 251 с.
  3. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Которткова. –М: Гном и Д, 2000.
  4. Михайленко Н.Я. Игра с правилами/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Которткова. – М.: Онега, 1994.