ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка (младшая группа)

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Подготовила: Никифорова Е. С. воспитатель

ГБДОУ детский сад № 22 Кировского района Санкт- Петербурга

Аннотация: В статье анализируются возрастные особенности детей до трех лет и их влияние на адаптацию ребенка в детском саду. Рассматриваются этапы адаптации и деятельность педагогического коллектива по адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Ключевые слова: возрастные особенности, адаптация, детский сад, дети раннего возраста.

Адаптация ребенка к детскому саду является болезненным и сложным процессом, который может сопровождаться рядом негативных изменений в детском организме. Жизнь ребенка, который поступает в дошкольное учреждение, претерпевает существенные преобразования. У него изменяется режим дня, появляется постоянный контакт со сверстниками, он находится большую часть дня в новом помещении.

Адаптация детей раннего возраста в детском саду обладает рядом специфических особенностей. Дети до трех лет гораздо более восприимчивы, чем более старшие возрасты. С одной стороны, дети в возрасте 1–1,5 года наиболее легко адаптируются в коллективе. Однако, с другой стороны в этом возрасте у ребенка еще не сформировано социальное сознание. В результате наиболее благоприятным для адаптации в детском саду является возраст от 2,5 до 4 лет.

К возрастным особенностям детей раннего возраста от 2 до 3 лет относят:

- ребенок преимущественно играет самостоятельно, проявляет фантазию, подражает другим детям, может играть в простые групповые игры;

- ребенок только учится бегать, ходить на носках и сохранять равновесие на одной ноге, умеет сидеть на корточках;

- играя с игрушками, опрокидывает содержимое коробок, вываливая все на пол, открывает все крышки и ящики;

- рисуя может воспроизводить простые формы, рисует на всех поверхностях, в том числе стенах, может рисовать пальцами;

- слушает простые и не длинные рассказы, задает вопросы, начинает понимать точку зрения другого;

- ежедневное увеличение словарного запаса, начинает требовать объяснений «почему» и «как».

Таким образом, дети до 3 лет, как правило, недостаточно социализированы и не обладают полным набором навыков самообслуживания для пребывания в детском саду. Кроме того, особенность этого возраста детей является то, что они предпочитают играть самостоятельно, а не в коллективе.

Сопровождение детей раннего возраста в период их адаптации к детскому саду должно решать две основных задачи. Первой задачей является помощь детям в процессе адаптации. Здесь важную роль играет слаженное взаимодействие педагогического коллектива и родителей. Вторая задача заключается в сопровождении процесса адаптации необходимыми педагогическими и психологическими исследованиями. Это позволит обеспечить необходимую корректировку пребывания ребенка в детском саду. Решение указанных задач должно состоять из следующих этапов.

Первым является предадаптационный этап, который должен начинаться за 1–2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Поскольку речь идет о детях раннего возраста, которые начинают посещение детского сада с момента набора новой группы, то данный этап должен начинаться в мае. Для реализации мероприятий данного этапа родители должны быть заранее направлены организацией, которая контролирует очередь в детские сады, в дошкольное учреждение. В процессе предадаптационного этапа осуществляется подготовка детей и их родителей к детскому саду путем проведения следующих мероприятий:

- знакомство родителей с воспитателем и группой в детском саду (проводится воспитателем или старшим воспитателем в мае);

- изучение уровня социального развития и психоэмоционального состояния ребенка, особенностей семейного воспитания ребенка и наличия навыков самообслуживания [1] (проводится психологом при проведении предыдущего мероприятия путем анкетирования родителей);

- выдача информационных материалов (памятки, консультации, рекомендации) родителям с целью повышения их психолого-педагогической культуры;

- разработка индивидуальных рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду в летний период (осуществляется совместно воспитателем и психологом в течение одной-двух недель и выдается родителям при следующей встрече);

- обсуждение с родителями хода индивидуальной подготовки к посещению детского сада (осуществляется психологом или воспитателем один-два раза за предадаптационный период в мае-июне).

Вторым этапом является адаптационный этап. На данном этапе начинается посещение ребенком дошкольного учреждения, протекают острая и подострая фазы адаптации. Второй этап начинается в июне-июле и может продолжаться для разных детей вплоть до декабря, в случае тяжелой адаптации. На облегчение прохождения ребенком острой фазы направлены следующие мероприятия адаптационного этапа:

- наблюдение за ребенком и заполнение индивидуальной адаптационной карты (осуществляется психологом и воспитателем);

- заполнение карты психологического фона развития группы во время адаптации (заполняется совместно психологом и воспитателем);

- выполнение комплекса занятий развивающе-профилактического блока, включающего в себя дыхательную гимнастику, релаксацию, игры на снятие эмоционального напряжения, тревожности через тактильные ощущения, игры на развитие саморегуляции, подвижные игры, рисование (осуществляется воспитателем, в составлении плана занятий учитывается карта психологического фона развития группы и участвует психолог);

- ежедневное информирование родителей о прохождении ребенком адаптации в групповых информационных уголках, папке психолога, газета для родителей, социальных сетях и другими способами (психолог совместно с воспитателем);

- разработка домашних заданий для родителей на выходные дни для облегчения адаптации (осуществляется психологом путем обучения родителей играм с водой, песком, манкой и гречкой, в «детский сад дома», дыхательным упражнениям с целью снижения эмоционального напряжения).

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме [2]. Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой – усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

Третьим этапом является постадаптационный этап. На данном этапе у ребенка наступает фаза компенсации, преобладает устойчиво-спокойное настроение, налаживается сон и аппетит. На этом этапе уже можно сделать выводы о результате протекания процесса адаптации. Третий этап начинается, для большинства детей, в октябре и длится до конца года. Основной задачей постадаптационного периода является закрепление навыков детей, приобретенных в процессе адаптации и недопущения дезадаптации.

На третьем этапе осуществляются следующие мероприятия:

- сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада и оценка уровня адаптированности детей к ДОУ (осуществляется воспитателем по восьми параметрам: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, сон, аппетит, реакция на изменение привычной ситуации, заболеваемость);

- анкетирование родителей на тему «Эмоциональное благополучие в детском саду» с целью получения информации обратной связи;

- проведение ежемесячного собрания с родителями на тему «Адаптация детей к детскому саду» (осуществляется психологом с подведением итогов адаптации или постановкой следующих задач для родителей).

По окончании третьего этапа подводятся итоги адаптации новых групп детей в дошкольном учреждении, корректируется программа проведения адаптации на следующий год.

Список литературы

1. Прокопенко Н.Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – №2 (8). – С. 47–49.