Рождественское гулянье
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Санфирова Ирина Харисовна

Цель: 1. Получение новых знаний и формирование у детей о традициях Рождества; 2. Познакомить детей с историей русского быта; 3. Открытие проекта «Семья».

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к традициям русского народа; развивать доброжелательное отношение друг к другу, ценность семьи в жизни человека;
  • Развивающие: развивать любознательность, воображение, память, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас;
  • Образовательные: обогатить представления детей о традициях и обычаях проведения Рождества с старину; в процессе праздника познакомиться с историей русского быта, а так же активизировать желание детей в познании большего о своей семье.
  • Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, музыкально-ритмическое.

Методы и приемы:

  • Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, экскурсия
  • Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, рефлексия.

Оборудование: музыкальный центр, костюмы русско-народные, мини-музей «Русский быт», дидактический материал.

  • Словарная работа: традиции, быт, название предметов старены (кочерга, ухват, черпак, чугун и т.д.).
  • Предварительная работа: создание мини-музея «Русский быт», заучивание колядок и песен, подготовка танца.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvo.docx164.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рождество

Цель: 1. Получение новых знаний и формирование у детей о традициях Рождества; 2. Познакомить детей с историей русского быта; 3. Открытие проекта «Семья».

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к традициям русского народа; развивать доброжелательное отношение друг к другу, ценность семьи в жизни человека;
  • Развивающие: развивать любознательность, воображение, память, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас;
  • Образовательные: обогатить представления детей о традициях и обычаях проведения Рождества с старину; в процессе праздника познакомиться с историей русского быта, а так же активизировать желание детей в познании большего о своей семье.
  • Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, музыкально-ритмическое.

Методы и приемы:

  • Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, экскурсия
  • Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, рефлексия.

Оборудование: музыкальный центр, костюмы русско-народные, мини-музей «Русский быт», дидактический материал.

  • Словарная работа: традиции, быт, название предметов старены (кочерга, ухват, черпак, чугун и т.д.).
  • Предварительная работа: создание мини-музея «Русский быт», заучивание колядок и песен, подготовка танца.

Ход мероприятия

Скоморох 1:                    « Эй, честной народ!

Рождество в дома пришло.

Заходи и стар и млад

Вам сегодня каждый раз.»

Скоморох 2:               «Приглашаем всех гостей

Посетить наш дом-музей.

Будем  веселиться, колядовать

Рождество в домах встречать.»

Ведущий 1:              «Дружно встанем в хоровод

Игра Трифан всех нас ждет.»

Игра «Как у дяди Трифана»

Ведущий 2: «Встретим праздник песней мы веселой. Пусть услышат все что Рождество пришло в города и села.»

Песня «Рождество»

Ведущий 1: «На Руси есть такая традици. На Рождество, в святочную неделю по домам ходят ряженые и поют калядки – это небольшие песни прославляющие рождение Иисуса Христа за что их угощают конфетами, печеньями, …»

Ведущий 2:                  «Мы колядки пропоем

С благой вестью в дом придем

По традиции старинной угощенья соберём.»

Дети поют колядки

Игра «Золотые ворота»

Ведущий 1: «А сейчас мы приглашаем остей посетить экскурсию в  наш дом-музей русского быта.»

Экскурсия (для родителей и гостей)

Экскурсовод 1: «Первое, что вы увидите – это русская печь без нее не обходилась не одна изба. Печь кормила и согревала всю семью. Топили ее дровами (поленья) березовыми и дубовыми, которые заготавливали летом., мужчины для этого им нужны были пилы, топоры (показывает). Готовили в печи в чугунах(показывает), чтобы помешать угли использовали кочергу, доставали их ухватом. Дети зимой спали на печи, так как там было теплее всего.»

Экскурсовод 2: «Самовар собирал всю семью за столом. Кашу, хлеб, пироги, картошку и щи варили в печи в чугунах. Посуда была из глины, бересты и вырезалась из дерева (показывает). Изготовляли посуду гончары и резцы по дереву. Соленья хранили в бочках в погребе. Освещалась изба керосиновой лампой и свечами. За стол садились с молитвой, в каждой избе была божья полка, где располагались иконы.»

Экскурсовод 3: «Женщины в русских домах занимались рукоделием. Пряли на прялке шерсть и вязали, ткали ткань и шили, вышивали. Своим рукоделием украшали дома и одежду, а так же стирали и гладили (показывает утюг и доску для стирки). Вот посмотрите –  женский костям состоял из сарафана, кокошника (или платка), рубашки, на ногах лапти. Мужской костюм: косоворотка, кушак, шаровары, лапти или сапоги.»

Экскурсовод 4: «После работы и в праздники люди любили петь и танцевать, для этого им нужны были музыкальные инструменты: балалайка, гармошка, гусли, трещотки, дудки, ложки (показывает). Праздники проходили весело принимали участие и стар и млад, устраивали ярмарки, игры, театральные представления.»

Экскурсовод 5: «В каждом доме было много детей. Считалось, чем больше детей, тем богаче дом. Для них изготавливали игрушки: куклы из соломы, свистульки и игрушки из глины, шили из обрезков разных зверюшек.»

Ведущий 1:               « Продолжаем мы веселье

У всех хорошее настроенье!

Праздник будем продолжать

Танец дружно танцевать!»

Танец «Валенки» Русланова

Ведущий 2: «На Руси в святочную неделю до крещения в каждом доме ждали чудес. Девушки гадали и ожидали исполнения желания. Давайте соберемся в большой круг, будем передавать друг другу свечу и говорить пожелания, чтобы и наши желания сбылись.»

Когда свеча дойдет до Ведущего 2: «Посмотрите ребята, как много всего изменилось с тех времен. Сейчас у нас в домах отопление, готовим мы на электрических и газовых плитах, стираем в стиральных машинках, благодаря лампочкам у нас горит свет, но одно осталось неизменным. Как вы думаете что? (ответы детей)»

Ведущий 2: «Это наша семья! Семья – это главное в жизни любого человека, потому что она состоит из самых близких и родных людей. Вот мы со Светланой Михайловной решили сделать большую книгу дружных семей группы «Карлсон». Для этого вы дома вспомните всех членов ваших семей и сделаете генеалогическое древо, придумаете герб своей семьи, вспомните традиции и когда мы соберёмся в следующий раз каждый представит свою семью.»