Сенсорное развитие дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Грищенко Ольга Васильевна

Сенсорное развитие - основа для успешного развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitiedetey_doshkolnogo_vozrasta.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением математики Василеостровского района Санкт – Петербурга

Структурное подразделение

«Отделение дошкольного образования детей»

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Методическую разработку  подготовил:

старший воспитатель

Грищенко О.В.

Санкт-Петербург, 2019 год

 Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

   Сенсорное развитие детей – это, прежде всего основание для успешного осуществления различных видов деятельности: умственной,  эстетической, физической, трудовой и даже нравственной, т.е. это развитие личности ребенка в целом.

   Существует еще такое понятие как сенсорное воспитание, которое определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях при помощи зрения, осязания, обоняния, слуха, вкусовых рецепторов и лишь на их основе возникают более самостоятельные процессы как память, мышление. А функция обобщения появляется в 4,5 года, которая способствует выделению закономерностей через знание, а знание – это факты, связи, зависимости, что способствует в свою очередь формированию у ребенка индивидуальных способностей, большинство из которых имеет ярко выраженную сенсорную основу.

  Именно в дошкольном возрасте закладываются основы всего последующего психологического развития ребенка и созревание анализаторов с помощью которых производится расчленение и объединение различного рода воспринимаемых раздражителей:

- развитие зрительного восприятия (формы, величины, цвета предметов и др.);

- развитие точного глазомера;

- развитие тонкого мышечного чувства;

- совершенствование звукового анализа речи;

- формирование музыкального слуха

Обобщенные способы, чувственного опыта обследования качества предметов:

- рассматривание;

- обследование предмета, явления (формы, фактуры);

- выделение любого звука в слове;

- обобщение (взрослым, ребенком если сможет)

Обследуя, ребенок соотносит предмет явление с имеющимся опытом, анализирует, добавляет новые ощущения.

   Задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях.

Игры на сенсорное развитие

«Что внутри»

Материал: В воздушные шары в присутствии детей закладываются знакомые  крупы, попарно.

Ход игры: Разделиться на команды. За определенный промежуток времени ь детям необходимо на ощупь и визуально подобрать пару к каждому шарику с крупой и рассказать, что там находится.

«Угадай на ощупь»

Материал: В коробке мочалки из различных материалов (жесткие, из губки,  бархатные, вельветовые, вязанные, плетеные, с фольгой, с наждачной бумагой и др.).

Ход игры: Ребенку завязывают глаза и предлагают найти пару, описать предметы.

«Догадайся, что за предметы»

Материал: любые знакомые детям предметы (зубная щетка, мыло в упаковке, тюбик зубной пасты, расческа и др.  – предметы гигиены; мячик, кубик, пирамидка и др. – на ощупь; яблоки, апельсины, груша и др. – на запах)

Ход игры: Все предметы накрываются, ребенку предлагается найти определенный предмет на ощупь, можно предложить выбрать что-то по запаху.

«Отгадай цифру»

Атрибуты: не оточенный карандаш

Ход игры:  Ребенку осторожно  на спине, через одежду, карандашом, пишется любая однозначная цифра, а ребенок в свою очередь должен ее угадать.

«Угадай, что это»

Материал: разные  предметы, изготовленные из однородных материалов (бумага, вата, кожа, металл, пластмасса, дерево, ткань и др.)

Ход игры: ребенку предлагается с закрытыми глазами быстро дотронуться до предмета (не задерживаясь на нем), определить из какого  материала он сделан.

«Золушка»

Материал: крупные крупы (фасоль, горох, бобы, чечевица и др.)

Ход игры: детям с закрытыми глазами предлагается рассортировать крупы на 2 кучки (фасоль-горох), за определенный промежуток времени, кто больше и точнее.

«Найди такой же»

Материал: мешочек в нем различные предметы, у второго игрока такие же.

Ход игры: один из играющих с чудесным мешочком, второй с предметами. Один из игроков просит второго достать из мешочка на ощупь показанный предмет.

Вопросами сенсорного воспитания занимались: Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.П.Усова, В.Н.Аванесова, Н.Н.Подъяков, Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Б.И.Хачапуридзе, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Фрёбель, Ж.Ж.Руссо, М.Монтессори и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников

Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольниковА. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взр...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.

Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....

сенсорное развитие дошкольников

статья о сенсорном развитии дошкольников...

Презентация "Сенсорное развитие дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности"

 Презентация работы хореографа ДОУ по сенсорному развитию  дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности....

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников

В статье рассказывается о музыкально-сенсорном оразвитии дошкольников...

"Основы сенсорного развития дошкольников"

Методическая разработка в помощь воспитателю...

Сенсорное развитие дошкольников с задержкой психического развития

Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического...