Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.
статья (младшая группа) по теме

Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название игры

Дидактическая задача

Правила игры

Игровое действие

Содержание

Роль воспитателя

«СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ»

Знакомство с окружающим. Закрепление названий животных. Воспитание внимания, настойчивости в выполнении задачи

Каждый ребенок  с помощью картинок складывает определенное животное  (корову, лошадь)

Складыва ние картинок

Играющие складывают из че тырех частей целую картинку и рассказывают, что получилось

Воспитатель подби рает картинки с час тями тех животных, которые детям знако мы.   Вначале  учит их

умению складывать из частей целое жи вотное, добиваясь по степенно самостоя тельности детей

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.

Название игры

Дидактическая задача

Правила игры

Игровое действие

Содержание

«КОМУ СКОЛЬКО»

Упражнение в количественном счете. Развитие сообразительности

Одеть кукол и посчитать, сколько у них игрушек

Одевание кукол и подбор им игрушек

Детям раздают карточки с изображением кукол, одежды и игрушек. Каждый одевает свою куклу и подбирает ей игрушки. Подобрав, называет эти игрушки и считает, сколько их – (две, три).


Название игры

Дидактическая задача

Правила игры

Игровое действие

Содержание

Роль воспитателя

Примечание

«КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ»

Закрепление зна ния цвета и обозначение его словом. Воспитание внимания

Собрать башенку одного цвета.

Собрать разноцветную башенку и только из боль ших или маленьких колец

Сбор башенки

Воспитатель раскладывает с помощью детей на не скольких столах рассыпанные разноцветные колечки от башенок. Принимающие участие в игре дети собирают башенки одного цвета или комбиниро ванную из нескольких цветов

Заинтересовать детей игрой, показать, какие разноцветные кольца от башенок. Они разные: красные, зеленые, желтые и т. д. А вот кто суме ет собрать башенку красного, а потом си него цвета?

Вначале дети разбирают и собирают башен ки медленно, затем, когда усвоят игру, темп можно ускорить. Вначале давать два цвета, а затем прибавлять по одному в зависимости от требований программы

Название игры

Дидактическая задача

Правила

 игры

Игровое действие

Содержание

Роль воспитателя

Примечание

«ЗАЖГИ ФОНАРИК»

Закрепление цвета предметов и их

названий

Найти фонарик заданного цвета и назвать его цвет

Рассматривание фонариков и затем их разыскивание

Воспитатель вместе с детьми рассматривает разноцветные фонарики и называет какого они цвета. После этого он объясняет правила игры. Фонарики будут разложены по всей комнате. Кто найдет фонарик, тот и возьмет его. Взять можно только один фонарик. А потом Коля, Андрей, Маша и другие дети подойдут ко мне и покажут свои фонарики и назовут какого он цвета.

Воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам в это время прячет фонарики

Вместо фонариков можно брать разноцветные ленты. Они могут быть широкие и узкие, длинные и короткие.


Название игры

Дидактическая задача

Правила игры

Игровое действие

Содержание

Роль воспитателя

Примечание

«УЗНАЙ ФОРМУ ПРЕДМЕТА»

Закрепление знаний геометрических форм и их названий. Воспитание внимания, сосредоточенности

Посмотреть свою карту и назвать, что на ней нарисовано. Если дети умеют считать – подсчитать, сколько форм на карте (две, три)

Отыскивание на большой карте геометрических форм, аналогичных показываемым воспитателем

Детям  раздаются большие карты с нарисованными на них геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). У воспитателя маленькие карточки с повторением тех же форм, что и в больших картах (геометрические формы могут повторяться как на больших, так и на маленьких карточках). Воспитатель показывает маленькую карточку и  спрашивает, у кого на карте есть треугольник. Ребенок отвечает: «У меня есть на карте треугольник». Игра заканчивается, когда у одного из играющих в его карте будут закрыты все клетки

Подбирать такие геометрические формы, которые дети знают, а потом добавлять по одной еще малоизвестной детям, объясняя ее название

Усложнение: геометрические формы могут быть покрашены в различные цвета. Тогда дети должны будут назвать: «У меня круг красный».


Название игры

Дидактическая задача

Правила игры

Игровое действие

Содержание

Роль воспитателя

«НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ»

Закреплять умение соотносить форму с образцом. Воспитание внима ния, самостоятель ности и речи

Найти фигуру по образцу

 

 

 

Отыскива ние предме тов

На доске на расстоянии друг от друга прикреплены различ ные фигуры. Каждый ребенок получает одну из геометриче ских фигур. Воспитатель предлагает детям побегать по группе и по сигналу подойти к сво ей фигуре на доске и встать за ней друг за другом. Выигрывает ряд,  не допустивший   ошибок.

Игру можно провести и в
другом варианте (дать только 4-м детям фигуры с изображе нием, а остальные к ним под бегают). Карточки каждый раз передавать другим детям

Воспитатель подби рает фигуры в соответствии с програм мой. Детей застенчи вых, молчаливых за ставляют рассказать о выполненном зада нии в игре.

Материал нужно разнообразить по фор ме, величине и окрас ке

Название игры

Дидактическая задача

Правила игры

Игровое действие

Содержание

Роль воспитателя

Примечание

«ЖИВОЕ

ДОМИНО»

 

 

 

Сравнение и называние лент (ве личина и цвет)

Найти товарища, у которо го на руке такая же по цвету и величине лента, взять его за руку и встать в круг

 

Найти пару

Дети встают в круг таким образом, чтобы совпали одина ковые цвета лент (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый,   синий,   фиолетовый).

Воспитатель повязывает де тям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и пре длагает быстро построить круг, но так, чтобы у каждого ребен ка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего ря дом с ним по ту или другую сторону

Воспитатель вместе с детьми рассматри вает ленты, а затем повязывает их детям. Следит за правильно стью составления кру га

Вначале лен ты повязывают на одной руке, а затем можно на обеих руках, но разного цве та. Тогда пары должны соеди няться таким образом, чтобы цвет лент со впадал с цветом стоящего спра ва и слева от него   товарища


Название игры

Дидактическая задача

Правила игры

Игровое действие

Содержание

Роль воспитателя

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Закрепить знания геометрических фигур, разви вать наблюдатель ность, внимание память и речь

 

Ребенок запоминает рас положение фигур, а потом называет, какую перестанов ку сделали. Отгадавший сам затем делает перестановку

 

Отгадывание

Воспитатель расставляет на столе три геометрические фи гуры и предлагает детям вни мательно посмотреть  и запом нить последовательность их расположения. По команде «Глазки спят» дети закрывают глаза, а воспитатель быст ро переставляет или убирает одну фигуру и спрашивает: «Что изменилось?» Ребенок должен сказать, какой фигуры пет или как изменилось расположение фигур

 

Воспитатель подби рает фигуры согласно программным требо ваниям, добивается во время игры, чтобы у детей развивалась речь: громко и чет ко называли фигуры, создает эмоциональ ную обстановку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

Практико-ориентированный проект по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста....

Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста"

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и н...

Картотека дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста

laquo;Чудесный мешочек»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.Игровое действие:...

Сборник "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников ( для детей 2-3 лет)

Сборник " Дидактические игры и упражнения по  сенсорному развитию дошкольников" ( для детей 2-3 лет)...

Презентация "Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитания дошкольников"

С этими играми дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики ...