Памятка для воспитателей"Создание предметно-развивающей среды группы с учетом принципа гендерности"
консультация

Богулян Светлана Степановна

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад «Оленёнок» город Муравленко ЯНАО

Памятка для воспитателей

«Создание предметно-развивающей среды группы с учетом принципа гендерности»

Богулян С.С.

воспитатель,

первая квалификационная категория

г.Муравленко

 

Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.

Педагог - лишь организатор предметной среды группы, его функция - подбор необходимого развивающего материала, который автодидактичен, сам провоцирует ребенка на развитие, проявление самостоятельности и проб себя в различных видах детской деятельности.

Все вы знакомы с основными принципами построения развивающей среды в группе. Федеральные государственные требования к содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях созданию развивающей среды уделяется важное значение. Учитываются такие принципы, как

  • Принцип дистанции позиции при взаимодействии. 
  • Принцип активности.
  • Принцип стабильности-динамичности.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
  • Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру.
  • Принцип этапности и учета возрастных особенностей.
  • Гендерный принцип.

Гендерный принцип. Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

Цели развития ПРС с учетом гендерного признака - способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Пространственно-предметная развивающая среда - одно из условий полоролевого воспитания ребенка. Пространственно-предметная среда стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа.

Мальчики

Игра мальчиков чаще опирается на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф и т.п., любят разбирать игрушки, использовать их для различных целей, их интересуют шумящие и сложные по конструкции игрушки. В играх берут на себя роли солдата, шофера, летчика и т. п.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно большее пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причин для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера (игры в террористов, бандитские группировки и т.п.). Для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия.

Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Рекомендуются: конструкторы, сборно-разборные модели транспорта, игрушки-трансформеры и т. п.

Девочки

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение, они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка; девочки меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше - назначением, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду дома или в группе детского сада, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы все, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому позаботьтесь о том, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок, лоскутков различного размера и прочей атрибутики.

Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. И не стоит ограждать девочек от современных кукол Барби, так как общество и культурная среда демонстрируют обладающих половыми признаками персонажей, что помогает детям определить свою половую идентичность, и отказывать в этом ребенку было бы неразумно.

Девочки

Мальчики

Игровые уголки, элементы пространственно-предметной среды

  • «Гостиная» - мини-среда светского этикета (диван, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, торшер, пианино, цветы на столе и на стенах и т.д.);
  • «Кухня» игрушечный кухонный блок: шкаф с полочками и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовления пищи;
  • «Ванная» игрушечный ванный блок: тазики для стирки белья; мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т.д.);
  • «Дом» домашний очаг - микропространство для девочек - модель уютного уголка: куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д., т.е. те предметы, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла- мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер, кукла-леди);
  • уголок красоты - закрытое ширмой пространство (зеркало, полочка с расческами, одежными щетками, заколками, бантами), где есть возможность самостоятельно, без посторонних наводить порядок во внешнем виде;
  •  «Мастерская для юных мастериц» швейные принадлежности (пуговицы, нитки, образцы тканей и др.);
  • «Истинная леди» мини-среда светского этикета (костюмы, шляпки, галстуки-бабочки, цветы, книги и т.п.)
  • «Гараж» (машинки различных марок, размеров, дорожные знаки);
  • «Автозаправка» (макет заправочной станции, необходимые атрибуты для заправки машин);
  • «Ремонтная мастерская» (макет, необходимые атрибуты для ремонта машин);
  • Уголок «Мужская доблесть» или «Уголок отважных рыцарей» в центре которого - портрет рыцаря в доспехах (шлем, кольчуга, палица, деревянные мечи, щиты; казацкое снаряжение (сабля, шапка, пика, патронташ, портупея, папаха бурка); современное военное обмундирование и оружие (китель, фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, автомат);
  • «Уголок юного строителя» (конструкторы, строительный материал различного вида и размера, орудия труда);
  • «Мастерская для юных мастеров» (наборы слесарных, плотницких, строительных инструментов);
  • Уголок конструирования для мальчиков «Юные мастера» (разные виды конструкторов, сборно-разборные модели транспорта, игрушки-трансформеры и т. п.);
  • «Юный агроном» (сельскохозяйственный инвентарь);
  • «Головные уборы» (фуражки, пилотки, строительные каски и др.), что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, милиционер, строитель и т.д.);
  •  «Истинные джентльмены» мини-среда светского этикета (костюмы, шляпки, галстуки-бабочки, цветы, книги и т.п.);

Тематические альбомы для рассматривания и рассуждения

  •  «Профессии мам», «Женские профессии», «Встречи с интересными людьми»
  • «Что можно сделать своими руками»
  •  «Маленькие принцессы»
  • «Модные женские прически»
  • «Модная одежда для девочек»
  • «Сервировка стола»
  • «Посуда»
  • «Девочки - будущие мамы»
  • «Маленькая хозяйка»
  • «Как украсить блюда»
  • «Как одевались в старину»
  • «Сказочные героини»;
  • «Художественная   мини-галерея» - экспозиция репродукций произведений живописи, графики, литературных произведений, отражающая образы   девочек,  женщин;

  • «Профессии пап»
  • «Мужские профессии», «Встречи с интересными людьми»
  • «Отважные воины»
  • «Военная техника»
  • «Военные корабли» и др.
  • «Вооруженные силы России»
  •  «Настоящие рыцари вчера и сегодня»
  • «Орудия труда»
  • «Что можно сделать своими руками»
  • «В мире транспорта»
  • «Чудо техника»
  • «Мальчики - будущие папы»
  • «Великие полководцы»
  • «Спорт для настоящих мужчин»
  • «Сказочные герои»;
  • «Художественная   мини-галерея» - экспозиция репродукций произведений живописи, графики, литературных произведений, отражающая образы мальчиков, мужчин

 Сюжетно-ролевые игры, театральные, имитационные, драматизации, с элементами ритуалов, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, состязательные игры (конкурсы, турниры-викторины, брейн-ринги).)

  • «Дом», «Семья», «Дочки-матери» (достаточное кол-во кукол разного размера, колясок, различной атрибутики)
  • «Парикмахерская»
  • «Салон красоты»
  • «Больница»
  • «Детский сад»
  • «Магазин»
  • «Ателье»
  • «Театр» (с набором костюмов и атрибутов)
  • «Кукольный театр» (разные виды кукол)
  • «Балет» и др.
  • «Пожарная часть»
  • «Строители»
  • «Полицейские»
  • «Военные»
  • «Пароход»
  • «Автопарк»
  • «Спасатель»
  • «Рыцарские турниры»
  • «Если в доме пожар»
  • «Как защитить слабого»
  • «Не дадим в обиду девочек» и др.

Уголок «Юные спортсмены»

  • Спортивное оборудование: ленты, обручи, скакалки
  • Спортивное оборудование: лестницы, канаты, мячи, кегли, кольцеброс, городки, (клюшки и шайбы, санки, велосипеды, самокаты и др. для ДА на прогулке)

Дидактические игры

  • «Мир профессий»
  • «Посуда»
  • «Одежда»
  • «Продукты»
  • «Предметы быта»
  • «Победи дракона»
  • «Найди выход из лабиринта»
  • «Орудия труда»
  • «Военные сражения»

Схемы-действия, карточки-символы

  • схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей женского пола;
  • карточки-символы, выражающие доброту, красоту, честность, женственность, нежность, заботливость и др., т.е. те ценности, которые определяют и направляют поведение девочек;

  • схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского пола;
  • карточки-символы, выражающие мужество, силу, честность, смелость, отважность и др., т.е. те ценности, которые определяют и направляют поведение мальчиков.

Желаем удачи в воспитании девочек и мальчиков!

Приглашаем к сотрудничеству!

Рекомендуемая литература:

Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе/ Вопросы психологии. – 1987. - №5.

Алешина Н.В., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины/ Вопросы психологии – 1991. - №4.

Берн Ш. Гендерная психология. Секреты психология. – СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. М. 2002. С. 8-32.

Доронова Т.А. Девочки и мальчики 3-4 лет в в семье и детском саду. –М., Линка-Пресс, 2009.

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. – СПб.: Тускорора, 1998.

Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. №3/4.

Исаев Д.Н., Каган В.Е.Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина, 1988.

Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.

Колесов Д.В, Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1986.

Столярчук Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания: Монография. Волгоград: Перемена, 1999.

Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.

Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. – М., 1996.

Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет/ М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами,...

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»...

Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей»

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и воз...

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»...

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»...

Консультация для воспитателей: Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей

Одним из определяющих факторов воспитания является предметно-развивающая среда...

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в первой младшей группе в соответствии в требования ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей«Создание предметно-развивающей среды в первой младшей группе в соответствии в требования ФГОС ДО»      Подготовила воспитательПл...