Консультация для воспитателей "Создание предметно-развивающей среды по формированию у детей математических способностей".
консультация на тему

 Абдуллаева Селминат Мирземагамедовна

Основное требование к организации окружающей среды для математической работы с детьми дошкольного возраста - соответствие основным концептуальным подходам программы, которая реализуется в данном ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  воспитателей

"Создание  предметно-развивающей среды  по формированию у детей

математических  способностей".

Необходимым и даже обязательным условием формирования элементарных математических представлений является организация предметно-развивающей среды.

Основное требование к организации окружающей среды для математической работы с детьми дошкольного возраста - соответствие основным концептуальным подходам программы, которая реализуется в данном ДОУ.

В ходе проведения занятий по формированию математических представлений дети в основном играют  сидя на ковре, для работы со счётным  материалом  могут  использоваться  специальные прямоугольные доски из пластика, фанеры.

Такой лист-подкладка легко переносится на столы, может располагаться на полу, на ногах у ребенка, позволяет ему осуществлять счетную деятельность, пространственную ориентировку на листе бумаги стоя, лёжа, сидя на полу.

На первом этапе обучения можно использовать игры с образными игрушками. Их желательно подбирать так, чтобы можно было сравнить по величине, количеству, цвету, форме. Наличие определенного количества игрушек одного и того же наименования позволяет проводить  пространственную ориентировку, формировать представления об относительности и транзитивности величины.

В групповой комнате выделяется место для сюжетно-ролевых игр, где размещается кукольный уголок , который оформляется в виде мини-квартиры , со всеми атрибутами. Кукольный уголок должен содержать  необходимое количество различных предметов: посуды, одежды, мебели.  В процессе игр дети соотносят эти предметы между собой в соответствии с содержанием игры. Например, если требуется покормить кукол обедом, количество тарелок, ложек и кукол определяется путем приложения, подбора друг к другу.

На втором и третьем этапе обучения также используются сюжетно-дидактические игры: "Магазин игрушек"  (цвет, форма, величина, количество), "Овощной магазин" (количество, цвет, форма), "День рождения куклы" (количества, форма), "Аптека" (количество), "Почта"(количество, величина, цвет).

В групповой комнате может быть выделен уголок для настольных игр. Хранить настольные игры следует таким образом, чтобы дети имели к ним свободный доступ. Коробки, в которых хранятся игры, должны быть легко узнаваемы.  На них наклеиваются соответствующие аппликации, рисунки.

Для формирования у детей представлений математического характера создаются и другие игровые центры: уголок для игр с песком и водой, уголок сказок, уголок экологии. В уголке сказок необходимо поместить большое зеркало, которое позволит детям видеть себя в различные моменты театрализованных игр. Оно может быть полезным и для формирования у детей элементарных математических  представлений: счет  отражений в зеркале (сколько нас), счет пальцев, глядя в зеркало, определение величины предметов, роста детей по отражению в зеркале, проигрывания перед зеркалом различных состояний, настроений, соотносящихся с различными представлениями о частях суток, временах года.

Для формирования экологических представлений в группе оформляется уголок экологии. В экологическом уголке устанавливается аквариум, размещаются комнатные растения, природный материал (шишки, жёлуди, каштаны, орехи). Этот материал используется для формирования математических представлений,  дети могут его считать, сравнивать по величине и форме, располагать в пространстве.

В групповой комнате находятся дидактические игры,  в которые дети играют на различных этапах обучения: "Цветные шары", "Цветные кубики", "Цвет и форма", "Чудесный мешочек", "Домино" (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), "На что похожа эта фигура", "Времена года", "Колумбово яйцо"  и другие.

В группе также имеется дидактический материал, который предлагается детям  в процессе групповых и индивидуальных занятий, также для игр проводимых совместно с воспитателем. Это счетные палочки, мелкий счетный материал (грибы, елки, кубики, шарики), наборы цифр от 1 до 10, наборы полосок, различные по длине, наборы лент и полосок, различных по ширине, картинки с изображением частей суток, наборы геометрических фигур и т.д.

На одной из стен желательно оформить панно, на котором можно размещать работы детей, выполненные по сюжетам сказок. В содержание таких работ  следует включать элементы, которые позволяют детям получать и математические знания.  Например, на картине, выполненной по сказке Е. Шабад "Лесенка" изображены персонажи сказки, сидящие на лесенке из 6 ступенек. Дети могут посчитать количество ступенек, количество героев.  Среди работ должны быть и такие, где изображены ситуации сказок, которые дети проигрывают в настоящее время. В конце или в начале занятия дети рассматривают панно, обсуждают с педагогом рисунки, сравнивают их элементы по величине, форме, количеству. На таких панно достаточно наглядно могут быть отражены пространственно-временные представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"

Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

«Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации»

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. 2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.3. Описание новых образ...

Конспект НОД по формированию у детей здорового образа жизни "Пейте, дети, молоко- будете здоровы"

основная цель занятия - формирование у детей понятия "здоровое питание"...

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет) 1 раздел Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности. Цель: Формирование у детей целостного представления о работе больницы Задачи: Ра

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы  (4 -5 лет)1 разделОбогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.Цель:...