Главные вкладки

    Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
    опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

    Смирнова Наталья Викторовна

    Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. 

    ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

    КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ

    В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_i_eksp.s_vodoy.docx85.17 КБ
    Файл igry_i_zksper._s_peskom.docx162.67 КБ
    Файл igry_i_eksp._s_vetrom_i_vozduhom.docx32.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа.

    1. Игра «Самодельный водопад»

    Цель:Развитие моторики рук.

    Содержание:Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

    1. Игра «Попади в цель»

    Цель: Подбрасывать вверх мяч и ловить.Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».

    Содержание.Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает, как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.

    После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.

    1. «Выжми мочалку»

    Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

    Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

    Игра развивает мелкую моторику.

    1. «Бумажные кораблики». Запускание в тазу корабликов, изготовленных детьми в технике «Оригами».

    1. «В час по чайной ложке» Переливание воды из одного сосуда в другой с помощью чайных ложек или других маленьких сосудов. Тренировать умение измерять объем условными мерками.

    1. «Шарики в воде»В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.Необходимый инвентарь:  две глубоких тарелки или два небольших тазика,, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

    Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые шарики не тонут в воде.

    1. «Волшебное свойство воды». Необходимый инвентарь:  резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

    1. «Разлить поровну». Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана.  Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

    Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

    1. «Кто дальше выстрелит» . Стрельба водой из брызгалок (однор шприцов, водяных пистолетов) в неподвижную цель – например, дерево. Развивать меткость, аккуратность при обращении с водой.

    1.  Полив песочницы издали из одноразовых шприцов. Развивать меткость.

    1. «Шланг». Полив цветов через трубу – наливание воды из бутылки в трубу, направленную в сторону растения. Расширять представления детей об окружающем.

    1. «Разноцветные соломинки». Показать, как забурлит вода, если дуть в нее через одноразовую соломинку .

    1. «Маленькие трубы» - проливание воды через соломинку для коктейля с помощью одноразового шприца без иглы.

    1. «Укольчики» - показать как делаются уколы с помощью игрушечного шприца без иглы и  «человечка» из губки: набрать воды в шприц, колоть правильным движением, медленно «вводить лекарство». Расширять представления детей  об окружающем: о профессии врача,  выработка правильного представления о месте и способе инъекции.

    Экспериментирование:

    ОПЫТ №1

    «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

    Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

    Материал: зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.

    Ход:

    Рыхлый снег темнее в марте, Тают льдинки на окне

    Зайчик бегает по парте И по карте на стене.

    Поиграем с зеркалом? Зеркало и другие блестящие предметы отражают солнечные лучи. Сейчас мы в этом убедимся.

    Дети ловят зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит?(зеркало отражает солнечные лучи, меняя его наклон можно играть).

    Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи (вода их отражает), если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.

    Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент.

    Вывод: все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.

    ОПЫТ №2

    «ИГРА В ПРЯТКИ»

    Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

    Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

    Ход:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Будем капельку искать

    Из пипетки появилась

    На стекле растворилась…

    Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

    Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)

    Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

    На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

    Вывод: при попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

    ОПЫТ №3

    «ПРЯТКИ»

    Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

    Материал: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани.

    Ход:

    Что вы видите в баночках?

    Какого цвета вода?

    Хотите поиграть с камешками в прятки?

    В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним (он тяжёлый, опустился на дно).

    Почему камешек видно? (вода прозрачная)

    Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (камешка не видно – вода подкрашена, не прозрачная).

    Вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.

    ОПЫТ №4

    «ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА МОЖЕТ СТАТЬ МУТНОЙ»

    Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)

    Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.) Дать представление, что прозрачная вода станет мутной, если бросить в нее песок или землю, а постояв, отстоится и станет на вид прозрачной, подвести детей к выводу, что прозрачная на вид вода может быть грязной и непригодной для питья. Рассказать, что для очистки воды используется кипячение или фильтры.

    ОПЫТ №5

    «ТЁПЛАЯ И ХОЛОДНАЯ ВОДА».

    Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

    Материал: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

    Ход:

    Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

    Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

    Делают вывод: вода – добрый помощник человека.

    ОПЫТ № 6

    «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

    Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

    Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

    Ход:

    Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой.

    Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки).

    Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

    Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

    Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает)

    ОПЫТ №7

    «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

    Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

    Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

    Ход:

    В –ль: Какую песенку поет вода?

    Дети: Буль, буль, буль.

    В – ль: Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

    Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

    Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

    Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

    ОПЫТ № 8

    «Фильтр».   Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной   водой.

    На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.

    Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.

    Затем с помощью салфетки – фильтра  очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните.  Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?

    Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.

    Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.

    Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться  


    Картотека игр и экспериментов с водой в старшей и подготовительной группе.

    https://nstopt.ru/upload/cash/a961fac93f6a3caa9e592099a89c4b54-480.jpg



    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

    1.  «Отгадай загадку» («Угадай, что спрятано в песке»)

    Цель игры: развитие у ребенка мелкой моторики и мышления, развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию.

    Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки.

    Суть игры: взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать в песке эту фигурку.

     

    1.  «Чего на свете не бывает». 

    Цель игры: развивать воображение, связную речь.

    Ход игры: предложить,  используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает»..Развивать связную речь, побудить сочинить сказку о получившемся.

    1. « Во саду ли, в огороде». Стимулирующий материал: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

     Ход игры: По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

    1.  «Общим словом назови и запомни»

     Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

     Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

     Ход игры:

     Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.

     По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

    1. Игра «Песочные узоры»

    Цель игры: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

    Для данной игры потребуется поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.

    Суть игры: родитель сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку. Остальные дети могут понаблюдать, как сыплется песок, образуя горки, дорожки и различные узоры.

     Конус с дыркой мы возьмём,

     Песок сыпать начнём.

     Кулёк качается,

     узор получается.

    1. «Кондитер». Высыпая сухой песок через картонную воронку  на большой кулич – «торт», прорисовывать узоры.Дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений. Закреплять представление о профессии кондитера.

    1. «Замок сказочных котов» - украшать «замок» (конус из песка) куличиками с помощью формочек «котята». Развивать воображение, сенсорику, аккуратность.
    2. «Подземные туннели». Предложить детям прокопать сообщающиеся туннели в мокром песке. Закреплять представление детей о свойствах песка, развивать воображение, умение действовать по замыслу.

    1.  «Путь сквозь гору».  Предложить детям прокопать ровный туннель в «горе» (конус из песка) , проложив «шоссе» для игрушечных автомобилей. Закреплять представление детей о свойствах песка, развивать воображение, умение действовать по замыслу.

    «Рисуем палочкой»

    Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей.

    Цель игры: развитие усидчивости, внимания, фантазии.

    Суть игры: воспитатель предлагает ребенку порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение. 

    Здравствуй, песок!
    Цель: снижение психофизического напряжения.
    Оборудование: Песочница. 
    Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
    • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
    • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
    • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной сто-роной;
    • перетирает песок между пальцами, ладонями.
    В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
    Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

    Песочный дождик
    Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
    Оборудование: Песочница. 
    Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
    Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песоч-ницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
    Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

    1. Песочный ветер
      Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом.
      Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля. 
      Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
      Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

      Необыкновенные следы
      Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
      Оборудование: Песочница. 
      Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
      «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
      «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
      «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
      «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

    «Подземные жители» («Кроты»)
    Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
    Оборудование: Песочница. 
    Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
    Ход игры: Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
    Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
    Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

    Песочные прятки
    Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, об-разного мышления, произвольности.
    Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
    Ход игры: Первый вариант
    Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
    Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
    Второй вариант
    Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
    Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
    Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
    Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

    « Секреты сухого и мокрого песка»
    Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
    Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоя-щие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
    Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
    «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
    «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгива-тель.
    Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
    Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.
    Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики»
    Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

    Песочные строители
    Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
    Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки. 
    Ход игры: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
    В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
    Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

    Кто к нам приходил?
    Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
    Оборудование: Песочница, набор формочек. 
    Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает фор-мочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

    Узоры на песке (1 вариант)
    Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
    Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..
    Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
    Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
    Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

    Узоры на песке 2 вар.
    Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
    Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки. 
    Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
    На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

    Песочный круг
    Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
    Оборудование: Песочница. 
    Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

    Победитель злости
    Цель: стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умение справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
    Оборудование: Песочница.
    Ход игры: Педагог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
    Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
    Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
    Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

    Угадай на ощупь
    Цель: Развитие мышления, моторики.
    Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
    Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

    Заборчики
    Цель: Развитие мышления, моторики.
    Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки.
    Ход игры: ребенок руками лепит заборчики по кругу.

    "Волшебные отпечатки на песке" Педагог и дети оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.

    Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели
    Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
    Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, игрушечные деревья, цветы, грибы. 
    Ход игры: Педагог. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.
    Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).
    Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели
    Ход игры: Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.
    Мы едем в гости
    Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
    Ход игры: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
    Педагог. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
    Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
    В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.
    Детские секретики 
    Цель: формировать умение у детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
    Оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.
    Ход игры: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изо-бражениями дерева, реки, гор, леса, домов.
    Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
    Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
    Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
    Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

    Веселые соревнования
    Цель. Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Разви-вать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
    Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).
    Ход игры. Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова: Побежали вдоль реки пальцы наперегонки.
    Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.
    Волшебный клад
    Цель. Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
    Оборудование: песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
    Ход игры. В руках педагога - кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад.
    Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

    Игра «Путешествие в сказочный город»

    Цель:Развитие образного мышления, воображения, речи.

    Содержание:Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.

    Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.


    Игра «Новая квартира куклы Маши»

    Цель:Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

    Содержание:Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.

    Квартиру кукла Маша получила

    И мебель в магазине закупила:

    Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол

    Занес в квартиру грузчик и ушел.

    Куда же мебель расставлять?

    На помощь Мишку надо звать.

    Медведь откликнулся на зов,

    План начертил и был таков.

    Одна опять осталась Маша,

    И загрустила кукла наша.

    Поможем мебель ей расставить,

    По плану в комнату поставить.

    Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

    Игра «Строители на сказочном острове»

    Цель:Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

    Содержание:Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

    В океане остров был чудесный,

    Никому доселе не известный.

    Замки, башни и дворцы

    Возвели строители-творцы.

    Но черные тучи вдруг набежали,

    Солнце закрыли, ветер позвали.

    Жители спрятаться только успели,

    Огонь, ураган и дождь налетели.

    Разрушено все: только камни одни.

    Вот что осталось от этой страны.

    Теперь не существует дивной красоты.

    Остались лишь одни мечты, что.

    На этом письмо прерывается.

    Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

    1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

    2. Что это был за человек?

    Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

    Игры с решетом

    Цель: Развитие тактильных ощущений.Знакомство со свойствами песка.

    Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»


                       Экспериментирование:

    ОПЫТ №1

    «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

    Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

    Материал: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла.

    Ход:

    Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть?

    Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.

    Вывод: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.

    Почему песок тонет?

    В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

    Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.

    ОПЫТ №2

    «СОРЕВНОВАНИЕ»

    Цель: познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

    Материал: две стеклянные банки с почвой (одна с рыхлой, другая – с уплотнённой), палочка, черенок традесканции.

    Ход:

    Где мягче почва – на газоне или на тропинке? Давайте проверим все версии.

    1 Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. По совету воспитателя делают луночки. В какую почву палочка проходит легко, в какую с трудом?

    Сажают в луночки черенки традесканции, поливают их умеренно.

    2 Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают, где почва высохнет быстрее? Почему?

    Вывод: уплотнённая почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду; рыхлая хорошо пропускает воду и воздух; быстро высыхает.

    ОПЫТ №3

    «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

    Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.

    Материал: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.

    Ход:

    Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий);

    Из сухого песка слепить колобок – не получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);

    Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит в глубь).

    Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

    ОПЫТ №4

    «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА (то же с песком)»

    Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

    Материал: две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопаточка.

    Ход:

    Почва бывает разной: Чёрной, жёлтой, красной,

    Глинистой, песчаной, подзолистой, болотистой,

    Серой лесной, ещё чернозёмной.

    Как узнать в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (обследовать пальцами, сравнить цвет, запах)

    Вывод: сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая.

    Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, которой закрыта баночка с сухой почвой – нет.

    Вывод: сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.











    ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

    http://ckroir.drogichin.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=9503



    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ

    В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

    1. Игры с вертушками. Вертушки ветерок приведет в движение, если с ней бежать или стоя «поймать» ветер.  Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как вертушки закрутились.Со старшими детьми можно изготовить вертушки своими руками, из бумаги.
    2. Игры с султанчиками. В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.

    1.  Игры с мыльными пузырями. Можно пронаблюдать, как высоко поднимаются пузыри, в какую сторону ветер их относит.

    1. «Летающий осьминог»  из целлофановых пакетов – изготавливается из разрезанных и привязанных на нитку целлофановых пакетов. Дети бегают, «осьминог» летит.

    1. Запускание воздушного змея

    1. «Ветер-музыкант». «Мелодию» ветра можно услышать, если соорудить небольшую конструкцию из металлических предметов  (ложечки, шурупы, металл.банки, трубочки) подвешенных на нитки так, чтобы при дуновении ветра предметы сталкивались

    1. Простейший флюгер из пластиковых бутылок.  Наблюдать за направлением ветра. Дать детям самим раскрутить флюгер.

    1. Опыт «Движение воздуха»

    Цель: Показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

    Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение?

    Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.Вывод: Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать , обмахивая лицо.

    Экспериментирование:

    Опыт с воздухом №1. Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

    Опыт с воздухом №2.

    После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

    Опыт с воздухом № 3.

    Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

    Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

     

    Опыт с воздухом № 4.

    Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

    Опыт с воздухом № 5.

    Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

    Вывод: Воздух легче воды.

    Опыт с воздухом № 6.

    Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

    Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.  

    Опыт с воздухом № 7.

    Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик

     может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

     

    Опыт с воздухом № 8.

    Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

    Опыт с воздухом № 9.

    Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

    несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

    Опыт с воздухом № 10.

    А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

    Опыт с воздухом № 11.

    Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

    Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

    Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

     


    КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ

    В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

    http://s17.rimg.info/e6027b28a674a1f3bced4714e4f8d6ad.gif


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – ...

    Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

    Песок, глина1 СыпучестьОборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумагиВозьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь...

    Картотека игр и экспериментов с водой и воздухом

    ОПЫТЫ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ Опыт 1. Чем сильнее ветер, тем больше волны.Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ве...

    Спортивный квест на свежем воздухе для старших, подготовительных групп «По следам Снежной Королевы»

    декабрь 2016 год. Время перед Новогодними праздниками наполнено волшебством, цветными огнями, ожиданием чуда! Цель: совершенствовать двигательные навыки посредством квест игры с литературным...

    Картотека: Опыты и эксперименты с водой (для старшего дошкольного возраста)

    Какие свойства имеет вода, ее передвижение в почве, как образуется иней - и другие опыты и  эксперименты можно провести с водой в старшем дошкольном возрасте....