Проектно-исследовательская деятельность с использованием мыслительных карт. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена
методическая разработка

Галинская Вера Андреевна

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный постоянно действующий семинар по познавательно-речевому развитию -  интеллектуальный клуб «Эврика»

по теме «Проектно-исследовательская деятельность

с использованием мыслительных карт.

 Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена»

Подготовила

Галинская В.А., старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад № 37

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

План:

1.   Приветствие, игра «Цепочка ассоциаций» со слушателями семинара.

2.  Теоретические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

3.   Выступление учителя-дефектолога Шевченко О.А. по теме «Использование мыслительной карты в процесс реализации проекта «Греет ли одежда?» в подготовительной группе компенсирующей направленности (дети с ЗПР).

4. Выступление учителя-логопеда Макаренко С.Б. по теме «Работа с помощью интеллект-карты по лексической теме «Дикие животные»   в подготовительной группе компенсирующей направленности (дети с ОНР)»

5. Демонстрация возможности применения метода мыслительных
карт  на практике. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена педагогами.

6. Распространение памяток среди слушателей семинара.

1. У нас на игровой площадке игра «Цепочка ассоциаций».  Я назову слово, а задача соседа слева - быстро сказать слово-ассоциацию, которое пришло Вам на ум, следующий сосед произносит свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д. Это могут быть совершенно разные слова, логически связаны друг с другом. В итоге громко произносится последнее слово.

Ассоциации нам помогут разобраться с темой нашего семинара и овладеть техникой составления мыслительных карт.

2. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист
по вопросам интеллекта, психологии обучения
Тони Бьюзен 
в 60-70-х гг. XX в. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться, относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей порождаются новые. Попытки упорядочить их и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводят к плачевным результатам.

Известно, что у человека два полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы мозга. Правое – за восприятие цвета, ритма, воображение, образа, размера. В школе, нередко и в дошкольном образовании в первую очередь развивают способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому  у них могут возникать сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. Создание карт ума позволяет активизировать свое правое полушарие с минимумом материальных, энергетических и временных затрат.

Майндмэппинг, или как его еще называют, майнд-менеджмент – несложная техника графического представления информации, фиксирование собственного мышления, которое изображают на бумаге в виде, напоминающем древовидную диаграмму. Связи, которые создаются в процессе майндмэппинга, называют картой мыслей (она же mind map, интеллект-карта, ментальная карта).

Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Майндмэппинг позволяет составлять собственные конспекты либо запоминать уже готовые, делать заметки, планировать эссе, курсовые и дипломные работы, создавать презентации, быстро учить билеты и готовиться к экзаменам.

Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике. Разработка и реализация проектов широко освещены в различных методических рекомендациях, а о методе мыслительных карт, используемом в работе с дошкольниками информации нет или почти нет.

Дошкольники умеют самостоятельно выдвигать темы проектов, они понимают, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон.

Использование метода мыслительных карт в проектной деятельности позволяет сгруппировать полученные детьми знания, упрощает запоминание, развивает у дошкольников чувство уверенности, вместо страха («Я не могу! У меня не получится!»), у детей возникает интерес и желание что-то попробовать самим.

Мыслительные карты при организации проектно - исследовательской деятельности  в детском саду используются для:

  • планирования деятельности;
  •  упорядочивания и систематизации информации;
  • поиска решений в сложной ситуации;
  • рассмотрения различных вариантов решения задач;
  •  улучшения запоминания;
  • подготовки к выступлениям.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее дети рисуют толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Дети добавляют каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

Законы содержания и оформления

1. Используйте эмфазу (визуальное выделение части текста с целью сделать его более заметным)

Всегда используйте центральный образ.

Как можно чаще используйте графические образы

Для центрального образа используйте три и более цветов.

Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы

Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).

Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.

Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.

Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

2. Ассоциируйте

Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.

Используйте цвета.

Используйте кодирование информации.

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

Используйте печатные буквы.

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.

Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.

Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

Делайте главные линии плавными и более жирными.

Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».

Старайтесь располагать слова горизонтально.

4. Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры

1. Соблюдайте иерархию мыслей.

2. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.    

Полезные свойства интеллект-карт

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

НаглядностьВся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

ПривлекательностьХорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен

рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Преимущества мыслительных карт в том, что:

  • Их легко научиться составлять.
  • Можно запомнить быстро и качественно много информации.
  • При составлении мыслительных карт задействовано правое и левое полушарие головного мозга, следовательно, развивается мышление, память, воображение.
  • Писать нужно мало, написать можно быстро, следовательно, процесс письма приносит удовольствие
  • В готовой мыслительной карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

3.   Выступление учителя-дефектолога Шевченко О.А. с презентацией «Использование мыслительной карты в процесс реализации проекта «Все об одежде» в подготовительной группе компенсирующей направленности (дети с ЗПР).

4. Выступление учителя-логопеда Макаренко С.Б. с презентацией «Работа с помощью интеллект-карты по лексической теме «Дикие животные»   в подготовительной группе компенсирующей направленности (дети с ОНР)»

5. И так, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше – потому что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования карт, вы сами поймёте как их правильней всего рисовать.

За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт, хотя фамильное сходство в любом случае налицо.

Итак, приступим:

Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.

Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.

В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.

От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

Слушатели делятся на 4 группы, вытягивают лист с заданием и приступают к составлению карты. После завершения работы каждая группа представляет вниманию присутствующих свою карту с объяснением.

Темы для выбора: день рожденье супруга, посещение театра, отпуск, ремонт квартиры, тур за границу, рождение малыша в семье, дача, поход через перевал с ночевкой.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по составлению интеллект-карты

Памятка по составлению интеллект-карты для воспитателей детских садов...

Технологическая карта мастер-класса с мамами «Забавные обитатели моря»

Основная цель мастер класса обогащение представлений родителей о нетрадиционных техник рисования.Рисование нетрадиционными техниками способствует развитию творческой личности,раскрепощает детей и позв...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАСС «Использование многофункционального дидактического игрового пособия «Крышкоград»»

Задачи мастер-класса:-Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;- Сформировать представления у уча...

Технологическая карта мастер-класса для педагогов

Цель мастер-класса: дать педагогам представления о применении образовательного геокэшинга.Задачи:- познакомить со структурой геокэшинг игры;- заинтересовать педагогов инновационными формами работы с д...

НОД Составление интеллект-карты по теме «Наша Родина – Россия»

Работа по совершенствованию связной речи ,составлению интеллект-карты по теме «Наша родина – Россия» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями р...

Консультация "Интеллект - карты Тони Бьюзена"

В материале рассказывается о интересном способе запоминания и систематизации информации, разработанном психологом Тони Бьюзеном. Освоив способы составления и использования интеллект - карт, можно не т...